Газета Спорт-Экспресс № 189 (3567) от 20 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 августа 2004 | Хоккей

ХОККЕЙ

ДО КУБКА МИРА-2004 ОСТАЛОСЬ 10 ДНЕЙ

VIP-МНЕНИЕ

Своим мнением делится наш самый прославленный тренер, еще несколько месяцев назад считавшийся главным тренером сборной России на Кубке-2004.

Виктор ТИХОНОВ: "СЕГОДНЯ ЗУБРУС НАМ ДОРОЖЕ ХАБИБУЛИНА"

Разговор с Тихоновым не мог не начаться с воспоминания о 1976 годе - ведь именно этому тренеру пришлось открывать летопись Кубка Канады/мира.

ГЛАВНОЕ - ЧЕМПИОНАТ МИРА

- В 1976 году наша сборная проиграла на чемпионате мира в Польше, - вспоминает Тихонов. - Это сейчас серебро на мировом форуме считается победой, а тогда это было безоговорочным поражением. И тут - Кубок Канады. В Москве собрался тренерский совет, на котором тогдашний наставник сборной Борис Кулагин высказал мнение о необходимости планомерной и целенаправленной подготовки к следующему чемпионату. Проиграть который уже было нельзя ни при каких условиях. А форсирование подготовки, необходимое для Кубка Канады, в эти планы никак не вписывалось. И тогда встали два вопроса: каким составом отправляться в Северную Америку и на какой результат рассчитывать?

- Неужели в те времена даже для не первого состава сборной мог быть иной результат, кроме первого?

- А почему нет? Тренеры по натуре своей прагматики и шапкозакидательскими настроениями никогда не страдали - что в те времена, что в нынешние. По сути, предложение тогда было одно: выставлять экспериментальную сборную, команду с акцентом на завтрашний день. В которую вошли бы и те, кто давно играет за вторую команду, и те, кто добивался успехов в молодежной сборной.

Понимаете, в советской иерархии хоккейных турниров в то время на первом месте, безусловно, шли Олимпийские игры. На втором - чемпионат мира. А все остальное находилось приблизительно рядом - Приз "Известий", Приз "Руде право", новообразованный и пока еще никому не понятный Кубок Канады. И жертвовать будущим мировым первенством ради какого-то заокеанского турнира никто бы не позволил.

Кроме того, мы прекрасно понимали, что канадцы и американцы выставят сильнейшие профессиональные составы, которые нашей второй сборной явно не по зубам. А еще, как стало известно, в своем лучшем составе в Америку собрались чехи - действующие на тот момент чемпионы мира. Вот и понимали прагматичные тренеры, что в это время года, да еще вторым составом даже простое попадание в четверку уже стало бы положительным результатом.

А потом очередь на тренерском совете дошла до меня. И я сказал, что если на Кубок Канады поедет Третьяк, то вполне можно побороться за третье место. В тот момент я был тренером второй сборной, но главный тренер Борис Майоров как раз собирался в Финляндию, поэтому с заседания я вышел уже главным тренером второй сборной и с напутствием не ударить в грязь лицом на новом заокеанском турнире. В общем, инициатива, как обычно, оказалась наказуемой и спасение утопающих стало делом рук самих утопающих.

"ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ" БЫЛИ ВСЕГДА

- Третьяк тогда на Кубок Канады поехал...

- Да, он сразу сказал: "Поеду при любых обстоятельствах". А дальше начались подводные течения. Вот, например, в недавнем интервью "СЭ" Хелмут Балдерис заметил, что неразберихи при подготовке к тому Кубку Канады было предостаточно и хоккеисты иногда плохо представляли, что происходит. Могу к этому добавить: иногда я как главный тренер той сборной тоже плохо представлял, что происходит. Особенно в кадровых вопросах.

Вот вам один пример. Идет турнир в Свердловске, посвященный памяти погибшей команды ВВС. На нем выступает наша первая сборная, и я как-то сталкиваюсь на улице с одной из самых знаменитых троек нападения...

- Можно уточнить, с кем именно?

- Не надо, пусть будет именно так - одной из самых знаменитых. Встречаю их и говорю: мол, ребята, почему бы на Кубок Канады не съездить? От НХЛ там будут лучшие из лучших - можно и на них посмотреть, и себя показать. А они мне в ответ: "Виктор Васильевич, у нас в сборной свой "царь, Бог и войсковой начальник" - Борис Кулагин. Даст разрешение - с удовольствием поедем, не даст - извините..."

- Но Третьяк в первой сборной тоже не новичком был и тоже должен был к мнению начальства прислушиваться.

- Значит, по-разному прислушивались. Подводных течений вокруг того, первого для нас Кубка Канады было столько, что сейчас за давностью лет многие уже и не вспомнить. Но кое-что я не забыл. К примеру, взял из "Спартака" только Виктора Шалимова, а его напарников по звену - Якушева и Шадрина - не смог. Хотя и очень хотел. Да и сами они мечтали попасть на турнир, ведь тот же Якушев после Суперсерии-72 стал в Канаде настоящим кумиром. А спустя несколько лет от Якушева узнал, что в "Спартаке" им сказали: мол, Тихонов вызывает в сборную только Шалимова, а вы ему не нужны...

- Времена изменились, но подводные течения, похоже, остались.

- Вы имеете в виду нынешнюю ситуацию с "отказниками"? Да разве это подводные течения? По сравнению с тем, с чем мы столкнулись при подготовке к первому турниру, нынешние так называемые течения - детский лепет. Совершенно не того уровня, чтобы уделять им столько места на страницах газет.

НАДЕЮСЬ НА ТРЕТЬЯКА

- Почему же? Ладно бы отказывались от участия в Кубке мира хоккеисты, не всегда попадающие в составы своих заокеанских клубов. Но отказывается чуть ли не единственный дееспособный в тех условиях вратарь. Отказываются Федоров, Жамнов - ведущие центрфорварды НХЛ...

- В этом вопросе я полностью солидарен с Владиславом Третьяком. Уговаривать, принуждать таких игроков, пусть даже и самых звездных, - себе и сборной дороже. Поверьте, повидал я в своей тренерской жизни немало. Если к таким "отказникам" все-таки находить подходы и привлекать их в национальную команду, то все будет хорошо до первого поражения. А после него они начнут раскачивать лодку, выражать претензии, и на всем турнире тогда следует сразу ставить жирный крест.

В данном правиле практически нет исключений. Весь тренерский штаб сборной прекрасно о нем знает и не собирается в очередной раз наступать на грабли. И в этом вопросе сегодня для нашей команды, например, Зубрус, который будет дебютировать в российской форме, во сто крат дороже Хабибулина, чуть ли не в одиночку выигравшего Кубок Стэнли.

- Зубрус, может быть, и дороже, но во вратарской линии - это ясно уже сейчас - кроется наша главная проблема. А сколько раз на послематчевых пресс-конференциях вы сами говорили о роли и значении голкипера в нынешних условиях.

- Говорил и от своих слов отказываться не намерен. Но замечу, что в нашем тренерском штабе есть Владислав Третьяк - такого специалиста по вратарям нет ни у одного из соперников. Разве стоит напоминать, что на Олимпиаде-98 наша вратарская линия тоже не считалась сильным звеном? Однако выйти в финал это не помешало. Думаю, Владиславу вполне по силам подготовить наших голкиперов к главным матчам таким образом, чтобы они не уступали конкурентам.

А СУДЬИ КТО?

- Обсуждая заокеанских судей, немало копий было сломано перед Олимпиадой-2002 в Солт-Лейк-Сити. Но тот червячок в душе, оставшийся после полуфинала со сборной США и той то ли заброшенной, то ли незаброшенной нашей третьей шайбой, он ведь продолжает точить...

- Если помните, перед той Олимпиадой руководство НХЛ объявило, что, мол, если в финале вновь, как в Нагано, не будет сборных США и Канады, лига запросто может пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. Тонкий такой намек. Теперь можно много говорить о том, что канадцам в полуфинале вместо мощнейших шведов по прихоти фортуны достались выполнившие задачу на 200 процентов и сами не верящие своему счастью белорусы. Что тот эпизод в другом полуфинале все-таки можно было хотя бы для приличия посмотреть на видеоповторе, но... Факт остается фактом - в финале, как и было запланировано, встретились сборные США и Канады.

И в прежние годы подобных вопросов хватало. Достаточно вспомнить о финале Кубка Канады-87. Три матча с одинаковым счетом 6:5, первый - в нашу пользу, остальные - в пользу хозяев. Финал проводился до двух побед, и, как мы потом узнали, после нашего первого выигрыша проводилась серьезная работа с арбитрами. Два вопроса сошлись в одном - коммерция и политика. Коммерция кровь из носу требовала третьего матча - то есть во втором должны были победить канадцы. А политика не допускала превосходства русских над родоначальниками хоккея. И снова все получилось так, как нужно.

- В те времена заокеанский профессиональный хоккей чувствовал себя превосходно, ни о каких локаутах никто не думал. Предстоящий же Кубок мира - одна из соломинок, с помощью которых пытаются вернуть интерес американцев к хоккею. Получается, шансов у нас нет вовсе?

- Допускаю, что в случае крайней необходимости произойти может всякое. Какая крайняя необходимость? Ну, например, если в четвертьфинале сойдутся сборные США и Канады - считайте, половина коммерческого успеха коту под хвост. Другое дело, что за серьезных соперников нас на этом Кубке мира не держат - и пусть! И слава богу - нам будет спокойнее.

Может, организаторы запросто включили бы в североамериканскую группу вместо России, например, Германию - чтобы уж наверняка, чтобы без риска. Но тут на первое место выходит коммерческий интерес. Разве вызовет матч Канада - Германия такой же ажиотаж, как игра Канада - Россия? Разве соберет в Канаде поединок с участием немцев такие телевизионные рейтинги, как с участием русских? Тем более что Россия - это для нас, а для американских и канадских болельщиков Россия - это экс-СССР. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде удовлетворения от побед.

ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА НЕ БЫВАЕТ

- Получается, нам на этом турнире надеяться не на что?

- Давайте повременим с выводами. Накануне финала Кубка Канады-81 на сборную СССР тоже никто не ставил ломаного цента - слишком уж мощной и неудержимой выглядела команда хозяев. Думаю, у Канады за всю ее историю было лишь две сборные такого уровня - в Суперсерии-72 и тогда, в 81-м. В которые входили звезды действующие и загорающиеся, где никто не чурался черновой работы. Но в 1981 году команда у нас была не хуже, а к финальному матчу мы сумели подготовиться так, что остановить нас никто бы не смог.

В Северной Америке очень хорошо поставлена воспитательная работа. За океаном умеют растить победителей. Там очень часто по различным телевизионным каналам показывают, например, главную игру Олимпиады-80 США - СССР или последний матч из Суперсерии-72. А вот первый поединок из той же суперсерии или финал Кубка Канады-81 вряд ли когда покажут.

А вот у нас эти матчи показывают нечасто и, как правило, всей серией целиком - со всеми победами и поражениями. Но такие игры болельщики должны видеть, особенно те из них, кто родился позже, кто не испытал тех ощущений, которые испытали мы.

- Но в 81-м за океан мы привезли совсем другую команду, в ней играли все сильнейшие.

- Нет, не все. И практически никогда не было так, чтобы на какой-нибудь турнир собирались абсолютно все сильнейшие. Травмы, болезни, снижение формы по разным причинам - это преследует любую команду. К оптимальному составу можно приблизиться, но его почти никогда невозможно достичь. Вот и сейчас хозяева турнира делают одну замену за другой - разве это свидетельствует об оптимальности их состава?

Нынешняя сборная России, готовящаяся к Кубку мира, думается, по своему потенциалу не уступает никому из конкурентов. Самое главное - она должна поверить, что не уступает, поверить в себя.

ВЗОЙДЕТ ЛИ ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

- Нам надо как можно быстрее справиться с одной из главных проблем российского хоккея. Она заключается в том, что самое звездное поколение наших энхаэловцев давно завоевало все возможные награды. Включая Кубок Стэнли и олимпийское золото. Они уже давно небожители, у них нет, да и не может быть мощного стимула для работы через не могу - а иначе на таких форумах, как Кубок мира, играть нельзя.

Это, кстати, в полной мере относится и к Хабибулину - после победы в Кубке Стэнли эмоционально он выжат. И восстановится не скоро. Николай сейчас на Олимпе, но на Кубке мира может запросто с него слететь - и это наверняка тревожит голкипера. Возможно, именно здесь кроется главная причина его отказа.

Но за тем, звездным поколением Буре и Федорова в нашем хоккее - провал. Он возник по многим причинам, но самая главная из них заключается в том, что большинство ребят уехали за океан раньше необходимого срока. Они могли и должны были дорасти до уровня Буре и Федорова, но они отправились в лигу, которая только берет, очень хорошо за это платит, вот только практически ничего не дает. Современный заокеанский хоккей держится в основном на европейских школах - советской, чехословацкой, финской, шведской. Да они это и сами признают. Уехавшие ребята, за редким исключением, не успели вырасти здесь и уже не смогли вырасти там. А наш хоккей потерял целых 10 лет - гигантский для спорта срок.

А первое российское поколение по-настоящему восходит только сейчас. Ведь между поколением Буре и поколением Ковальчука у нас нет ни крупных успехов, ни настоящих победителей. Молодое поколение только учится выигрывать - и в России, и в НХЛ, и на мировом уровне. Потому такой турнир, как Кубок мира, нашему хоккею не просто нужен, а очень нужен.

Мы должны, просто обязаны сделать все возможное для того, чтобы с помощью столь скоротечного, но сверхнасыщенного соревнования, как Кубок мира, научить молодых ребят выигрывать. Привить им вкус побед и психологию победителей. Чтобы на Олимпиаде в Турине и на следующих Олимпиадах у нас была уже совершенно иная команда.

Таков сейчас наш путь. И другого я не вижу.

Максим ЛЕБЕДЕВ