ОЛИМПИЗМ |
Майя ПЛИСЕЦКАЯ и Родион ЩЕДРИН
МЫ МНОГОЕ В РОССИИ ИСПРАВИЛИ. ПОРА БРАТЬСЯ ЗА СПОРТ
Нисколько не сомневаясь, что великая балерина Майя Плисецкая и ее муж выдающийся композитор Родион Щедрин внимательнейшим образом следят за олимпийскими событиями, корреспондент "СЭ" набрал номер их мобильного телефона. Тем более что у Щедрина уже был собственный олимпийский опыт: фанфары, звучавшие на Играх 1980 года в Москве, написаны им. Но оказалось, что Родион Константинович "участвует" и в нынешней Олимпиаде...
БЕЗ ДЕНЕГ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ, НЕТ
- 27 августа Афинский филармонический оркестр в рамках официальной культурной программы Игр будет исполнять мою "Карменсюиту" и сочинения Карла Орфа, - рассказал Щедрин, который вместе с женой отдыхает сейчас на своей даче в Литве.
- На концерте присутствовать собираетесь?
- Нет, мы туда не выберемся, там жарко. К тому же 26 августа вылетаем в Копенгаген - в Королевском театре состоится премьера "Анны Карениной". Извините, прямо сейчас у нас показывают финал бега на 800 метров у женщин, и мы с Майей прильнули к экрану. Наша Андрианова бежит - черноволосая, симпатичная... Дай ей бог! Пока третьей идет, а первой - чернокожая девушка, за ней кто-то в желтой майке... Вот уже Андрианова вторая - хорошо бежит! Но надо прибавить! Немножко прибавляет... Ох, сзади ее нагоняют еще две негритянки. Ну, давай! Давай! Они же ее закрыли - "коробочку" сделали... Ну, давай, растолкай их! Ой, бедная, она уже выдохлась... Вот сейчас все-таки прибавила, но уже поздно - пятая... Бедняжка... А победила какая-то чернокожая с обалдевшими глазами... Вот так все время переживаем - круглыми сутками сидим у телевизора. Даю трубку Майе Михайловне.
- Российскому спорту необходимо достойное государственное финансирование! - чеканит слова Плисецкая. - Без денег ничего не выходит. Без огромных денег. Обратите внимание, команды богатых стран, где налажено финансирование, в Афинах подготовлены замечательно. Не сомневаюсь, что и у китайских спортсменов при подготовке к Играм проблем с деньгами не было - государство о своих атлетах позаботилось. А у нас... Что говорить, очень жаль... Но, конечно, бывают счастливые исключения. Вспомним, как выступила наша мужская четверка в академической гребле. Браво! А волейбол? Замечательно. Тоже браво!
ЕСЛИ БЫ НА МЕНЯ ТАК КРИЧАЛИ, РУЧКА ВЫВАЛИЛАСЬ БЫ ИЗ РУК...
- Вы имеете в виду мужскую команду?
- И девушки играют очень хорошо, но у них весьма странный тренер. Он слишком громко кричит, причем не по существу, не по делу. Например: "Плохо играете! Надо выигрывать! Мы проигрываем! Кто будет играть?!" Что за ерунда? Так орет, что просто невозможно слушать. Разве это тренерская работа? И эти его фразы... Я все думаю, как это девушки могут его терпеть?
- Но тренер Карполь знаменит, он уже много-много лет у руля сборной...
- У него совершенно советские замашки, совершенно устаревший стиль руководства. Сколько же можно мучить этих девочек? Да и команда нередко играет довольно однообразно: раз, два - Гамова гасит. И все девушки закомплексованы, глаза во время игры у них вытаращены. Но выдержка совершенно потрясающая, не знаю, кто еще мог бы все это терпеть.
- Девочки-то очень способные - Гамова, Соколова, другие, - подключается к разговору Щедрин. - Но когда тренер орет, все они чуть не плачут. Настолько психологически давит... На Майю или на меня так бы кричали: "Кто будет танцевать! Кто будет музыку писать!" - у меня, наверное, ручка из рук вывалилась бы... А по поводу спортивного финансирования Майя все абсолютно правильно сказала. Надо тратить деньги. Пора бесплатного сыра в мышеловке прошла, время энтузиастов закончилось. Сейчас все на другой основе - в сто раз более профессионально, продуманно. Те, у кого полные карманы медалей, поддерживаются своими правительствами, для которых спорт - государственная политика. Мы же в репортаже слышим, что в Крылатском все развалено, лодки прогнили. И при этом ждем от спортсменов чудес.
- Но за золотые медали нашим олимпийским чемпионам обещано по сто тысяч долларов...
- Надо сперва было дать возможность как следует подготовиться. А денег потом чемпионам могут и не дать.
- Нет, премии все-таки дадут. Тем более что победителей не так много.
- Знаете, после того как отняли медаль у Коржаненко, чувствую себя неспокойно. Вот смотрел интервью с Садовой. А что, если и у нее золото отнимут? А вдруг выяснится, что и с нашими гребцами-чемпионами не все в порядке? Да и чего тайну делать: безусловно все профессиональные спортсмены принимают стимулирующие вещества. Весь вопрос в том, как их из организма вымыть. Наши, бедные, как следует это сделать, видимо, не могут.
- Самое обидное, что перед отъездом легкоатлетической команды в Афины сотрудники московской лаборатории спортсменов проверили и заявили, что все, мол, "чистые"...
- Да и Коржаненко говорит, что от того вещества, которое у нее нашли, она уже два года бежит как от чумы. Поди разбери, в чем там дело... А то, что, например, китайцы придумали новые средства стимулирования, это понятно. Наверное, какие-то государственные лаборатории работают и изобрели то, что не входит в список запрещенных препаратов. Вот в теннис китайцы вдруг стали играть гениально. Две девочки взяли и обыграли в паре знаменитую Мартинес с партнершей... Мы уже многое исправили в России. Теперь пора браться и за спорт. В общем, наблюдая за Олимпиадой, пока чаще расстраиваемся. Наши с трудом выцеживают медали, радуются даже каждой бронзовой. Нам нужен массовый спорт - тогда будут и чемпионы. Но для этого, повторю, надо давать деньги. Да и эти наши олигархи, которые не знают, где лучше купить дворец - на Лазурном Берегу или в Танзании, - могли бы спортсменам помочь. Да бог с ними. Вот Майя хочет что-то сказать.
БРАВО, НОСОВ!
- Мне очень нравится Хоркина, - включается в разговор Плисецкая. - Она стройненькая, высоконькая, женственная. Как балерина. Обычно же, как говорила когда-то наша домработница Катя, все эти крошечные современные гимнастки - мышата.
- Увы, Хоркиной на сей раз не повезло...
- Что поделаешь, другие девочки помоложе, посильнее, программа у них посложнее. И они делают свои упражнения отчаянно. Когда тебе 15 лет, ничего не боишься. А вот становишься старше, начинаешь задумываться: страшно, не страшно...
- Что еще запомнилось в течение первой половины Олимпиады?
- Меня потрясли мужчины-пловцы - американцы, австралийцы. Все какие-то невероятные гренадеры. Фигуры у них шикарные - косая сажень в плечах и узенькая талия. Это и есть идеал. Кстати, и женщины-пловчихи часто выглядят изумительно. Они, конечно, полненькие, набитые мышцами, но все равно симпатичные. И лица у них милые. Важно, что в плавании побеждают без помощи судей. Такие соревнования всегда смотреть приятно. Если уж ты победил, то, значит, победил. Хотя даже в таком виде, как легкая атлетика, судьи могут напортить. Эта же гречанка в ходьбе не шла, а бежала. Иванова, ставшая второй, сказала потом совершенно правильно: "Если бы я бежала, то тоже выиграла бы". Но хозяев судьи по легкой атлетике, видимо, решили не обижать.
- Судейство - ваша любимая тема.
- Знаете, когда судьба спортсмена зависит от вкуса или, еще хуже, настроя судьи, то это печально. А секундомер - всегда объективен.
- Очень нас Мыскина расстроила, - снова берет трубку Щедрин. - 5:1 вела и не смогла выиграть. Как так? А вот Носов, который боролся со сломанной рукой и тем не менее завоевал бронзу, - образец. Я слушал интервью с ним. Умница, образованный, симпатичный человек.
- Да, он настоящий герой, - это уже Плисецкая. - Боролся одной рукой! Боец. Борец. Спортсмен. Ему надо кричать: "Браво!" Вот таким должен быть олимпиец.
- Как вам на Афинских играх "восточный экспресс" - китайцы, корейцы, японцы?
- Поразительно. Они везде сейчас здорово прут. И в балете тоже. Я была полтора года назад председателем жюри балетного конкурса в Японии. Классику там лучше всех танцевали китайцы, а в стиле модерн блистательно получили золотую медаль корейцы.
- Что скажете про такой вид спорта, как женская борьба?
- Ужасно. Эти два вида - борьба и штанга, если можно так сказать, антиженственны. Такие соревнования даже смотреть неохота. Правда, я все равно смотрела. Жениться на таких женщинах, наверное, не хочется.
- Но красивых людей на Олимпиаде все-таки намного больше.
- И одного из них мы лично знаем, - вновь вступает в разговор Щедрин. - Речь идет о дискоболе Алекне, завоевавшем серебро. (На следующий день после нашего разговора Алекне вручили золотую медаль, которую отобрали у дисквалифицированного венгра. - Е.Ш.) Он был у нас на даче в Литве.
- Какими судьбами?
- Расспрашивал Майю Михайловну, как правильно метать диск. Шучу, конечно. Алекна некогда работал в службе охраны премьер-министра Литвы Бразаускаса, который приезжал к нам на дачу. С тех пор мы этого богатыря и запомнили. Кстати, в нашем доме и другие знаменитые спортсмены бывают. Сейчас, например, пьем чай и смотрим телевизор с Натальей Калашниковой, которая в свое время была чемпионкой мира по гребле. Так что уровень обсуждения олимпийских событий у нас нормальный.
...Эта беседа состоялась в понедельник поздно вечером. А на следующее утро зазвонил уже мой мобильный.
УСПЕХ НЕМОВА ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МЕДАЛЬ
- Видели, что творили судьи с Алексеем Немовым? - услышал я взволнованный голос Плисецкой. - Возмущена до предела! И как же здорово вела себя публика! А она всегда права! Судьи же показали свое отношение к России. Немов сделал свое упражнение в сто раз лучше, чем этот выступавший за ним антиартистичный американец, которому дали более высокую оценку. Но все равно надо поздравить Немова со всемирным успехом, который, на мой взгляд, еще весомее, чем медаль. Никто уже и не помнит в этом виде чемпиона, а успех Немова, уверена, болельщики никогда не забудут.
Ефим ШАИНСКИЙ