Газета Спорт-Экспресс № 247 (3625) от 27 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 октября 2004 | Хоккей

ХОККЕЙ

КРИСТАЛЛ Саратов

"СЭ" продолжает публиковать материалы о командах, которые в советские времена были известны всей стране, а сейчас, по сути, оказались за бортом большого хоккея

ЗАБЫТЫЕ КОМАНДЫ с Андреем АНФИНОГЕНТОВЫМ

ДВА МЕСЯЦА БЕЗ ЗАРПЛАТЫ, ТЕПЕРЬ - БЕЗ ПИТАНИЯ, А ЗАВТРА - БЕЗ ЦЫГУРОВА?

ЮЖНЫЙ ФОРПОСТ

Новое тысячелетие Саратов встречал без снега. Елка на центральной площади города, Театральной, стояла нарядная, в гирляндах, а по соседству с ней пытались развлекать народ красноносые и бородатые Деды Морозы. Вот только петарды и шутихи гасли не в сугробе, как положено, а в лужах на грязном асфальте. Снега не было.

Его, снега, в областном центре на Волге зимой порой нет совсем. Точнее, в начале декабря еще нет, а в конце февраля - уже. Нет снега - нет льда. Нет льда - нет хоккея. Гонять шайбу на асфальте несподручно. Ведь ледовый дворец на 870-тысячный Саратов и 220-тысячный Энгельс (его от областного центра отделяет Волга, а соединяют три моста) всего один.

Построенный 35 лет назад "Кристалл" порой загружен 19 часов в сутки - с шести утра до часа ночи, на пределе сил поддерживая жизнь в южном форпосте российского хоккея. В более теплых краях на территории СНГ профессионально занимаются хоккеем только в Киеве. Саратов расположен на полградуса к северу от украинской столицы. Правда, есть еще Усть-Каменогорск, Караганда и Хабаровск, но их южные широты таковыми являются только на глобусе. На деле столица Дальнего Востока - это тайга, болота и зима продолжительностью 4,5 месяца с неизменной неделей трескучих 30-градусных морозов. Климат северного степного Казахстана тоже не сахар.

БЕНДИ В НАГРУЗКУ

А вот когда в Саратове последний раз свирепствовал Борей, я, его житель, не припомню. Хоккеистам "Кристалла" еще жить можно. Лед, правда, на домашней арене очень плохой, что неизменно вызывает недовольство игроков. Шайба рикошетит куда угодно, но только не в привычную сторону. Да и потолкаться в углах площадки порой себе дороже. Но играть можно. Коллегам из "Универсала", выступающим в первой лиге российского хоккея с мячом, порой играть негде.

Они, бедолаги, мало того что месяцами готовятся к сезону в "коробке", так из года в год вынуждены начинать и завершать сезон длительными сериями выездных матчей. И даже в том не было бы большой беды, если бы не оттепели. Они порой изводят лед буквально до травы. Однажды природный катаклизм превратил матч первенства страны в фарс. Из-за полного отсутствия нужного покрытия матч был перенесен в ледовый дворец. Играли "пять на пять", по правилам ринк-бенди. Федерация тогда долго не давала добро на подобное измывательство над русским хоккеем, отказываясь верить, что лед растаял окончательно.

ТРЕТЬЯК И ДЕФИЦИТ

Но ледовый голод порой приводит к печальным результатам. В конце 90-х загнанный им в угол приказал долго жить "Химик" из Энгельса. Профессиональный клуб, крепкий середняк второй союзной лиги, открывший для хоккея Жебровского и Федотовых, не пережил отказа спонсоров от планов строительства дворца на родине писателя Льва Кассиля. Прибавьте к этой проблеме политику повышения аренды за лед в саратовском дворце, и вам все станет ясно.

Правда, Владислав Третьяк, депутат Государственной Думы от Саратовской области, обещает помочь обзавестись еще одним дворцом. Маленьким, но очень нужным. Ему верят. На него надеются. Очень.

ОЛИМПИЙЦЫ СРЕДИ НАС

Но гораздо больше проблем у "Кристалла" вызывает его годовой бюджет. На нужды команды, фарм-клуба и СДЮШОР выделяется 42 - 47 миллионов рублей ежегодно. Сумма, прямо скажем, скромная. В суперлигу с ней соваться не стоит. "Кристалл" о турнире, в котором провел в общей сложности девять сезонов, не сказать, чтобы не мечтает, но реальность такова, что пока у волжан для свиданий с лучшими клубами страны есть дворец с трибунами на 5600 мест и желание.

Деньгами в российское время саратовцев не баловали в принципе. Помнится, хоккеисты "Кристалла" даже сорвали матч с "Динамо" - отказались выходить на лед, требуя выплат по контрактам. Это в союзное время Саратов в мире хоккея считался местом, где платят щедро. Настолько щедро, что местный клуб сумел создать невиданный прецедент. Летом 76-го из ЦСКА в "Кристалл" приехал олимпийский чемпион Юрий Блинов.

Роберт Черенков, отдавший саратовской команде в общей сложности 17 лет жизни, бессменно работавший в ней 14 сезонов, умел уговорить всех. И самого игрока, и его недавних боссов. В эпоху, когда и слов подобных не знали - трансфер, аренда, - деятельный тренер проворачивал именно такие операции.

ОТ ДИРЕКТОРА К РЕКТОРУ

Немудрено, что в 70-х саратовцы превратились в один из сильнейших клубов первой лиги. За 12 лет они выиграли 10 комплектов медалей этого турнира, трижды поднявшись наверх. Ни разу не удержавшись в элите, сумели оставить заметный след в отечественном хоккее, удивляя невиданным ажиотажем и отнимая очки на родном льду у всех грандов той эпохи, за исключением "Динамо". За всем этим стоял конкретный человек.

Георгий Умнов, директор производственного объединения "Тантал", ударно работавшего на оборонную промышленность СССР, хоккей обожает. Герой соцтруда пока мог создавал своей команде шикарные условия. Но с началом конверсии могущество Умнова закончилось, и команда медленно, но верно стала сдавать свои позиции. К счастью, к тому моменту ударно работала своя школа, поставлявшая хорошие кадры, а кооперативное движение подарило команде нового мецената. Попутно "Кристалл" вернулся в элиту, попав в созданную на осколках Советского Союза МХЛ. В эту лигу волжан включили, чего греха таить, "по блату" - руководил структурой Роберт Черенков.

Владимир Молчанов был его правой рукой. В 80-х он трудился начальником саратовской команды, закончив экономический вуз. Теперь его ректор профессор Владимир Динес - президент клуба. Общественник, способный поддержать команду словом да легко зайти к губернатору в кабинет. Благо глава области защищал докторскую в его вузе. Дивидендов, правда, это почти не приносит - бюджет клуба не растет.

В 90-х, впрочем, "Кристалл" тоже не процветал. Молчанов в конце 80-х стал его президентом и фактическим собственником. Бизнес, которым он занимался, развивался, а часть прибыли шла на нужды команды. Но в середине 90-х ему "помогли" отказаться от "Кристалла". Спонсором команды областная власть назначила энергетиков.

Звездным часом той команды стал плей-офф 1997 года, когда волжане оставили не у дел "Ак Барс", занявший 2-е место в регулярном чемпионате. На будущий год казанцы добились изменения формулы первенства, выиграли его, а "Кристалл" вылетел из лиги сильнейших.

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Этого словно ждали. Вскоре хоккей в городе впору было закрывать. Почти всех мало-мальски стоящих игроков тогдашние хозяева команды распродали. Денег "Кристаллу" власти не давали, спонсоры от него отвернулись, и сезон-98/99 команда начала с унизительных 2:16 и 4:16 в Екатеринбурге. Первый этап был завершен с разностью шайб 68-226. По ходу сезона хоккеисты сбрасывались на солярку для арендованного ради выезда в Пензу "Икаруса" и менялись клюшками, которых в клубе стало не хватать. Это была настоящая клиническая смерть некогда славного коллектива.

Саратовцы даже могли оказаться лигой ниже, но в последний момент, словно спохватившись, команду спасли. В первую очередь работавший тогда с ней Владимир Пашкин, нынче директор клуба. Сегодня "Кристалл", сыгравший свой первый матч в элите, пытается начать жить заново. Точнее, по средствам. С этим у клуба в последние годы дела обстояли очень плохо. Волжане несколько лет тратили больше, чем могли бы себе позволить. Долги росли, команда все больше напоминала табор, репутация ухудшалась, курс менялся ежеквартально.

Нынче "Кристалл" - государственное предприятие. Единственный учредитель - областной спорткомитет. Задачи, которые руководители саратовцев ставят сами себе, формулируются так: вернуть клубу хорошую репутацию, улучшить спортивные показатели, заманив этим во дворец болельщиков. Первые результаты налицо - команда идет в лидерах Западной зоны высшей лиги, а средняя посещаемость ее арены зашкаливает за отметку три тысячи зрителей. Судя по работе Геннадия Цыгурова, это далеко не предел. Вот только суперлига от этого ближе не становится.