ФУТБОЛ |
EURO-2004 |
ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ |
Виталий АСТАФЬЕВ
МОЖЕТ БЫТЬ, ПОИГРАЮ В РОССИИ
Капитан сборной Латвии отдыхает в Риге, на взморье. Здесь его узнает всякий - даже к футболу равнодушный. Пришла к человеку слава, с которой он не сталкивался никогда. А в голосе Астафьева звучит какая-то грусть:
- Я до сих пор там, на чемпионате. Больше думать ни о чем не могу.
- Героем, наверное, себя чувствуете?
- Ох, только не надо громких слов. Не чувствую.
- Даже тогда не чувствовали, когда вашу команду встречали в Риге именно в таком качестве?
- Тогда, вы правы, ажиотаж был страшный. Болельщики, цветы, песни, поздравления. Да и сейчас, хотя уж сколько времени прошло, на улицах подходят. Не только ко мне - к любому футболисту сборной. Интерес к нам возрос в несколько раз.
- На вашей памяти команду хоть раз так встречали?
- Да. Причем совсем недавно. Мы ведь в стыковых матчах не кого-нибудь, а Турцию обыграли. Прилетели из Стамбула в пять утра - и увидели совершенно потрясающий праздник прямо в аэропорту. Он забит был, хотя общественный транспорт еще не ходил. Люди три часа нас ждали - рейс-то задержали. Пожалуй, тогда встреча была даже серьезнее нынешней.
- Что Александр Старков говорил вам в раздевалке после игр с чехами и с немцами?
- Поздравлял. А после игры с Германией тренер отыскал особые слова: "На табло ничья, но на самом деле это - наша большая победа. Победа каждого из вас. Победа нашей страны". У нашей сборной были три момента, когда переполняло счастье. Когда, обыграв Швецию, заняли второе место в группе и попали в стыковые матчи. Второй - в Стамбуле, где мы оформили путевку на Euro. И, конечно, игра с Германией. Каждый из этих моментов дорог по-своему, сравнивать сложно. Кстати, после Турции казалось, что теперь мы можем обыграть кого угодно. Остановились в шаге от победы над чехами - даже это поражение веру укрепило.
- Другое поражение, от Голландии, наверное, иные чувства оставило?
- Хотелось бы остановиться в том матче на цифрах 0:2. Три мяча - вроде как разгром. Неприятный осадок был, но растворился он сразу после игры. Все равно мы - молодцы. Весь турнир - со знаком плюс.
- А задумывались всерьез, что способны выйти в четвертьфинал?
- До первых минут игры с голландцами такая мысль была. Но те нас, конечно, задавили. Можно рассуждать на тему, как все повернулось бы, не поставь судья пенальти в наши ворота. Но то, что голландцы сильнее, факт. Они еще немало моментов не использовали. Бороться было сложно.
- По вашей, капитанской, версии - кто главный герой Латвии на Euro?
- Команда.
- Чем занимаетесь в отпуске?
- Следил за чемпионатом Европы. Отдыхаю. Этот отпуск - лучший в моей жизни! И - никакого футбола, кроме телевизионного. Дал организму передышку. Все силы в Португалии оставил. Правда, не могу сказать, что совсем не работаю. С радио звонкам нет конца - сплошные прямые эфиры. Дня не проходит без интервью. Так что отпуск - отпуском, а дело - делом.
- Вы больше ста матчей провели за сборную. Самые памятные?
- Все-таки последние три. Пик карьеры. Такое бывает раз в жизни.
- Не гнетет мысль, что пик карьеры - позади?
- Абсолютно не гнетет. Потому что впереди у Латвии чемпионат мира. Мы уже знаем, как выходить в финальную часть больших турниров. Главное, что страха больше нет. Немцы подтвердят.
- Сувениры какие из Португалии привезли?
- Майки для коллекции. Чешская, например, с номером "три" и фамилией "Мареш". На поле расстроен был и поменяться ни с кем не успел. А на допинг-контроле Мареша встретил, вот обмен и состоялся. Немецкой футболкой, правда, не разжился - соперники после ничьей в секунду в раздевалку умчались. А на память от игры с голландцами осталась майка ван Бронкхорста, левого защитника.
Друзья и родственники пытаются у меня эти майки выпросить, но никому не отдаю. Слишком дороги. Как и та латвийская майка, в которой было добыто первое для страны очко на чемпионате Европы. Для друзей у меня припасены обычные футболки сборной.
- В собственных глазах после Euro выросли?
- Цену себе и так знаю.
- Агенты на чемпионате Европы осаждали?
- Есть любопытные предложения, но пока шел чемпионат, даже вникать в них был не в состоянии. Пусть пока работают мои менеджеры.
- Варианты в России есть?
- Да.
- Обратно в Австрию, где играли последние годы, не тянет?
- Об Австрии не хочу даже вспоминать, прочитанная страница. Настолько некрасиво клуб со мной простился. Буду искать другую страну.
- То есть ветераном себя не чувствуете?
- Нет. Такое ощущение, что только вчера играл против датчан, тогдашних чемпионов Европы. Поверить не могу, что прошло с тех пор двенадцать лет. И мне уже 33. Но это не футбольная старость. Наоборот, лучшее время. Опыт громадный, а ноги еще бегут. Сил, как у молодого.
Юрий ГОЛЫШАК