Газета Спорт-Экспресс № 159 (3537) от 16 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 июля 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОДИССЕЯ-2004

ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 28 ДНЕЙ

ЗОНА РИСКА НА ОЗЕРЕ КРУГЛОМ

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Как вчера сообщал "СЭ", в среду на базе "Озеро Круглое" прошли контрольные соревнования российской олимпийской сборной

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

с базы "Озеро Круглое"

Накануне контрольного старта знаменитому гимнасту 60-х Валерию Кердемелиди приснился сон. Будто стоит он в своем нынешнем, весьма солидном возрасте в гимнастическом зале, а его ровесник и друг по сборной тех лет, многократный олимпийский чемпион Борис Шахлин выполняет упражнение на кольцах. Потом делает соскок и говорит: "Иди, Валера. Твоя очередь". "Я не готов", - в ужасе отвечает Кердемелиди. И слышит в ответ: "А куда деваться? Олимпийские игры..."

Вряд ли стоит удивляться тому, что приближающиеся Игры в Афинах до такой степени завладели мыслями всех, кто так или иначе связан со спортом. Первое ощущение на входе в гимнастический зал спортивной базы "Озеро Круглое" - тотальная сосредоточенность. Ни улыбок, ни громких разговоров. Такова нынешняя гимнастика: ошибся на сантиметр - можно распрощаться со спортом навсегда. В лучшем случае отделаться травмой.

Так неделю назад сильно разбила голову двукратная олимпийская чемпионка Сиднея Елена Замолодчикова: споткнулась в разбеге на опорный прыжок и улетела под снаряд, воткнувшись головой в металлическую стойку. В среду на контрольных соревнованиях Лена выступала, еще не сняв швы. И вопреки предписаниям врачей. Главной задачей для нее было даже не выступление как таковое. А тот самый прыжок: чрезвычайно сложно заставить себя вновь повторить сложную комбинацию, когда предыдущая закончилась столь страшно.

Предписания врачей в спортивной гимнастике - вещь довольно абстрактная. Людмиле Ежовой прооперировали колено всего за три недели до чемпионата России. Догадаться об этом было почти невозможно: комбинация Ежовой на бревне, с которой гимнастка совершенно уверенно стала чемпионкой, - одна из сильнейших в мире.

Чемпион мира Николай Крюков, не так давно травмировавший голеностоп, напротив, всем видом показывал, что упакованная в лангетку нога доставляет ему массу страданий. На лицах товарищей по команде особого сочувствия не просматривалось. Да и к травмам все относятся по-разному.

- Был похожий случай, - вспомнил главный тренер гимнастической команды Леонид Аркаев. - На чемпионате мира в Роттердаме, накануне Олимпийских игр в Сеуле, аналогичную травму получил Валерий Люкин. Я принял решение исключить его из состава, поблагодарил за работу и только собирался сказать, что он, наверное, и сам понимает, что чемпионат для него закончен, как Валера говорит: "Я смогу выступать". Я настолько растерялся, что выдал первое, что пришло в голову: "Ну-ка сделай мне фляк - двойное сальто". Прыгнуть такую связку почти с места невероятно тяжело - не все акробаты справятся. Люкин же сделал это не задумываясь. Вижу, больно ему, но терпит. Я его оставил в команде. Валера прекрасно отработал все снаряды, стал чемпионом мира. До сих пор помню, как в последнем виде программы, на перекладине, он делает тройное сальто, встает в доскок - и не может сойти с места: нога отказала окончательно.

Гимнастика - занятие жестокое. В какой-то из моментов тренировки на бревне Маша Крючкова - одна из основных кандидаток в олимпийскую сборную на этом снаряде - не выдержала, расплакалась. И тут же получила внушение от старшего тренера женской команды Марины Булашенко.

- Пойми, - чеканя слова, объясняла та, - предварительные командные соревнования начнутся в 10 утра. Возможно, этот вид будет для тебя единственным выходом на олимпийский помост. Именно в это время, а не позже, ты должна быть готова показать все, что умеешь. Поэтому еще раз повторяю задание: сделать комбинацию три раза подряд.

Едва Крючкова, вытерев слезы, отправилась на снаряд, Булашенко добавила:

- Четыре потери равновесия в одном прогоне - комбинация не засчитывается.

По-другому, наверное, нельзя. Поэтому ежедневный подъем у женской части сборной в 6 утра. Практика показывает, что 4 часа - это время, за которое мышцы и нервная система способны полностью пробудиться и максимально активизироваться. Ведь нынешние правила не оставляют спортсменам права на ошибку. Команда - шесть человек. Именно такое количество спортсменов и спортсменок каждая страна имеет право привезти в Олимпийскую деревню. В предварительном командном первенстве на каждый снаряд допускаются пятеро, и четыре лучших результата идут в зачет. А вот в финале на снаряде остается по три представителя от страны. И все три оценки суммируются. Единственная ошибка кого-либо из гимнастов может стать роковой. Как получилось, кстати, на апрельском мужском чемпионате Европы. Аркаев до сих пор уверен: Россия могла бороться за золото. Но у лидера - олимпийского чемпиона Алексея Немова - случилось целых три падения: на коне, брусьях и перекладине. И сборная оказалась в конце турнирной таблицы.

Из нынешней сборной в Сиднее выступали всего четверо. Замолодчикова и Светлана Хоркина - у девочек, Немов и Алексей Бондаренко - у ребят. Контрольный старт, пусть и был сугубо "внутренним", показал многое. Например, то, что женская сборная вполне сможет бороться в Афинах за командное первенство. А вот мужская - вряд ли. Слишком очевидны пока слабые места наиболее опытных лидеров. Например, пять из шести комбинаций сильнейшего российского многоборца Бондаренко имеют наивысшую базовую стоимость - 10 баллов, но исполнение оставляет желать лучшего.

Поэтому и не хочет Аркаев делать прогнозы. Последние коррективы будут внесены в состав уже в Греции. Заключительный трехнедельный сбор, который продлится до начала Игр, российские гимнасты проведут в спокойном местечке на афинском побережье, отделенном от города автострадой. Такая схема подготовки опробована неоднократно: и в Атланту, и в Сидней российская сборная приезжала заблаговременно. Теоретически заселиться в Олимпийскую деревню можно уже 30 июля, но это означает почти на две недели остаться без запасных. Риск же, по мнению Аркаева, хорош лишь тогда, когда оправдан.