ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ. 3-й тур |
ЛУЧЕСКУ - НЕ ШУСТЕР, ИЮЛЬ - НЕ МАРТ
ДНЕПР - ШАХТЕР - 1:3 (1:1) |
Голы: Рыкун, 6 (1:0). Марика, 45 (1:1). Тимощук, 63 (1:2). Агахова, 90+3 (1:3).
"Днепр" (Днепропетровск): Кернозенко, Грицай, Езерский, Максимюк (Семочко, 46), Костышин, Радченко (Кравченко, 80), Матюхин, Русол, Рыкун, Назаренко, Ротань.
"Шахтер" (Донецк): Лаштувка, Стойкан, Левандовски, Бэркэуан, Рац, Тимощук, Матузалем, Срна (Белик, 68), Вукич (Дуляй, 55), Воробей, Марика (Агахова, 81).
Наказания: Езерский, 23. Бэркэуан, 35. Русол, 60. Тимощук, 71. Агахова, 84 (предупреждения).
Судья: Мельничук (Симферополь).
24 июля. Днепропетровск. Стадион "Метеор". 18 000 зрителей (вмещает 25 000). 23 градуса.
Юрий ЮРИС |
из Днепропетровска |
ПОЧЕМУ ОБОШЛОСЬ БЕЗ АНШЛАГА?
Футбольный диалог "Днепра" и "Шахтера" по уровню звучания на Украине и, соответственно, по тем меркам, которые к нему теперь применяются болельщиками и специалистами, мало-помалу приближается к противостоянию горняков с киевскими динамовцами. "Громкость" была повышена сравнительно недавно - в прошлом сезоне, когда днепропетровские футболисты, до этого не слишком-то докучавшие "Шахтеру" своими притязаниями, отняли у вице-чемпионов Украины четыре очка. Их-то как раз и не хватило в итоге оранжево-черным, чтобы избавиться от ненавистной приставки "вице".
Хотя, возможно, я где-то и преувеличиваю принципиальность футбольного спора Днепропетровска с Донецком и выдаю желаемое за действительное. Такие сомнения невольно породили трибуны стадиона "Метеор". Вопреки ожиданиям и разговорам о мгновенно исчезнувших из касс билетах трибуны отнюдь не ломились от зрителей, а высвеченные на табло цифры - 18 000 - показались несколько преувеличенными.
Ясное вроде бы дело: лето, отпуска, дачи... Да и время начала матча - пять часов вечера выходного дня - вряд ли самое подходящее. Но даже с поправкой на сезонные обстоятельства полупустые трибуны смутили Луческу. На послематчевой пресс-конференции румынский тренер счел возможным произнести небольшой спич на эту тему: дескать, какие же еще матчи, как не этот, должны собирать полные стадионы, если мы не на словах, а на деле хотим поднять престиж украинского чемпионата?
Новый главный тренер "Шахтера" вообще оказался в центре внимания. Что легко объяснимо: славный футбольный Днепропетровск живет под проверенным девизом "Знай наших!", в то время как Донецк, наоборот, "наших" не слишком жалует и второй раз в этом году приезжает с новым иностранным главным тренером. В марте это был Шустер, теперь - Луческу. В чем и состояла ключевая разница, нашедшая в конце концов зримое воплощение на табло "Метеора".
По составу и уровню маетеровитости игроков "Шахтер" и весной не выглядел слабее "Днепра", но оказался тогда, по сути, заложником тренерской концепции Шустера, который "контроль над мячом" объявил практически самоцелью, альфой и омегой футбола. Луческу, разумеется, тоже не против контроля, только ведущего не в "никуда", а прямым курсом к воротам соперника. Никаких сомнений в этом не оставляют выданные горняками на-гора три стартовые победы в чемпионате, да еще над самыми серьезными соперниками - киевским "Динамо", "Черноморцем" и вот теперь над "Днепром".
ЗЛОПАМЯТНЫЙ СРНА
Быстрый гол Рыкуна, завершившего изящную и, главное, неожиданную для донецких защитников комбинацию (полузащитник хозяев поля перебросил мяч через выскочившего ему навстречу Лаштувку, а потом сам же добил в пустые ворота), не просто поднял "Днепру" настроение, но и создал прекрасные предпосылки для выбора вариантов продолжения игры.
На своем поле при поддержке зрителей, наверное, можно было бы рискнуть и не останавливаться на достигнутом, пока соперник переживал легкий шок. Однако "Днепр" посчитал в такой ситуации наиболее комфортной для себя игру на контратаках и отдал инициативу оранжево-черным.
Впрочем, глаголы-антонимы "отдать" и "взять" применимы тут в равной мере. Без усилий со стороны "Шахтера", уязвленного пропущенным голом, давление на ворота Кернозенко оказалось бы невозможным. И оно, это давление, стало нарастать с каждой минутой. В центре поля Луческу, который для каждого матча придумывает что-то новенькое, создал подобие клина из Вукича, Матузалема, Тимощука и Срны, которого на фланге видели реже обычного. Этот клин и должен был, видимо, выдолбить в обороне "Днепра" пространство для маневров Марики и Воробья. Но с первым плотно играл Матюхин, со вторым вполне справлялся Езерский, а нечастые огрехи партнеров со знанием дела подчищал Русол.
Поэтому "Шахтеру" оставалось уповать в основном на удары с дальних и средних дистанций, которые методично, и чаще всего неточно, наносили Стойкан, Матузалем, Вукич, снова Матузалем и снова Стойкан... "Днепр" периодически огрызался контрвыпадами. Однажды Максимюк обокрал Срну на своей половине поля, включил полную скорость и добежал с мячом до чужой штрафной. Донецкие защитники прервали этот забег, а вот ударить очень активному Назаренко с хорошей позиции помешать не смогли - пришлось Лаштувке спасать положение.
Срна между тем оказался "злопамятным". Когда время первого тайма было почти на исходе, хорват сполна расквитался с Максимюком: отобрал у него мяч, сделал навес на Марику, которому пытался помещать кто-то из днепропетровцев, но этим лишь усугубил участь Кернозенко. После небольшого рикошета мяч почти парашютом полетел в ворота по такой замысловатой траектории, что язык не повернется бросить упрек вратарю.
Счет 1:1 вернул команды на исходные позиции, однако психологически перевес перешел к отыгравшемуся "Шахтеру". Что и выявилось во втором тайме со всей очевидностью.
ГОЛ А-ЛЯ ЛИТОВЧЕНКО
Когда-то, лет десять назад, мы летели в одном самолете с кумиром днепропетровских фанатов конца 80-годов Геннадием Литовченко (сейчас он главный тренер харьковского "Металлиста" и помощник Павла Яковенко в молодежной сборной Украины. - Прим. Ю.Ю.) , и он мне поведал, как, будучи еще мальчишкой, разучивал в футбольной школе родного Днепродзержинска свой фирменный дальний удар, впоследствии наводивший ужас на вратарей. "Наш тренер переворачивал "вверх ногами" гимнастическую скамейку, и нужно было посылать мяч на такой высоте, чтобы он в скамейке застревал, - рассказывал Литовченко. - Это очень коварный для вратаря удар: мяч летит на самой неудобной для приема высоте - 40 - 50 сантиметров".
В субботу Тимощук забил прямо-таки а-ля Литовченко. Пусть не с игры - со штрафного. До ворот было метров 35, "Днепр" выстроил жиденькую "стенку" из двух игроков, которая, боюсь, мешала не столько капитану "Шахтера", сколько Кернозенко. Сильно пущенный Тимощуком мяч полетел именно "на самой неудобной для приема высоте", и голкипер увидел его уже в углу ворот.
Формально это и была, наверное, кульминационная точка игры, ее переломный момент - коль скоро гол Тимощука оказался в итоге решающим. Неформально же у "Днепра" были шансы, чтобы отыграться. Он бросился вперед большими силами, вперед пошли даже защитники. В частности, Матюхин не использовал хороший навес Радченко - пробил выше ворот, Езерский пытался выиграть воздушную дуэль у Лаштувки, опасно бил с лета Семочко, постоянно "грузил" мячи в штрафную горняков Назаренко...
Но по мере того, как таяло время, все очевиднее становились бесхитростность и бесперспективность хозяйского навала, а это уже было на руку "Шахтеру". Вышедший на замену Дуляй сначала сам ворвался в штрафную "Днепра", но немного не рассчитал точность удара, а потом не дождался паса от завозившегося с мячом Марики - иначе выход серба один на один с вратарем был бы неминуем.
АГАХОВА ОБОШЕЛСЯ БЕЗ КУЛЬБИТОВ
Довольно расхожее в футбольной среде выражение "угадать с заменами" всегда представлялось мне несколько оскорбительным для тех, кто эти замены делает. Если тренер перевоплощается в гадалку, тогда какой же он тренер?
В киевском матче с "Динамо" из первого тура среди джокеров Луческу оказался Дуляй - и он забил. Исход следующей игры - дома с "Черноморцем" - решил гол Агаховы, тоже вышедшего на замену. Наконец, проведя на поле в Днепропетровске меньше десяти минут, нигериец снова успел отличиться!
"Угадывать" с таким завидным постоянством, согласитесь, невозможно: нужно точно знать, кто из резервистов способен в нужный момент усилить игру твоей команды. Судя по всему, Луческу это знает.
Боже упаси, если кто-то подумал сейчас о камне в огород главного тренера "Днепра"! Такой матерый волк, как Кучеревский, наверняка знает о футболе не меньше своего именитого визави. Да вот незадача: нет у Кучеревского под рукой таких игроков на скамейке, какие есть у Луческу. Ну разве что Семочко, если говорить о субботнем матче. Еще при ничейном счете он однажды выиграл спринт у Раца, пробил под острым углом - Лаштувка спас ситуацию.
Что касается Агаховы, которому не составило труда переиграть один в один оставшегося в днепровских тылах Назаренко, то традиционно праздновать гол кульбитами на газоне на сей раз нигериец не стал. Видимо, потому, что этот мяч уже ничего не решал.
МНЕНИЯ ТРЕНЕРОВ НЕ СОВПАЛИ
Любопытно: взгляды главных тренеров команд по поводу исхода игры оказались диаметрально противоположными.
- Мы победили, потому что этого заслужили, - сказал Мирча Луческу. - С одной стороны, очень важно, что взяли три очка у непосредственного конкурента в борьбе за чемпионство, а с другой - получили ясное представление о состоянии своей команды перед первым квалификационным матчем Лиги чемпионов в Ереване 27 июля.
- Со стороны показалось, что "Шахтеру" еще и повезло?
- Может быть. Но фортуна всегда принимает сторону тех, кто рискует, кто много атакует и создает достаточно моментов, чтобы воплотить их в голы. "Днепр" - очень сильная команда, сражающаяся до конца, в чем мы вновь, как и после майского финала Кубка, сегодня убедились.
Не отметив никаких игровых достоинств у соперников, Евгений Кучеревский сосредоточился на теме невезения, постигшего его подопечных.
- Если бы нас "Шахтер", что называется, "рвал" по игре, тогда можно было бы смириться с цифрами на табло, - сказал он. - Не будь этих фатальных ошибок, допущенных футболистами "Днепра", не знаю, чем все бы закончилось. Особенно это касается первых двух голов в наши ворота. Сначала Максимюк сыграл неудачно, позволив сопернику сделать нацеленную передачу в штрафную. А второй мяч, пропущенный Кернозенко, вообще не из взрослого футбола...
На том и разошлись.