Газета Спорт-Экспресс № 223 (3601) от 29 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 сентября 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 11-й тур

"Спартак" в последнее время пережил немало. И смерть своего хоккеиста Анатолия Устюгова, и сокрушительное поражение от ЦСКА - 0:7, и два гола в свои ворота от бывшей примы красно-белых Ильи Ковальчука. Правда, на все это в понедельник вечером команда ответила более чем достойно - хет-триком Иванова и волевой победой над "Ак Барсом" - 3:2. После матча спартаковцы в память об Устюгове не захотели поделиться с прессой своими эмоциями. Зато на следующий день на вопросы корреспондента "СЭ" ответил президент Фонда поддержки народной команды "Спартак".

Игорь ШАБДУРАСУЛОВ

КРАСНО-БЕЛЫЕ ВСЕГДА ШЛИ С ПОДОБНЫМИ ПЕРЕПАДАМИ

- 0:7 от ЦСКА - после такого нокаута, как правило, нужно немало времени, чтобы прийти в сознание. И вдруг - такая игра и такая победа. Неужели прав был один из руководителей "Ак Барса", посетовавший после матча: мол, зря выпустили Ковальчука против родной команды - только зверя разбудили?

- Возможно, казанскому руководству виднее, хотя Ковальчук, на мой взгляд, свою задачу выполнил и забросил нам две шайбы. Радует другое - не все время везет другим, иногда удача поворачивается и к нам лицом. И что не всегда можно въехать в рай на чужом горбу. Что же касается такого разброса результатов - от поражения 0:7 до победы, то в этом, полагаю, заключается главная загадка хоккейного "Спартака" за все время его существования.

Мне неоднократно приходилось в неформальной обстановке общаться с ветеранами команды, многие из которых играли еще под открытым небом. И почти все рассказывали, что едва ли не в каждом сезоне у "Спартака" обязательно были и замечательные - голевые и победные - матчи с лидером (или лидерами - если красно-белые находились ниже второго места), и одновременно провальные игры с аутсайдерами. Болельщики от таких перепадов хватались за сердце, пили таблетки, и тогда тоже никто не мог понять, почему это происходит - точно так же, как и сейчас.

По этому поводу после матча с "Ак Барсом" я даже пошутил в тренерской: мол, команде надо искать новый стимул. Два самых богатых клуба суперлиги - "Авангард" и "Ак Барс", бюджет каждого из которых, по имеющимся данным, превышает 40 миллионов, - мы одолели. А идущие следом клубы уступают по своим доходам более чем в два раза - и эти суммы, похоже, уже не могут стимулировать наших хоккеистов (смеется). Надо придумывать что-то новое, искать другие раздражители для игроков. А может, в этом и заключается весь "Спартак"? Меняются эпохи, меняются фамилии на свитерах, а болельщики продолжают хвататься за сердце и глотать таблетки...

- Недавно вы заметили без указания цифр, что на сегодняшний день "Спартак" имеет 15-й бюджет среди клубов суперлиги. А есть ли надежда вывести команду на новый уровень финансирования, которое позволит сделать качественную селекцию и подняться в турнирной таблице?

- Реальных перспектив выйти на более высокий уровень финансирования в нынешнем сезоне, на мой взгляд, нет. Поскольку бюджет уже сформирован и утвержден. Какие-то разовые и частные решения при необходимости, безусловно, возможны - но не более того. "Спартак" действительно по финансированию сейчас предпоследний в суперлиге. Считаю, размер бюджета определяет 75 процентов уровня спортивных результатов любой команды. Но остается еще 25 процентов, куда входят профессионализм и мастерство игроков и тренеров, морально-волевая и психологическая подготовка и так далее.

Вот за эти 25 процентов - спрос с игроков, тренеров и руководства клуба. И можете не сомневаться, что спрос будет жестким. Именно 25 процентов в понедельник одержали победу над куда более обеспеченным "Ак Барсом". А 75 процентов - это, безусловно, ответственность учредителей клуба, то есть Фонда поддержки народной команды "Спартак" и правительства Москвы.

К сожалению, за моей спиной или за спиной фонда не стоят олигархи, крупные финансовые или промышленные структуры, а уровень поддержки местных властей, к сожалению, не так ощутим, как, например, в Казани или Омске. Хотя то, что делает наш соучредитель, безусловно, очень большой вклад, и кроме благодарности ничего не скажешь.

- Один из прежних руководителей "Крыльев Советов" Александр Гомельский как-то в сердцах заметил, что "нет ничего хуже, чем быть столичным хоккейным клубом, и не называться при этом "Динамо". Потому что и спонсоры куда с большей готовностью берутся помогать любимому клубу столичного правительства, а если среди них окажутся болельщики, скажем, "Спартака", то они сто раз подумают, как это может отразиться на их столичном бизнесе.

- Слова Гомельского в какой-то мере правильные, но и доля преувеличения в них, конечно, присутствует. Давайте начнем с того, что профессиональный хоккей в наших условиях никак не может быть прибыльным делом. А идти на прямые убытки способны только, как я их называю, "городские сумасшедшие", к каковым отношу и себя. Большое количество спонсоров у "Динамо" - это, по сути, работа административного ресурса. Ведь ни для кого не секрет, что спонсоров туда подчас загоняют палкой, мол, ты, ты и ты будете спонсорами "Динамо", а нет - не обижайтесь. И от этой ситуации мы никуда не денемся до тех пор, пока на государственном уровне не будет принято самое главное решение - о направлении развития отечественного спорта.

За всю историю профессионального спорта выработано лишь два эффективно действующих направления. Первый - это нынешний Китай, бывшие СССР и ГДР. Там спорт считался национальным достоянием, субсидировался на всех уровнях из бюджета страны. А наиболее ярким представителем второго способа являются Соединенные Штаты, где весь профессиональный спорт является просто родом бизнеса. Но даже там, в благополучном обществе, профессиональный спорт не способен себя прокормить. И те же клубы НХЛ живут не за счет проданных билетов, атрибутики, эфирного времени, как многие у нас думают, нет. Там профессиональные команды выживают за счет того, что их владельцы, олигархи и магнаты, получают солидные льготы по налогообложению и направляют эти деньги на развитие своих клубов. Впрочем, подобная попытка у нас уже была. Но к чему пришел Национальный фонд спорта, знают все.

Сейчас развитие не только хоккея, но и всего спорта в России потихоньку зашло в тупик. С каждым годом остается все меньше желающих выбрасывать деньги просто так - а содержание профессиональных команд представляет собой именно такой выброс денег на ветер. Скоро такие меценаты закончатся и в российской провинции, а рано или поздно они закончатся, будьте уверены - и что останется от нашей суперлиги?

- Перед самым матчем с "Ак Барсом" вы общались со спартаковскими болельщиками. И кое-кто почему-то подумал, что вы готовы продать "Спартак"...

- Могу вас уверить, что никакой речи о продаже "Спартака" при общении с болельщиками не велось. Я, если хотите, отчитался перед ними о работе фонда, подвел некоторые итоги.

Во-первых, за три неполных года своего существования фонд поддержки народной команды "Спартак" нашел и инвестировал миллионы долларов, чтобы превратить полуразваленный и заброшенный комплекс "ДС Сокольники" в современное спортивное сооружение.

Во-вторых, за это же время фонд выделил немало средств на то, чтобы вывести из бедствующего состояния нашу школу - динамика спортивных результатов детских и юношеских команд говорит сама за себя.

В-третьих, еще два года назад, когда команда вылетела из суперлиги, я публично пообещал, что сделаю все необходимое и сверх того, чтобы "Спартак" вернулся в элиту. И обещание выполнил, хотя, безусловно, большая часть заслуги в этом деле принадлежит не мне, а тем, кто играл на площадке. Но и вклад фонда не столь уж мал.

Тогда же я говорил, что возможности фонда, в первую очередь финансовые, ограничены, и мы не можем разорваться на части. С моей точки зрения, без фундаментальной основы, под которой я подразумеваю материально-техническую базу и работу школы, стабильные и ощутимые результаты просто невозможны.

А напоследок я добавил, что если найдется какая-либо финансовая структура, способная лучше, чем мы сейчас, обеспечить приток финансов в клуб, и гарантирует это, то мы готовы рассматривать любые варианты вхождения такой структуры в "Спартак" - вплоть до полной передачи управляющих и руководящих функций. Другое дело, что таких структур на горизонте пока, увы, не появляется.

- После матча с "Ак Барсом" все хоккеисты "Спартака", как один, отказались от интервью, взяли обет молчания, объяснив это трагедией, случившейся с Анатолием Устюговым.

- Могу лишь сказать, что никакого приказа сверху по этому вопросу не было, да и не могло быть. Команда действительно тяжело переживает трагедию. В такой ситуации хочется просто помолчать...

Максим ЛЕБЕДЕВ

Р.S. Руководство "Спартака" и приехавшие в Москву родители Анатолия Устюгова сейчас занимаются организацией панихиды, которая состоится 30 сентября. О месте и времени будет сообщено дополнительно, сообщает корреспондент "СЭ" Александр МАЛЫШЕВ.

Похоронен Анатолий Устюгов будет на родине, в Усолье-Сибирском. Болельщики хоккейной России направляют сейчас делегатов попрощаться с игроком, покупая билеты - кто в Москву, а кто в Иркутск.