ОЛИМПИЗМ |
РОССИЯ ФИНИШИРОВАЛА, КАК БОРЗАКОВСКИЙ!
Окончание. Начало - стр. 1 |
Олимпийская бригада "СЭ" |
из Афин |
Такого итога накануне Игр, скорее всего, никто не ожидал. Можно сколько угодно говорить о том, что причины российских неудач кроются прежде всего в слабом выступлении пловцов и гимнастов, но это лишь часть проблемы. Мы всегда гордились тем, что получаем награды в большем количестве олимпийских видов программы, чем наши главные соперники (что, согласитесь, свидетельствует об общем уровне развития спорта в той или иной стране). Но на этот раз преимущества у нас тут нет. И мы, и американцы получили медали в 22 видах программы, китайцы - в 20. Получается, конкуренты, особенно китайцы, в отличие от нас расширяют "сферы влияния", оттого и прогрессируют в командном зачете (Китай: 50 медалей в Атланте, 59 - в Сиднее, 63 - в Афинах).
Важно, чтобы люди, возглавляющие наш спорт, как можно быстрее проанализировали итоги Игр - и приняли решения, которые ситуацию изменят. И очень важно, чтобы государство окончательно поняло: без его внимания спорт, который мы провозгласили общенациональной идеей, развиваться не сможет. Иначе - и об этом не раз предупреждал все последние дни руководитель российской спортивной делегации Анатолий Колесов - через четыре года в Пекине нам суждено быть статистами.
СТРАННЫЕ ИГРЫ
Многие ведущие журналисты - и из России, и из-за рубежа, работавшие и на предыдущих Олимпиадах, сходятся во мнении: это были странные Игры. Сравнение с тем, что было раньше, увы, не в пользу Афин.
Сама атмосфера на этот раз была иной - куда-то исчезло ощущение праздника, всеобщего восторга. Может, потому и гуляла по Главному пресс-центру версия, что греки проводят не Олимпиаду, а несколько десятков чемпионатов мира.
Сразу и не объяснишь, в чем тут дело. Вероятно, сказалось то, что с организацией Игр на каком-то этапе возникли большие проблемы, работы по подготовке Афин опасно отставали от графика. В результате город так и не был украшен, как подобает олимпийской столице (разве что на уличных столбах повесили флаги), рядом с красавицами аренами построили невзрачные стадионы-времянки, а в некоторых залах, где проходили соревнования, отчетливо пахло свежей штукатуркой. Не до конца подготовили и Олимпийскую деревню - в ней не успели посадить ни одного дерева и даже поставить телевизоры во всех номерах, не построили культурного центра, где можно отдохнуть, пообщаться, посмотреть фильм, и потому деревня эта оказалась для участников Игр чем-то вроде жестко охраняемой резервации, откуда хочется любым образом выбраться - побыстрее и навсегда.
Наверное, были ошибкой и сроки проведения Игр: невыносимая жара, висевшая все эти дни над Афинами (ни капли дождя за все олимпийские дни!), плюс дымка смога не могли не сказаться на общем настроении и самочувствии всех, кто приехал на Олимпиаду. Остается задаваться вопросом: почему МОК не настоял на том, чтобы соревнования были проведены позже - во второй половине сентября?
Так или иначе, но большого праздника на этот раз, как кажется, не получилось. Хотя многие турниры, конечно же, были самого высокого уровня - и борьба подчас была захватывающей.
ДОПИНГОВЫЕ ИГРЫ
Только вот в эту борьбу раз за разом вмешивались арбитры. Столько судейских скандалов раньше, уверены, не было никогда - и прежде всего в гимнастике, фехтовании, боксе. Кого-то из арбитров дисквалифицировали и изгоняли из Афин, другим все сходило с рук. Каждый раз публике и журналистам объясняли, что ошибки - сугубо технического характера, от недостатка квалификации или опыта, хотя несложно предположить, что имело место натуральное подсуживание, сговор.
Никогда ранее - это уж точно - не было и такого количества допинговых скандалов. И если вначале, когда "раскручивалась" история с греческими спринтерами Кентерисом и Тану, пресса уделяла этому немалое внимание, то затем разоблачения, следовавшие одно за другим, стали рутиной, и ими продолжали интересоваться разве что в тех странах, откуда приехали пойманные на допинге спортсмены.
При этом очевидно, что с окончанием Олимпиады-2004 скандалы, связанные с ней, не закончатся: 3000 проб, взятых во время Игр, будут хранить минимум 8 лет - по необходимости проверяя на вещества, которые пока не умеют выявлять, но научатся это делать в будущем. Значит, даже в 2012 году кто-то из нынешних лауреатов может лишиться своей медали.
ЛУЧШИЕ ИГРЫ?
По традиции президент МОК, обращаясь к участникам и гостям церемонии закрытия, заявляет, что завершающиеся Игры оказались лучшими в истории олимпийского движения. Не знаем, скажет ли Жак Рогге такие слова и на этот раз (номер "СЭ" будет подписан в печать еще до того, как в огромном факеле над красавцем стадионом погаснет олимпийский огонь), но, скорее всего, традиция нарушена не будет.
Но пусть у нас есть сомнения, что Игры в Афинах действительно стали лучшими, не это главное. Главное заключается в том, что с нами навсегда останутся воспоминания. О невероятных рекордных полетах над планкой двух Елен - Исинбаевой и Слесаренко, о хитрости и мудрости юного Михаила Игнатьева, который вчистую обыграл на треке опытных конкурентов, о блистательном шоу наших синхронисток, пусть им и пришлось начинать программу заново из-за "заклинившего" музыкального сопровождения. А еще - о десяти минутах, когда тысячи разгневанных болельщиков требовали восстановить справедливость по отношению к Алексею Немову, о мужестве мастера ходьбы Дениса Нижегородова и о многом-многом другом, что принесли всем нам эти Игры.
Российские олимпийцы возвращаются домой. Возвращаемся и мы, журналисты "СЭ". Если честно, то без сожаления, что афинские старты уже позади. И с надеждой, что через четыре года в Пекине - вопреки всему - нам придется слушать российский гимн хотя бы не реже, чем здесь, в Греции.