Газета Спорт-Экспресс № 225 (3603) от 1 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 октября 2004 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ГОСТЬ "СЭ"

Завтра в Белгороде стартует 14-й чемпионат России среди мужских команд: чемпион страны и победитель двух последних розыгрышей Лиги чемпионов "Локомотив-Белогорье" принимает уфимский "Нефтяник Башкортостана". А вчера в редакции "СЭ" побывал главный тренер белгородской команды и сборной России Геннадий Шипулин.

Геннадий ШИПУЛИН

ПОЛТАВСКИЙ ТАЛАНТЛИВ, КАК Майя ПЛИСЕЦКАЯ

ПИСЬМО В СТИХАХ

Беседа Шипулина с журналистами "СЭ" началась с разговора об афинской Олимпиаде, где российские волейболисты завоевали бронзовые медали. По случайному совпадению вчера в редакцию "СЭ" пришло письмо от нашей постоянной читательницы Татьяны Хмелевой, посвященное выступлению российской команды в Афинах. В письме содержалось стихотворение, которое Шипулин сам зачитал вслух.

- Часто вам приходилось видеть подобные письма?

- Представьте себе, да. Мне вообще в Белгород письма мешками приходят. Люди сочиняют оды, поэмы, даже книги о волейболе. И я часто использую подобную корреспонденцию в своих установках. Так, накануне олимпийского полуфинала против итальянцев читал игрокам письмо от начальника Юго-Восточной железной дороги, проникнутое патриотическим духом. В тот момент меня самого на сантименты "пробило". Так что с идеологической подготовкой в Афинах все было в порядке.

- А что было не в порядке? Все-таки сборная России уступила Италии со счетом 0:3.

- Не хочу искать оправданий. Команда вышла на матч неготовой, и вину за это должен взять на себя весь руководящий штаб, включая меня. Вывести сборную на пик формы к решающим матчам Олимпиады мы не смогли. Впрочем, на то существовал целый ряд объективных причин, большая часть которых от нас к тому же не зависела.

Все беды начались задолго до поездки в Афины. К сожалению, план подготовки к главному старту четырехлетия оказался скомканным. По сути, мы стали заложниками противостояния ФИВБ и нашей волейбольной федерации. После исключения России из Мировой лиги мы так и не смогли найти возможность сыграть против сильных соперников. Сначала сорвалась поездка на представительный турнир во Францию, потом был отменен Кубок Внешторгбанка. Зато команда вдоволь наигралась с Тунисом, США и Аргентиной во время продолжительного турне по Америке.

Этот вояж отнюдь не добавил свежести сборной. Да и розыгрыш Евролиги оказался весьма некстати. Сейчас я понимаю: в этом турнире должен был играть только второй состав. Вне зависимости от итогового результата. Мы же провели решающие игры "основой". Федерация требовала выхода в финал - не могла ведь Россия проигнорировать соревнования, которые фактически ею же и были организованы. В итоге мы лишились и нормальных спарринг-партнеров, и возможности вести полноценную функциональную подготовку. Скажем, три дня работаем над ОФП, а на четвертый уже нужно готовиться к игре с какой-нибудь Турцией. Но ведь это же неправильно! Запланированный объем физических нагрузок должен быть выполнен от и до, иначе в решающие моменты недоработки обязательно скажутся. В итоге так и произошло.

ГОТОВИТЬСЯ К ПЕКИНУ НУЖНО УЖЕ СЕЙЧАС

- А вы не пытались объяснить федерации, что такая ситуация - ненормальная?

- Вы же меня знаете, я человек "цепкий". Иногда даже слишком. Привык всегда отстаивать интересы своего дела до конца. Разумеется, я постоянно обращался в ВФВ с предложениями. Но, к сожалению, в сложившейся ситуации были виноваты не конкретные люди, а вся система, которая безнадежно устарела.

В других странах план подготовки выверяется по минутам еще за год до Олимпиады. Мы же пытались решить все проблемы в последний момент. При этом, как всегда, никто не хотел брать ответственность на себя. Все вопросы обычно сваливались на одного человека - Владимира Паткина (генеральный секретарь ВФВ. - "СЭ"). А его усилий было недостаточно.

Для нормальной организации процесса необходим целый управленческий аппарат, состоящий из профессионалов с современным мышлением. У нас же получилось как всегда. За два месяца до Олимпиады сборную взяли в "жесткие" объятия - чиновники, функционеры, репортеры. Все подбадривали: давайте, мол, привозите золото. Но с такой подготовкой никто ничего не выиграет. Хоть дай каждому игроку по пять мешков с бриллиантами.

Ни в коем случае не собираюсь обвинять во всем федерацию. Я вижу, что в ней уже происходят позитивные изменения. Кстати, сегодня представители ВФВ отправились в штаб-квартиру ЕКВ, чтобы выдвинуть кандидатуру России на проведение чемпионата Европы 2007 года (среди наших конкурентов - Франция и Польша. - "СЭ"). Надеюсь, эта поездка окажется удачной. И все же, если мы не хотим вновь наступить на афинские грабли, думать о следующей Олимпиаде в Пекине нужно уже сегодня.

- Вы недобрым словом поминаете предолимпийское турне по Америке. Но разве не оно помогло вашим подопечным изучить сборную США? Недаром в матче за олимпийскую бронзу с американцами россияне не испытывали никаких проблем.

- Думаю, американцам те матчи принесли гораздо больше пользы, чем нам. Снимаю шляпу перед Дагом Билом - в Афинах он сумел выжать из своей команды максимум. Но при всем уважении к американцам, мы на этой Олимпиаде ориентировались на соперников совсем другого уровня. И цели ставили перед собой другие.

ПОСЛЕ СЕРБИИ НА ИТАЛИЮ НЕ ОСТАЛОСЬ СИЛ

- Перед Играми вы не раз говорили: если команда выйдет на уровень декабрьского отборочного олимпийского турнира в Лейпциге, ей по силам завоевать в Афинах золото. Почему же тогда в Греции вы сделали ставку на других игроков: место Хтея занял Косарев, а Динейкина заменил Баранов?

- Я бы с удовольствием выставил в Афинах ту же стартовую шестерку, что и в Лейпциге. Но, к сожалению, некоторые игроки оказались не готовы к Олимпиаде. Ну не мог я продолжать использовать Динейкина, который в атаке забивал всего один мяч из 10! После поражения от голландцев в стартовом матче у меня со Стасом состоялся откровенный разговор. Он сказал, что чувствует себя нормально. Однако своей истинной игры в Афинах так и не показал. Вообще большинство волейболистов сыграли гораздо ниже своих возможностей. Не буду называть фамилий. Страна и так все видела - болельщиков не обманешь. В меньшей степени упреки заслужили Вербов, Казаков, Косарев и Баранов. Считаю, что если бы двое последних не сумели столь удачно вписаться в состав, никаких медалей у нас вообще бы не было. Ведь после поражения от Голландии и "сдачи" бразильцами матча против США Россия получила в плей-офф архисложную сетку...

- ...И несмотря на это в блестящем стиле обыграла в четвертьфинале действующих олимпийских чемпионов - сербов. Многим в тот момент показалось, что повторяется привычная картина: Россия начинает ни шатко ни валко, но по ходу турнира набирает обороты. Почему же в полуфинале команда вдруг рассыпалась?

- Я уже сказал: основная причина - недостаточная функциональная готовность. Игроки просто не успели восстановиться после напряженнейшего матча с сербами. Считаю, что немалая доля вины здесь лежит на враче сборной Владимире Костюченкове. Конечно, многие воспримут мои слова, как месть за его переход из "Локомотива-Белогорья" в московское "Динамо". Однако факт остается фактом: методы, которые применял Костюченков, оказались недейственными. Например, накануне полуфинала я спросил врача о состоянии Егорчева и Кулешова, а в ответ услышал: "Игроки говорят, что они готовы". По-моему, комментировать тут нечего.

Это беда всего российского спорта. В области спортивной медицины мы отстаем от остального мира на 20 - 30 лет. Вы же видели, как в полуфинале играли итальянские ветераны Джани и Сарторетти. Они просто парили над площадкой. Итальянцы блестяще используют все последние медицинские достижения - прежде всего в плане восстановления. Вспоминаю, как на чемпионате мира 1998 года в Японии мы оказались со сборной Италии в одном отеле. И были очень удивлены, увидев огромный металлический ящик со всевозможным оборудованием и медикаментами. Он не влезал ни в один лифт! И с таким багажом итальянцы отправляются на каждый турнир.

ОЛИМПИАДА - ЭТО МУРАВЕЙНИК

- В это межсезонье из Белгорода в "Динамо" перебрался не только Костюченков, но и Егорчев, и Кулешов, и ваш помощник в "Локомотиве" и сборной Борис Колчинс. Это сказалось на игре команды в Афинах?

- Конечно. Я вообще считаю, что в олимпийский год нужно запретить любые трансферы внутри чемпионата. То что люди, с которыми я работал вместе не один год, ведут переговоры с "Динамо" за моей спиной, стало очень неприятным сюрпризом. Ведь такие вопросы всегда можно решить полюбовно и заранее. Я бы все прекрасно понял. Любой человек имеет право на свободный выбор. Но как только появляются тайны, это невольно приводит к конфликту. В команде пошли кривотолки. Например, Хамутцких и Тетюхин пытались поговорить по душам с тем же Егорчевым, но он не стал их слушать. В какой-то степени я утратил контроль над командой. Пропала былая атмосфера единства, которая складывалась годами. Это относится и к тренерам. В конце концов, мы с Борисом (Колчинсом. - "СЭ") работали бок о бок много лет и, по-моему, добивались неплохих результатов... Жаль, что все так вышло.

- Какие еще впечатления остались у вас от этой Олимпиады?

- Ничего принципиально нового я в Афинах не увидел. Этакий муравейник - все кудато спешат по своим делам. Даже с землячкой Хоркиной не получилось встретиться. Передавал ей привет через десятых лиц. А когда увидел по телевизору - удивился. Худущая! Общался же я в основном с Николаем Карполем. Кстати, многие постоянно пытаются вбить между нами клин, хотя на самом деле мы вовсе не враги. Наоборот, у нас с Карполем сложились отличные отношения, и в Афинах мы искренне переживали друг за друга. В итоге обе команды завоевали медали. Вообще мужская и женская волейбольные сборные на Олимпиаде жили почти единой семьей. Эта монолитность очень помогала.

ПОРА МИРИТЬСЯ С ФИВБ

- Вы планируете остаться в сборной еще на четыре года?

- Пока не знаю. Бронза и серебро Олимпиад у меня есть, а вот золото... Я еще не старый, а опыт накопил уже очень большой. Хотя если продолжать работать, нужно все менять, строить новый план подготовки. Звать и уговаривать никого не хочу. Если игрока вызвали в сборную, он должен выполнять все мои условия. Кстати, в Афинах мы выполнили поставленную задачу - попали в призеры. А то сейчас многие хотят повернуть дело по-другому: якобы Россия непременно должна была брать золото.

- Когда прояснится ваша судьба?

- В ноябре, наверное.

- Если останетесь в сборной, как будете строить отношения с ФИВБ?

- Нужно встать на путь примирения. Путь игнорирования Мировой лиги - неправильный. Правда, сейчас из этого турнира, по-моему, вышли и Испания с Францией. Но тут есть важный нюанс - рейтинговые очки. Из-за неучастия в Мировой лиге Россия уже скатилась в рейтинге на пятое место. Плюс из-за конфликта с ФИВБ нам приходится биться не только с соперниками, но и с судьями. С нами не здороваются, составляют неудобное расписание матчей, тренировок, не дают проводить отборочные соревнования к главным турнирам.

- Чего ждать от сборной России в Пекине?

- Конечно, золота. Думаю, к следующим Играм команда обновится приблизительно наполовину.

УПРАВЛЯТЬ ЛИГОЙ ДОЛЖНЫ ПРЕЗИДЕНТЫ КЛУБОВ

- В среду руководители федерации и клубов приняли решение о создании в России в сезоне-05/06 мужской профессиональной лиги. По-вашему, это будет способствовать развитию волейбола в стране?

- Уровень чемпионата, безусловно, повысится. Спортсмены будут защищены юридически, так как мы создадим бюро переходов. Оно будет централизованно решать вопросы гарантированных контрактов. Привлечем телевидение, спонсоров. Волейбол, как любой товар, надо продавать. Как можно дороже. Тем более что он этого заслуживает.

- Как прошло заседание Совета лиги?

- Атмосфера была замечательной. Не скрою, я шел на заседание с опасениями, что не со всеми удастся найти общий язык. Но ощущение значимости общего дела, над которым мы работаем, примирило участников друг с другом. Например, несмотря на былые разногласия, мы отлично поговорили с Юрием Сапегой (генеральный менеджер ВФВ. - "СЭ"). Очень рад, что такой энергичный человек взялся за столь нужное дело (Сапега был одним из главных инициаторов создания лиги и работал над проектом ее устава. - "СЭ"). Сапега так заразил всех своим энтузиазмом, что я уверен: у него все получится. Кстати, иногда я думаю, что он вполне мог бы помочь сборной на Олимпиаде.

- Каким вы видите будущее профессиональной лиги?

- Система чемпионата должна быть такой, чтобы все клубы по разу приезжали в гости друг к другу. Главное же, чтобы лига не зависела от федерации. А то сначала хотели, чтобы президентом лиги обязательно был кто-то из руководителей ВФВ. Но это же абсурд! Должен быть договор между лигой и федерацией. А управлять лигой должны руководители клубов, объединенные в совет и избирающие президента. В итоге все пришли именно к такому знаменателю. По-моему, впервые за последние годы состоялся такой откровенный и продуктивный разговор волейбольных специалистов. Это здорово.

ГАЙИЧ - В СБОРНОЙ РОССИИ?

- Возможно ли, что с годами второй дивизион российского волейбола тоже станет частью профессиональной лиги?

- Нам бы пока с высшим дивизионом управиться. Работы еще очень много. Скажем, в прошлом году с большим успехом прошел Кубок России. Значит, надо сделать все возможное для того, чтобы этот турнир и в новом сезоне был проведен на столь же высоком уровне. На мой взгляд, борьба за право принять "Финал четырех" должна вестись на тендерной основе: представители ВФВ и клубов садятся за один стол и выдвигают свои предложения - как бы устраивают аукцион. Чем больше денег будет вложено в организацию Кубка, в его "раскрутку", тем больший интерес зрителей привлечет турнир. То же самое относится и к чемпионату. Его нужно сделать максимально привлекательным для болельщиков.

- Судя по всему, в этом сезоне вы не прочь принять "Финал четырех" Кубка страны у себя - в Белгороде?

- А разве Белгород этого не заслуживает - тем, что он сделал для российского волейбола? Фактически этот город только что завоевал для России бронзовые медали Олимпиады! Конечно, я знаю, что на проведение Кубка активно рассчитывает Казань. Но ведь она будет отмечать свое тысячелетие лишь в следующем году.

- Думаете ли вы о том, что можете возглавить российскую профессиональную лигу?

- Сейчас об этом говорить рано. Но вообще-то совмещать столько постов - слишком тяжело физически. Еще в конце прошлого сезона я говорил, что летом покину пост главного тренера "Локомотива". Но тогда я думал, что оставлю это место для Колчинса. Когда он ушел в "Динамо", пришлось менять планы. Слава богу, удалось уговорить приехать в Белгород Зорана Гайича - одного из ведущих тренеров Европы. Первоначально речь шла только о должности технического директора. Зоран должен был следить за матчами с трибуны, как Константин Бесков. Однако потом я сказал Гайичу: "Ты нужен на скамейке".

- Почему же Гайич не стал главным тренером "Белогорья"?

- Так ведь я-то на скамейке тоже нужен! Потому что знаю душу этой команды, всю ее внутреннюю "кухню". Вот так и получилось, что Зоран стал моим полноправным помощником. Кстати, я собираюсь пригласить Гайича и в сборную России - если, конечно, сам в ней останусь.

ВЕРБОВ ОТДАН В АРЕНДУ

- С уходом Колчинса и приходом Гайича в истории "Локомотива-Белогорья" началась новая глава. Задачи клуба останутся прежними?

- Да. И я хочу, чтобы все понимали это. Как в Европе, так и в России. Главное, чтобы судьба чемпионского титула решалась на площадке, а не под ковром. Я имею в виду судейство. Хотя нам в любом случае будет тяжело. Ушли три ведущих игрока. Вам первым говорю о том, что мы отдали в аренду в "ЗСК-Газпром" Вербова - ему очень нужно игровое время. Правда, в "Локомотиве" есть очень талантливая молодежь - Юраков, Данилов. Но конкуренция в этом чемпионате будет гораздо выше, чем в предыдущем. "Искра", два "Динамо" - московское и казанское... На их фоне немного аморфно выглядит лишь Екатеринбург - они почти никого не приобрели.

- Как вписался в состав "Локомотива" Спайич?

- Конечно, он не альтернатива Кулешову. К сожалению, пришлось искать игроков, когда трансферный рынок уже закрылся. Иначе я мог бы позвать в Белгород более ярких звезд - например, бразильца Густаво. Или Андре Хеллера. И не надо кричать, что иностранные игроки отнимают места в составах у нашей молодежи. Такие личности, как Владимир Грбич или Хидо Хертцен, украшают любой чемпионат, и юным волейболистам у них есть чему поучиться. Главное, чтобы не было тотального засилья легионеров. Для этого и существуют квоты на число иностранцев. Что касается талантов, то они в России есть. И обязательно пробьются. Только не нужно делать это искусственно. А то у нас некоторые из кандидатов в мастера спорта сразу в "заслуженные" перескакивают.

Надо не проталкивать игроков, а беречь их! Например, Семен Полтавский - суперталант! А его сейчас гноят где-то в третьей команде "Динамо". Полтавский - это же Майя Плисецкая! Только ленивый. Но в том-то и заключается искусство тренера - раскрыть талант, заставить игрока проявить себя на полную катушку. В Белгороде мы воспитываем в первую очередь личностей, а уже во вторую - волейболистов. Общежитие для ребят устроено по спартанскому принципу: в 6 утра зарядка, в 11 вечера - отбой. И много времени уделяется духовному развитию. У нас в первой сборной некоторые игроки делают по три ошибки в одном слове. Поверьте, я не преувеличиваю. В Белгороде же молодежь не только играет в волейбол, но и получает хорошее образование. Поэтому такие понятия, как честь клуба и страны, для них - на первом месте. А добиваться серьезных успехов можно только с подобным менталитетом. Так что в ближайшем будущем своего клуба я уверен. Не сомневаюсь: появление новых Барановых и Козловых - не за горами.

Записали
Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ, Владимир МОЖАЙЦЕВ