ТЕННИС |
St. PETERSBURG ОРЕN |
В качестве почетного гостя на юбилейном, десятом по счету St. Petersburg Open присутствовал исполнительный директор АТР Марк Майлз.
В минувшую пятницу 50-летний американец побывал на церемонии введения в Зал славы российского тенниса Андрея Ольховского, а в субботу наблюдал за полуфинальными матчами и ответил на вопросы корреспондента "СЭ".
Марк МАЙЛЗ: "ЧЕСНОКОВ - МОЙ ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ИГРОК"
Сергей ДЕРЯБКИН |
из Санкт-Петербурга |
- Какова цель вашего визита в Санкт-Петербург?
- Мне захотелось своими глазами увидеть, чего удалось достигнуть за десять лет проведения этого турнира. Я слышал о нем много хорошего и теперь смог сам убедиться в справедливости этого. А еще для меня большая честь присутствовать на торжественном мероприятии, посвященном Андрею Ольховскому.
- Как часто вы посещаете различные турниры?
- За год успеваю побывать примерно на двадцати. Но это не значит, что я сижу на них от начала до конца. Для меня важно почувствовать атмосферу турнира, понять, насколько он интересен зрителям и выгоден организаторам.
- Вы руководите АТР уже 14 лет. Как долго еще намерены занимать этот пост?
- Во время последнего US Open я сообщил, что уйду по окончании сезона-2005. Думаю, это правильное решение. Могу с уверенностью сказать, что я оставляю АТР в прекрасном состоянии. Теннис популярен во множестве стран мира, наша организация успешна в финансовом плане. Уже начался поиск человека, который займет мое место. А я наконец смогу проводить больше времени с семьей. До сих пор я, как и теннисисты, из-за постоянных разъездов не имел возможности уделять ей должное внимание.
- Каковы ваши взаимоотношения с российскими коллегами? Часто ли вы встречаетесь, например, с президентом нашей федерации тенниса Шамилем Тарпищевым?
- С ним я общаюсь достаточно регулярно, но гораздо плотнее работаю с директорами "Кубка Кремля" и St. Petersburg Open Сергеем Леонюком и Михаилом Рыдником.
- Возможно ли, что когда-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге состоится итоговый турнир года Masters Cup?
- Весьма вероятно, что это случится через несколько лет. Пока же все наши планы связаны с Шанхаем. Контракт с китайцами заключен на три следующих сезона, после чего возможна его пролонгация.
- А как насчет проведения у нас турниров серии Masters - бывшей супердевятки?
- Это тоже вполне реально, причем в скором времени. И Москва, и Санкт-Петербург достойны принимать соревнования самого высокого ранга. Другое дело, что не все зависит только от одного вашего желания: необходимо, чтобы организаторы одного из турниров серии захотели его продать. А просто дать еще каким-то соревнованиям категорию Masters нельзя. Девять турниров подобного уровня за год - оптимальное количество.
- У вас есть любимые российские теннисисты?
- Про действующих игроков я не имею права говорить, а из тех, кто уже закончил выступать, отмечу Андрея Чеснокова. Это настоящий спортсмен! Жаль, что конец его карьеры омрачился тяжелейшей травмой ноги.
- Как считаете, возможна ли в мужском теннисе "русская революция" - аналог того, что сейчас происходит у женщин? И насколько такое развитие событий будет выгодно или, наоборот, невыгодно АТР?
- Если у вас в ближайшее время появится группа столь же одаренных юношей, то прорыв вполне может состояться. Что же касается выгоды этого для АТР... Понимаете, с точки зрения бизнеса ситуация, которая сложилась сейчас в мужском теннисе, нас полностью устраивает. В число сильнейших игроков входят представители разных стран и даже континентов, что способствует развитию нашего вида спорта на всей планете.
- А если поставить вопрос так: кого бы предпочли видеть на вершине мирового рейтинга лично вы - Марата Сафина или Роджера Федерера?
- Вы меня озадачили... Конечно, Сафин - суперзвезда и суперталант. Он очень популярен и очень артистичен, матчи с его участием нередко превращаются в настоящее шоу. Но и достоинства Федерера очевидны - его игрой восхищаются миллионы людей.
- Какое место в мировом теннисе занимают, на ваш взгляд, два наиболее известных российских игрока - Евгений Кафельников и Сафин?
- Так как Сафин продолжает радовать нас своей игрой, то не будем спешить определять его роль в истории. Кафельников же, которого я очень уважаю, доказал, что можно покорить любую вершину, даже родившись не в самой теннисной стране. После его успехов в России начался настоящий теннисный бум.
- Одно из самых популярных соревнований - Кубок Дэвиса - проводит Международная теннисная федерация. В свое время между руководителями АТР и ITF существовали серьезные разногласия. А как обстоят дела сейчас?
- Я руковожу АТР уже 14 лет, и ни разу за все это время наши взаимоотношения не были столь конструктивными, как ныне. Сегодня у нас полный контакт. Я часто бываю на матчах Кубка Дэвиса и получаю истинное наслаждение от накала борьбы в этих состязаниях. Составляя турнирный календарь на сезон, мы учитываем пожелания ITF, потому что видим, как интересны кубковые поединки национальных сборных болельщикам.
- Кстати, о календаре. Его часто критикуют за излишнюю насыщенность турнирами и растянутость. Что вы думаете по этому поводу?
- Нам, безусловно, небезразлично здоровье игроков, и во многом поэтому за последние годы общее число турниров сократилось с 80 до 60 с небольшим. Причем элитных теннисистов мы обязываем выступать лишь на 18 из них - четырех чемпионатах "Большого шлема", девяти - Masters Series и пяти остальных на выбор. Современные спортсмены способны без проблем выдержать такое количество соревнований. Старты сверх этой нормы - личное дело каждого игрока. Да, есть теннисисты, которые в погоне за деньгами играют чуть ли не каждую неделю. Но мы, повторяю, никого не вынуждаем работать на износ.
- Сравнительно недавно была введена новая система подсчета рейтинговых очков Champions Race. Вы удовлетворены ею?
- Полностью. Конечно, для профессионалов старая система подсчета очков - по итогам 52 недель - более привычна, но простые любители тенниса часто не понимали, почему игрок, выступающий в последний месяц лучше остальных, занимает низкое место в рейтинге, и наоборот. "Чемпионская гонка" в этом плане более наглядна: если человек выиграл турнир, он обязательно поднимется в классификации на несколько строчек.
- Пару лет назад некоторые теннисисты, специализирующиеся на парном разряде, в том числе, кстати, и Ольховский, критиковали отношение руководства АТР к соревнованиям дуэтов. Что тогда произошло?
- Мы несколько сократили процент турнирного призового фонда, достающийся игрокам в парном разряде, в интересах одиночников. Я понимаю, что в данный момент ситуация несправедливая, и мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы никто не оставался в обиде.
- В прошлом году ряд игроков во главе с Уэйном Феррейрой и Ллейтоном Хьюиттом выступили с идеей создания альтернативной АТР организации. Как удалось решить проблему?
- Мы подробно обсудили создавшееся положение с представителями совета игроков, и в результате были предприняты кое-какие меры. Кстати, должен сказать, что в нашем виде спорта у игроков гораздо больше свободы, чем в других. Там спортсмены зачастую считаются наемным рабочими, в теннисе же им предоставлена возможность участвовать, скажем так, в процессе законотворчества. В совет АТР входят трое директоров турниров, трое игроков и я. То есть теннисисты имеют почти 50 процентов голосов, и их мнение влияет на все происходящее.
- Возможно ли членство в совете игроков АТР кого-то из наших теннисистов?
- Конечно, ведь выборы весьма демократичны. Надо просто выдвинуть свою кандидатуру и получить поддержку остальных.
- Теннис - один из немногих видов спорта, в которых не стали менять что-то в правилах в угоду телевидению...
- И АТР этим очень гордится. Как-то мы провели эксперимент, организовав в 12-тысячном нью-йоркском "Мэдисон-сквер-гарден" необычный турнир. Участники каждого поединка выполняли по очереди по пять подач, а сет продолжался ровно 20 минут. У кого в конце было больше очков, тот и одерживал в нем победу. Так вот, это новшество было встречено публикой, мягко говоря, в штыки. Весьма поучительный пример.
- Оправданны ли, на ваш взгляд, весьма большие призовые у теннисистов?
- Полностью. В среднем карьера игрока продолжается всего лет пять, и за это время надо не только компенсировать затраты на подготовку, но и заработать на дальнейшую жизнь. Удается это далеко не всем...
- А с чего начиналась ваша карьера?
- После университета я организовал в своем родном Индианаполисе несколько политических кампаний. Работал в штабе кандидата в президенты США Дэна Коуэла. А когда во второй половине 80-х в городе начали проводить международный теннисный турнир, я стал его директором. В 1989 году перешел на работу в АТР.
- У вас есть любимый турнир?
- Их несколько. Во-первых, в Майами. Весной там очень хорошо, посоперничать другом с другом собираются сильнейшие игроки. Во-вторых, в Риме - аура города и менталитет итальянцев создают великолепную атмосферу на этом турнире. В третьих, в Монте-Карло, где я постоянно живу. И, в четвертых, в Мадриде, где я гостил на прошлой неделе.