ВЕЛОШОССЕ |
"ТУР ДЕ ФРАНС" |
Лэнс АРМСТРОНГ |
НЕСТАНДАРТНЫЙ ГЕРОЙ АМЕРИКИ
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Недавно некая любознательная статистическая организация провела опрос спортивных болельщиков США с целью выяснить, кто из снимающихся в рекламе спортсменов имел бы наибольшие шансы убедить их приобрести рекламируемый продукт. Больше всех голосов получил Майкл Джордан, и это не удивляет, хоть он уже давно и не спортсмен. Гольфист Тайгер Вудс был вторым, что тоже вполне естественно: поклонники этого элитарного вида спорта, как правило, делают больше дорогих покупок, чем, скажем, представители люмпенской среды футбольных фанатов. А вот на третьем месте, отстав от Вудза лишь на один процент, был Лэнс Армстронг. Шестикратный победитель "Тур де Франс", занимающийся совершенно непопулярным в США видом спорта и выигравший свои главные гонки далеко за океаном, в состоянии, оказывается, заставить среднего американца ездить на автомобилях марки "субару", пить кока-колу, одеваться в одежду от "Найк" и пользоваться услугами почтовой службы США ("Ю.Эс.Постал" - главный спонсор команды Армстронга).
В рейтинге коммерческой популярности велосипедист обогнал и звезду НБА Шакила О'Нила, и теннисисток Серену Уильямс с Анной Курниковой, и целый выводок бейсболистов. Армстронг оставил позади даже Дэйла Эрнхардта-младшего, автогонщика в классе НАСКАР, который при желании может убедить жителей американского Юга, где автогонками бредит и стар, и млад, не только покупать жевательный табак, но и кормить им своих детей. При этом средний американский телезритель гораздо чаще увидит столь уважаемого им атлета в рекламе, чем за своим непосредственным занятием. Сам "Тур де Франс" в Америке транслируют по кабельному каналу, "дощелкаться" до которого дистанционкой не так-то просто. Куда проще дождаться рекламной паузы в популярной передаче и увидеть поджарого техасца, гоняющего по пустынным трактам за непревзойденными автомобилями "субару", оснащенными чем-то там эдаким.
О велоспорте в США не знают практически ничего. Несмотря на то что американцы велосипед уважают как средство активного отдыха, великими крутильщиками педалей и их достижениями ни один нормальный янки не интересуется. Судя по тем же опросам общественного мнения, велоспорт уступает в популярности даже таким нерейтинговым видам, как скачки, мини-футбол и "Формула-1", которую в Америке считают басурманским позорищем, не годящимся в подметки родному, миролюбиво побренькивающему на идеально круглых трассах НАСКАРу.
И тем не менее, несмотря на то что трансляции с "Большой петли" не так легко найти среди тьмы-тьмущей кабельных каналов всевозможной узкой специализации, достижения и прогресс Лэнса освещаются прессой обильно и с должным патриотическим пафосом. Популярнейшая программа спортивных новостей "Спортсентер" начинает свой обзор с событий во Франции - неслыханная вещь в разгар бейсбольного сезона. Ну а сами трансляции смотреть вовсе не обязательно: все равно кроме Армстронга ровным счетом ничего не покажут, и других велогонщиков можно будет увидеть лишь дышащими в худую спину, обтянутую желтой майкой. Ту крохотную часть населения, которую действительно интересует велоспорт, это страшно раздражает, но кого волнуют эти отщепенцы, желающие посмотреть на Ульриха, Клодена и Бассо? Ведь если в барах заштатных городишек люди, чье последнее общение с велосипедом состоялось при покупке трехколесников для детей, отрываются от бейсбола и просят переключить телеканал на "Тур де Франс", то делают они это отнюдь не ради каких-то иностранцев.
Сила личности спортсмена, сумевшего таким коренным образом переломить традиционные пристрастия американцев, должна быть невероятной. В США есть любопытная традиция: после Супербоула - финала чемпионата по американскому футболу - в раздевалку победителей звонит с поздравлениями сам президент. Этот момент футболисты ожидают с большим нетерпением, чем вручение кубка: ведь ни для каких других чемпионов верховный главнокомандующий к телефону не побежит. А в минувшее воскресенье Джордж Буш, собиравший, по сообщениям АР, пеньку и хворост на своем ранчо в Техасе, вдруг оторвался от этого умиротворяющего занятия, подумал с минутку, снял ковбойскую шляпу, вошел в дом и позвонил по международной линии, чтобы поздравить земляка.
При всех его недостатках, о которых многие с готовностью вспомнят, Армстронг уникален уже тем, что стал героем в одной из самых привередливых стран мира. Большинство американцев поставят его имя в один ряд с величайшими из великих - Джорданом, Уэйном Гретцки, Мохаммедом Али. Даже при том что в имидж идеального героя Лэнс отнюдь не вписывается. Слухи о применении допинга пока отметем. Вещественных доказательств этого не существует, как не существует и профессиональных велосипедистов, вокруг которых подобные слухи не витали бы. Недавнее резкое заявление другого великого американца, Грэга Лемонда, обвинившего Армстронга в нечестной игре и попытках заткнуть ему, Лемонду, рот шантажом и угрозами, к доказательствам все же не относится. Но у Лэнса хватает недостатков и без этого.
Шестикратный чемпион "Большой петли" горд, резок и подчас заносчив. На последних этапах гонки его сопровождал громадный эскорт телохранителей. На одной из промежуточных стадий в эпизоде, никак не повлиявшем на расстановку лидеров, Армстронг безжалостно отловил итальянца Филиппо Симеони, пытавшегося уйти в отрыв, и отправил его обратно в пелотон. Причиной послужили личные счеты с Симеони, который позволил себе намекнуть на прошлые связи Лэнса с некоторыми печально известными фармакологами. В отличие от других многократных чемпионов (Индурайна, Лемонда, Меркса) и всех нынешних соперников Армстронга интересует один лишь "Тур": он готовится к нему весь год, игнорируя остальные гонки, от "Джиро д'Италия" до Олимпиады, и выходит на "Большую петлю" на пике формы. Он получает миллионы долларов за рекламу и любит чувствовать себя знаменитостью. На "Туре"-2004 в качестве последней пассии его сопровождала поп-певица Шерил Кроу.
Но разве можно винить этого одержимого своим видом спорта фанатика за то, что он пользуется полностью заслуженным им правом быть самим собой? Он не внедрил новую тактику, не превзошел пределов человеческих способностей, не стал великим популяризатором велоспорта. Он просто выжил, сел на велосипед и победил. Не такое уж и плохое достижение для недавнего ходячего трупа.
Пройдет еще какое-то время, Лэнс сойдет, наконец, с дистанции, и Америка мгновенно потеряет велоспорт из виду. Утихнут споры и забудутся домыслы. Обитатели баров переключат канал на бейсбол, президенты вернутся к своим приусадебным участкам, Шерил Кроу потеряет голос, а автомобили "субару" безнадежно устареют. Но имя шестикратного чемпиона самой трудной гонки мира останется в списке величайших из великих.