ФУТБОЛ |
ЧМ-2006. Отборочный турнир |
Группа 3 |
Завтра - ПОРТУГАЛИЯ - РОССИЯ |
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Александр ПРОСВЕТОВ
Четыре месяца назад Луиз Фелипе Сколари произвел перестройку в португальской сборной. Причем сделал это непосредственно во время Euro-2004. К нашему сожалению, революция произошла в канун матча с Россией и оказалась, увы, победоносной.
Тогда на скамейку запасных сели проведший за сборную более сотни матчей, но утративший скорость 34-летний капитан Фернанду Коуту (которого во всех отношениях впору сравнить с Виктором Онопко - столь же, по нашим меркам, значимым и уважаемым, но все-таки уже немолодым), а также Руй Кошта, одна принадлежность которого к "Милану" о многом говорила. Более того, уже по ходу игры бразильский коуч посмел заменить любимых в народе Фигу и Паулету. Сегодня из названных игроков только Паулета, совсем не отличившийся, мягко говоря, во время недавнего вояжа в Москву в составе "ПСЖ", числится в числе кандидатов на участие в новой португальско-российской встрече в верхах. Что поделать: революция была неизбежна, и она состоялась.
У этой революции, впрочем, уже в июне были далеко идущие последствия. На Euro-2004 хозяева турнира после победы над россиянами встрепенулись и в итоге выступили очень достойно. Выход в финал - разве это не высокое достижение? Но на что португальцы способны теперь? Их "суперляп" в Лихтенштейне говорит только об одном: эту команду не только можно, но и желательно побеждать.
Нет сомнений - даже выиграв у "карлика", португальцы не подошли бы к матчу с Россией добрыми и благодушными. Но теперь, когда победа им настоятельно необходима, команда Сколари получила дополнительный - и более чем нежелательный - фактор давления. Ничья на "Жозе Алваладе" уже недопустима. Встреча между двумя сборными опять, как это уже было на европейском чемпионате, превращается в матч жизни или смерти. И в первую очередь - для португальской сборной.
Во время пресс-конференции Георгия Ярцева в Бору, на которой тренер раз за разом повторял, что все его мысли заняты исключительно игрой с Люксембургом, мы с соседом-коллегой, видя в этом определенный психологический ход, все же не удержались от саркастических сентенций: если, мол, проиграем на выезде Португалии, то это воспримут как нечто само собой разумеющееся, а вот если не победим Люксембург, тренера с поста главного наверняка попросят. К счастью, в Великом Герцогстве обошлось без помарок. Хотя первый тайм, о чем нельзя забывать, выдался насколько пустым, настолько и тревожным.
О том, что "карлики" подросли, известно всем. То, что слабых соперников нынче не бывает, - это уже штамп, который неудобно вставлять в статью, даже если его изрекают авторитетные собеседники. Тем не менее все мы прекрасно осознавали, что страну с 400-тысячным населением, сопоставимую по масштабам с нашим областным центром, россияне обыгрывать обязаны, что она может родить гениев-одиночек вроде двукратного серебряного призера Олимпийских игр в Альбервилле горнолыжника Марка Жирарделли или единственного в истории Люксембурга олимпийского чемпиона, победителя Игр 1952 года в Хельсинки в беге на 1500 метров Жози Бартеля (именем которого назван стадион, где встречались команды), но едва ли в силах создать за счет собственных ресурсов конкурентоспособную команду по футболу, баскетболу, волейболу и т.д. Люксембург миновали.
Теперь на очереди Португалия. Знакомая - и в футбольном отношении весьма грозная. Остается надеяться, что победоносных революций в ней больше не состоится, да и Ярцев найдет нужные слова, благодаря которым наши футболисты спустя четыре месяца возьмут у португальцев реванш.
Шанс, повторяю, есть. Удастся ли им воспользоваться - вот вопрос.