ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН. 24-й тур |
ЭЛИСТА: ФУТБОЛ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Население Калмыкии, согласно данным последней переписи, - 350 тысяч человек. В ближайшем от 110-тысячной столицы республики городе, Волгограде, жителей в десять раз больше. Крупных промышленных предприятий нет, главная отрасль - скотоводство. Еще есть заводы стройматериалов. Климат резко континентальный - зимой столбик термометра запросто падает до отметки 20 градусов со знаком минус, а летом 30-градусная жара - норма. Главные достопримечательности этих суровых мест - памятник Эрнста Неизвестного, Сити-Чесс с Остапом Бендером на въезде и футбольная команда "Уралан". Она, как и бронзовый Остап, живет в шахматном городке, а столуется в ресторане здешнего Дворца шахмат.
Теперь, похоже, футбола в Калмыкии не будет. Точнее - серьезного футбола. Он уходит из степного края следом за офшором, который вот уже несколько лет как закрыт. Команда, глядишь, еще выживет, доковыляв до финиша турнира в первом дивизионе. Зона "Юг" второй лиги - вот ближайшая перспектива клуба, открывшего Смертина и Кормильцева, Лухвича и Колодина. Вернуть Элисту в премьер-лигу главе республики и "Уралана" будет так же сложно, как Остапу Бендеру завладеть сокровищами покойной тещи Ипполита Воробьянинова.
Но едва ли стоит винить в том Кирсана Николаевича. Человека увлекающегося, подарившего нам массу интересных проектов, но неспособного вытянуть сейчас махину настоящего футбольного клуба. В Калмыкии для его нормальной жизни нет никаких экономических предпосылок. Команду просто некому содержать, а бюджет республики рассыплется под гнетом трат на нее.
Прежде "Уралан" тащили на себе сам Илюмжинов и его партнеры, начинавшие путь в большой бизнес с регистрации в элистинском офшоре. Сегодня дела в "Уралан-ЛТД", учреждавшем клуб, идут неважно. Так благой замысел "Большой футбол в калмыцкой степи" стал заложником ситуации, из которой всего два выхода. Первый - закрыть "Уралан", забыв, что когда-то в Элисте жила стоящая команда. Второй - найти деньги, чтобы сохранить если не былую славу и место в первом дивизионе, то доброе имя и статус профессионалов.
Право, второй путь выглядит более логичным. Остап Бендер, как известно, полагал, что безвыходных положений не бывает. Кирсан Илюмжинов, почитающий героя Ильфа и Петрова, не Великий комбинатор, но прежде он находил решения самых разных проблем. Нынешняя для него - не самая сложная.