Газета Спорт-Экспресс № 194 (3572) от 26 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

БОКС

В ПОЛУФИНАЛАХ УЖЕ ПЯТЕРО. НО - БЕЗ КАПИТАНА

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Peristeri Olympic Boxing Hall

Когда-то в лондонском Тауэре гид показал мне винтовку "Энфилд" середины XIX века и сказал: "Вот этой винтовкой мы выиграли Крымскую войну". Потом он разъяснил, что англичане и французы, воевавшие на стороне Турции против России в той кошмарной для нас войне 1853 - 1856 годов, были вооружены нарезными винтовками, а русская армия гладкоствольными ружьями, дальнобойность которых была раза в три меньше. И вот специально отобранные снайперы приноровились в самом начале сражения выбивать весь офицерский состав русских частей, сами находясь вне зоны досягаемости ответного огня. Яркое обмундирование делало из офицеров легкие мишени. В результате, потеряв командиров, наши войска начинали метаться и... Гид еще сказал, что именно так русская армия проиграла сражение под Балаклавой.

В любительских боксерских турнирах не убивают, но в них тоже выбивают - из дальнейших соревнований. И бывает, что выбивают командиров. Именно это произошло с нашей боксерской сборной. Нежданно-негаданно проиграл капитан нашей сборной Евгений Макаренко (81 кг). После его победы над кубинцем Йоаном Пабло Эрнандесом в первом олимпийском бою большинство, в том числе и я, сочли, что практически дело уже сделано. Главный противник повержен. 20-летний американец Андре Уорд, не имеющий на счету никаких серьезных достижений, своей первой победой на Олимпиаде над итальянцем Клименте Руссо внушил некоторое уважение, но никак не страх. Было ясно, что даже для россиянина это соперник, конечно, не на один зуб и не на два. Но никаких сомнений в том, что он ему по зубам, не было. Макаренко за долгие годы приучил нас к своим победам как к чему-то закономерному и даже в каком-то смысле неизбежному.

Уорд вышел на бой с Макаренко идеально подготовленным. Не знаю, кто у него тренер, но дело свое он знает. Американец явно работал по четко разработанному плану и ни разу от него не отошел. В самом начале боя он достал Макаренко как минимум двумя очень сильными ударами. И все-таки никакой тревоги пока не было. Ну небольшая неприятность, и только. Попал мальчишка с перепугу. Ну и что?

Однако Уорд, у которого, кстати, двое детей, оказался далеко не мальчишкой. Бьет он, видимо, как лошадь копытом. Во всяком случае, Макаренко после этих ударов так и не очухался, а Уорд поймал кураж. Но не в одном кураже дело. Уорд совершенно точно знал, что и зачем он делает. Будучи ростом намного ниже Макаренко, он тем не менее очень уверенно чувствовал себя на дистанции, которую, когда ему было надо, мгновенно сокращал и наносил мощные и, главное, точные удары. Макаренко время от времени отвечал, но ударам его явно не хватало силы. Он не мог остановить Уорда.

Первый раунд закончился со счетом 7:3 в пользу Уорда. Вроде бы не катастрофа, но, честно говоря, победа Макаренко уже казалась если не невозможной, то очень маловероятной. У него почти ничего не получалось. Во втором и третьем раундах в общем и целом ничего не изменилось, а в четвертом стало окончательно ясно, что поражение Макаренко абсолютно неизбежно. Уорд, чуя дух приближающейся победы, стал атаковать слишком прямолинейно и открыто. Макаренко его несколько раз встретил, но Уорд опять провел несколько мощных ударов и расставил все точки над i Окончательный счет 23:16 точно отражает расклад сил в этом поединке, а если бы система подсчета очков учитывала еще и мощь ударов, то преимущество Уорда было бы еще больше. Все разговоры о предвзятости судей к данному бою абсолютно неприменимы.

Что же произошло? Есть два варианта ответа, и оба для нас крайне неприятны. Первый: на последних секундах боя с кубинцем Эрнандесом Макаренко пропустил несколько очень мощных ударов. Его даже слегка повело. Те, кто видел Макаренко после этого поединка, не могли не заметить, что он все еще не до конца пришел в себя. Вариант второй: Уорд сумел его по-настоящему потрясти своими первыми ударами. Макаренко устоял, но продолжать бой в обычном для себя ключе уже не мог. Есть, правда, еще и третье объяснение, самое неприятное: Уорд был, похоже, отлично подготовлен "под Макаренко" или просто оказался неудобным для него соперником. Он не позволил россиянину обстреливать себя с дистанции, держась достаточно далеко от него, а сам, тонко чувствуя момент и дистанцию, рывком сокращал расстояние и бил. Силой удара Бог его тоже не обидел.

Однако поражение Макаренко - это не только его личная беда. Это в некоторой степени поражение команды. Задача тренеров в данной ситуации - не нагнетать обстановку, а, наоборот, всех успокоить. Если же они не совладают со своими эмоциями, это будет иметь самые губительные последствия для боксеров, которым еще предстоит выходить на афинский ринг. Крики и вопли - это признак неуверенности в себе, а солдаты в боевой обстановке всегда чувствуют, когда их офицеры не уверены в том, что делают. Тренеры - те же офицеры. Капитана у нас уже выбили. Если выбьют и офицеров, то с нашей сборной станет то же, что с русской армией под Балаклавой.

И все-таки не все так печально. Еще двое наших боксеров вышли в полуфинал. Сергей Казаков (48 кг) довольно легко обыграл намибийца Джозефа Джермиа, а Мурат Храчев (60 кг) - угандийца Сэма Рукундо. Напомню, что ранее в 1/2 финала пробились Алексей Тищенко (57 кг), Олег Саитов (60 кг) и Александр Поветкин (+91 кг). Так что еще не вечер. Главное - чтобы офицеры не подвели, а солдаты свое дело знают.

Peristeri Olympic Boxing Hall

1/4 финала. 48 кг. Сергей КАЗАКОВ (Россия) - Джозеф Джермиа (Намибия) - 18:11. Цзоу Шимин (Китай) - Алексан Налбандян (Армения) - 20:12. Атагун Ялсинкая (Турция) - Алфонсо Пинто (Италия) - 33:24. Ян Бартелеми Варела (Куба) - Хон My Вон (Корея) - 30:11.

60 кг. Серик Елев (Казахстан) - Доменико Валентино (Италия) - 29:23. Амир Хан (Велиокбритания) - Баик Ион Суб (Корея) - за явным преимуществом. Марио Кинделан (Куба) - Ровшан Хусейнов (Азербайджан) - 23:11. Мурат ХРАЧЕВ (Россия) - Сэм Рукундо (Уганда) - 31:18.

81 кг. Андре Уорд (США) - Евгений МАКАРЕНКО (Россия) - 23:16. Уткирбек Хайдаров (Узбекистан) - Ихсан Тархан (Турция) - 16:11. Ахмед Исмаил (Египет) - Элтас Павлидис (Греция) - за явным преимуществом. Магомед Арипгаджиев (Белоруссия) - Лэй Юпин (Китай) - 27:18.