Газета Спорт-Экспресс № 188 (3566) от 19 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЛАВАНИЕ

ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ - В ИСТОРИЮ СПОРТА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Olympic Aquatic Centre

Стометровка вольным стилем без Попова... До сих пор не укладывается в голове, что такой вариант развития олимпийских событий в этом виде программы был возможен. Хотя, если взглянуть на стартовый протокол еще раз, становится понятно, что возможен был любой вариант. Проплыви обладатель лучшего результата сезона в мире американец Джейсон Лезак или его соотечественник Иан Крокер в свою силу - за пределами восьмерки вместе с Поповым вполне мог бы оказаться уже пятикратный олимпийский чемпион Иан Торп.

В целом же финальный расклад говорил о том, что конкуренция на мужской стометровке за последний год неимоверно выросла. Точно так же расширилась география. Южная Африка, Алжир, Италия, Хорватия... Спринтеров всех этих стран, судя по их анкетам, объединяет одно: у каждого кумиром детства был Попов.

У олимпийского чемпиона Сиднея голландца Питера ван ден Хугенбанда - тоже. Как рассказывал отец пловца Кеес, когда Питеру было 12 лет, все стены в его комнате от пола до потолка были заклеены плакатами и фотографиями Попова. Самое простое сейчас - сказать, что возраст есть возраст. Когда-то приходит время уступить дорогу к медалям более молодым. И нет ничего удивительного в том, что это произошло с четырехкратным олимпийским чемпионом. Но возраст, скорее всего, ни при чем. 49,23 - результат, с которым лидер российской сборной оказался за чертой финалистов, - вовсе не было пределом спортсмена в Афинах. Это просматривалось даже в эстафете 4х100 метров, где Попов проплыл свой этап за 48,06. Прибавить к нему 0,7, что вполне объективно показывает, на какое время способен спортсмен, если уйдет на дистанцию не с "живого" старта, а под сигнал, - все равно получается более чем прилично.

Связаться с Поповым после выступления не удалось. В микст-зону пловец не вышел, а телефон не отвечал. Дозвониться удалось только до тренера Попова, Геннадия Турецкого.

- У нас был совершенно определенный план, - объяснил он. - Идея которого заключалась в том, чтобы по-настоящему быстро, на пределе сил, плыть только в финале. Но перед полуфинальным заплывом я предупредил Сашу, что для полной уверенности результат должен быть из 49 секунд. Потому что за 49 с небольшим проплывут многие. Повторилась же ситуация Сиднея: вроде на первой половине дистанции все было нормально, а финиш не получился. Почему? Сейчас не могу ответить на этот вопрос: нужно еще раз просмотреть видеозапись заплыва.

- Но у вас наверняка есть какие-то соображения на этот счет?

- Видите ли, я люблю повторять, что чемпионами становятся те, кто не боится рисковать. Кто готов соревноваться на любом этапе. К этому всегда нужно быть готовым. Иначе приходится мириться с последствиями. Безусловно, Попову гораздо труднее найти мотивацию, настроить себя на борьбу в полуфинале. Но это ведь тоже нужно было прогнозировать. Я не виню его. Каждый шаг наверх дается все большими и большими усилиями. И платить за него приходится все дороже и дороже.

- Выступление Попова на дистанции 50 метров вызывает у вас опасение?

- Нет. Мы сознательно готовились к этой Олимпиаде, а значит, должны быть готовы ко всему. Я пока не могу понять, насколько сильно задело Сашу поражение. Внешне он спокоен, хотя, когда я спросил его, будет ли смотреть финал стометровки по телевизору, ответил очень уклончиво. А с моей точки зрения, посмотреть стоит.

Второй российский спринтер Андрей Капралов вошел в финал с четвертым результатом. Многие тренеры-иностранцы были уверены, что Капралова просто снимут с финала - и тогда Попов, как первый запасной, займет его место.

Во всяком случае, именно с этим вопросом ко мне подошел главный тренер мужской немецкой сборной Манфред Тисманн.

В немецкой практике такие вещи случались. На чемпионате мира-94 в Риме в финал на двухсотметровке вольным стилем не попала главная на тот момент звезда немецкого плавания Франсиска ван Альмсик - осталась девятой. Тренеры тут же объявили заболевшей еще одну свою пловчиху - Дагмар Хазе, после чего ван Альмсик заняла ее место и выиграла чемпионат с мировым рекордом.

Однако когда то же самое случилось через год на чемпионате Европы в Вене, Хазе наотрез отказалась подчиниться. И выиграла чемпионат сама (хотя Франсиска, вынужденная стартовать в утешительном финале, проплыла там с более высоким результатом).

Второй и гораздо более свежий пример самопожертвования имел место в этом году на отборочном национальном чемпионате. Иан Торп сделал фальстарт на дистанции 400 метров вольным стилем, но был включен в олимпийский состав вместо чемпиона Австралии на этой дистанции Крэйга Стивенса по договоренности с последним.

В случае с Поповым это было исключено. Даже если бы тренеры знали, что финальный заплыв закончится так, как он в итоге закончился, - последним местом Капралова и совершенно непримечательным по нынешним меркам результатом 49,30, вряд ли бы кто из них взял на себя ответственность предложить петербуржцу подобный вариант.

Заплыв получился феноменальным. Перед Питером ван ден Хугенбандом стояла архисложная задача: повторить свой сиднейский успех. То есть сделать то, что Попову удалось совершить восемь лет назад в Атланте, - выиграть стометровку на двух Играх подряд. Он выиграл - но как!!!

50 метров южноафриканец Роланд Шуман преодолел за 22,60 - на 0,51 быстрее рекордного графика голландца, по которому он плыл в полуфинальном заплыве сиднейских Игр. Питер сделал поворот лишь пятым.

Такие моменты, как его финиш, врезаются в историю спорта золотыми буквами. Шуман опоздал на 0,06.

Olympic Aquatic Centre

18 августа. Мужчины. 100 м в/с. 1. Питер ван ден Хугенбанд (Голландия) - 48,17.2. Роланд Марк Шуман (ЮАР) - 48,23. 3. Иан Торп (Австралия) - 48,56. 4. Рик Неетлинг (ЮАР) - 48,63. 5. Филиппо Маньини (Италия) - 48,99. 6. Дуже Драганья (Хорватия) - 49,23. 7. Андрей КАПРАЛОВ (Россия) и Салим Илес (Алжир) - 49,30.