ОЛИМПИЗМ |
ТЕННИС |
Амели МОРЕСМО
РОССИЯ ДОЛЖНА ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМИ ТАЛАНТАМИ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Olympic Tennis Centre |
Пять с половиной лет назад Амели Моресмо дошла до финала Открытого первенства Австралии. Я тогда работал во Франции и хорошо помню, какую эйфорию вызвало там выдвижение в элиту мирового тенниса 19-летней спортсменки. Недалек, мол, день, когда на теннисном троне воцарится королева-француженка. Вдобавок Моресмо открыто, даже с некоторым вызовом общественным канонам говорила о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, что не могло не сделать ее объектом повышенного интереса со стороны бульварных изданий.
Впоследствии, однако, Амели несколько ушла в тень. Нет, она по-прежнему присутствовала среди сильнейших (в прошлом году, например, выиграла турниры в Варшаве и Филадельфии), но рывка наверх не происходило. А про свои взгляды на жизнь она уже все рассказала.
И вот теперь случился подъем, который сама теннисистка связывает с коррективами, внесенными ею в свою подготовку, а также кончиной отца в марте. В одном из интервью она заявила, что смерть близкого человека повергла ее в шок, который вдруг придал дополнительных сил. Что она имела в виду? Наверное, стремление забыть горе в отчаянной работе.
- Не думаю, что потеряла время, что моя карьера развивалась не так, как надо, - считает Моресмо. - Просто внутри у каждого спортсмена собственный часовой механизм. Хингис достигла пика очень рано, Навратилова - с некоторым запозданием. Мне 25, и я скорее развиваюсь в темпе Навратиловой. Не собираюсь бить рекорды продолжительности теннисной карьеры, но у людей должно быть право на время, чтобы выразить себя. В прошлом году Жюстин Энен-Арденн мечтала о первой победе в турнире "Большого шлема". На сегодняшний день у нее таких побед уже три.
ВТОРЫМ НОМЕРОМ В РЕЙТИНГЕ НЕ ОГРАНИЧУСЬ
В мае Моресмо победила на турнирах в Берлине и Риме, очень рассчитывала стать триумфатором на родных для нее кортах "Ролан Гаррос", но проиграла Елене Дементьевой. Потом добралась до полуфинала Уимблдона, где уступила в упорной борьбе Серене Уильямс и при этом сама высоко оценила качество своей игры. Наконец, в преддверии Олимпиады француженка заняла первое место на турнире в Монреале, в финале уверенно победив Елену Лиховцеву. Канадский успех позволил ей выйти на второе место в мировой классификации. Это высшее достижение для представительниц Франции в так называемый "открытый период", то есть с того момента, как теннисные турниры стали общими для любителей и профессионалов .
- Насколько важно для вас выдвижение на вторую позицию в рейтинге? - спросил я спортсменку после того, как во вторник вечером она вышла в 1/8 финала.
- Это значит для меня многое. Я впервые в карьере поднялась столь высоко и не намерена на этом останавливаться. Матчи в Монреале были сложными. Я удовлетворена тем, что удалось повысить уровень игры и укрепить уверенность в своих силах на остаток сезона.
- Словом, сезон складывается успешно?
- Вообще-то год начался неудачно. На Открытом первенстве Австралии я испытывала счастье оттого, что на корте все, как никогда, получалось, но была вынуждена сняться с турнира из-за травмы, которая оставила меня без тенниса на два месяца. К счастью, уверенность, сопутствовавшая в Австралии, не пропала.
- Чувствуете, что у вас есть еще резервы?
- Да. Возможно, я не столь быстра на корте как бельгийки и сестры Уильямс, но мне во многом удалось прогрессировать. В частности, в вопросах психологической подготовки к крупным турнирам. За последний год я прибавила в технике. Например, раньше меня чаще подводила подача. А в условиях напряжения досадный технический огрех может негативно повлиять на моральное состояние.
ИМЕНА КОНКУРЕНТОК ИЗВЕСТНЫ ВСЕМ
- Как оцениваете свою форму?
- Пока здесь игра у меня идет: получается подача, удается навязывать соперницам свой ритм. Сохраняется уровень монреальской игры, и такая последовательность настраивает на оптимистичный лад.
- Афинская жара не утомляет?
- Чувствую себя все лучше и лучше. До трех часов дня мы свободны, и мне это нравится (матчи с участием Моресмо, "посеянной" под вторым номером, постоянно включались в вечернюю программу соревнований, в то время как многим теннисистам-олимпийцам до вчерашнего дня приходилось выходить на корт и по утрам. - Прим. А.П.).
- Что вы думаете о новой волне в российском женском теннисе?
- Она впечатляет. У вашей страны огромный запас талантов, и создается впечатление, что он никогда не иссякнет. Редко бывает, чтобы среди 50 лучших было восемь - десять представительниц одной страны, чтобы четыре-пять теннисисток-соотечественниц входили в первую десятку. Думаю, что российский женский теннис переживает чрезвычайно урожайный период, и этим надо воспользоваться. Впрочем, весомые достижения уже есть. Достаточно назвать финал "Ролан Гаррос", в котором встретились две россиянки.
- Вы не раз говорили, что ваша розовая мечта - выиграть "Ролан Гаррос".
- Надеюсь, что она сбудется. Турнир проводится в моей стране, и, естественно, мне хотелось бы порадовать болельщиков. Я родом из окрестностей Парижа (Моресмо выросла в городке Сен-Жермен-ан-Ле, который дал часть имени футбольному клубу "Пари-Сен-Жермен" и в котором находится база этого клуба. Прим. А.П.). Девчонкой подавала мячи на кортах "Ролан Гаррос" и гордилась победами Анн-Гель Сидо, позже поступила в Национальный тренировочный центр и жила в интернате на территории "Ролан Гаррос".
- Дементьева, ваша обидчица на Открытом первенстве Франции этого года, из олимпийского турнира выбыла. Обозреватели полагают, что на пути к финалу у вас лишь одно серьезное препятствие - Светлана Кузнецова?
- Давайте воздержимся от прогнозов и преждевременных выводов. Вылет Дементьевой подтверждает, что сегодня на теннисных турнирах ничего нельзя загадывать заранее.
ПРЕКРАСНО, ЧТО ЕСТЬ ДРУГИЕ СТИМУЛЫ, КРОМЕ ДЕНЕГ
- Что значат для вас Олимпийские игры?
- У меня нет какого-то одного образа, который их олицетворял бы. Восхищаюсь фехтовальщицей Лорой Флессель, как прежде восхищалась другим представителем этого вида спорта Жан-Франсуа Лямуром (нынешний министр спорта Франции. - Прим. А.П.) и дзюдоистом Давидом Дуйе. В Сиднее глубокое впечатление произвел Иан Торп, всех затмивший в плавании, соревнования по которому я на тех Играх посетила. Ходила также на легкую атлетику: интересно было посмотреть на стадионе финалы в беге на 100, 200, 400 метров. В общем, Олимпиада для меня - это множество примечательных и поучительных моментов, проявление человеческого духа и стойкости. В Афинах пока впечатлила пловчиха Лор Маноду. Великолепно выступает. Как быстро она вышла на спортивную авансцену! Франция нуждается в подобных примерах дерзкой молодости. Благодаря им люди приходят в спорт.
- А вас в свое время кто в спорт вовлек?
- Янник Ноа. Я стала заниматься теннисом благодаря его победе на "Ролан Гаррос" в 1983 году. Мне было четыре года, когда я в саду принялась имитировать его жесты на корте. На следующий день родители купили мне теннисную ракетку.
- Все-таки хотелось бы знать, как вы воспринимаете Олимпийские игры. Теннисный турнир на них - это для вас нечто особенное?
- Безусловно. Олимпийские турниры ни с чем не сравнимы.
- Потому что не платят гонорары?
- Не только. Игры отличаются особой организацией. Взять хотя бы Олимпийскую деревню. Мне было интересно погрузиться в социум, в котором живут представители других видов спорта. Что касается призовых, то их действительно нет. Тем не менее спортсмены приезжают на Олимпиады и отдают все силы борьбе. И понимаешь, что в мире, помимо денег, есть другие стимулы. И это, по-моему, прекрасно.
- Сопоставить олимпийский турнир с турнирами "Большого шлема" не могли бы?
- Победы на таких турнирах престижны. Это их объединяет.