ХОККЕЙ |
НХЛ |
Шесть дней назад комиссар НХЛ Гэри Бэттмен торпедировал переговоры с игроками. С тех пор стороны даже не заикаются о новой встрече.
ЛОКАУТ: МЕРТВАЯ ТИШИНА
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
14 декабря во вторник в Торонто комиссар НХЛ Гэри Бэттмен вышел из зала переговоров, в недрах которого он только что сказал решительное "нет" последнему предложению главы НХЛ ПА Боба Гуденау и, сделав собственное контрпредложение, услышал нечто ничуть не менее решительное.
Учитывая сию бетонную решительность обеих сторон, принимая во внимание все сопутствующие обстоятельства, а также временные рамки, у комиссара были все основания бросить суровый взгляд из-под своих внушительных бровей в направленные на него телекамеры и сказать без обиняков: "Все, ребята, сушите годовой запас сухарей, сезона не будет".
Как показывают события последних дней, стороны сухари уже сушат.
СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО ДЭЙЛИ
Ничего другого никто и не ждал. Надежды североамериканских болельщиков жили всего четыре дня: с того момента, как Гуденау преподнес лиге свой финансовый проект, до того момента, как канадское телевидение обнародовало секретное письмо заместителя комиссара НХЛ Билла Дэйли владельцам клубов.
В неизвестно кем и как раздобытом документе Дэйли (узнав об утечке, комиссар страшно осерчал и пообещал немедленно уволить виновного) предложения профсоюза были раскритикованы в пух и прах. Первый заместитель Бэттмена утверждал, что Гуденау не предложил долгосрочного решения финансовых проблем лиги, а ограничился единовременными мерами. Более того, с точки зрения лиги предложение профсоюза само по себе стало исключительно "пиаровским" ходом, главной целью которого было сплотить игроков и перетянуть на их сторону общественное мнение, а отнюдь не вызвать хозяев к компромиссу.
В общем, после такой резкой отповеди надеяться на какое-либо урегулирование конфликта в ближайшее время наивно. Позиции враждующих сторон остались по разные стороны пропасти. Лига и профсоюз по-прежнему говорят о разных вещах: одни предлагают "налог на роскошь", другие, кроме потолка зарплат, и слышать ни о чем не хотят.
И поэтому комиссар имел полное право отменить сезон НХЛ 2004/05 еще неделю назад, выйдя из зала переговоров. Но он этого не сделал. Видимо, пока. Во всяком случае, в Северной Америке такое решение комиссара НХЛ ожидается со дня на день - или с недели на неделю.
БЭТТМЕН И ГУДЕНАУ ДЕРУТСЯ ИЗ-ЗА... ДВУХ ПРОЦЕНТОВ
Значит ли это, что надежда еще не потеряна? Что ж, она, горемычная, как известно, отличается редкой жизнеспособностью. Десять лет назад соглашение было достигнуто 11 января, а следовательно, у Бэттмена и Гуденау есть еще неделя-другая на раздумье (за вычетом, естественно, праздников).
Самое смешное в этой эпохальной битве интеллектов заключается в том, что предложения Бэттмена и Гуденау почти одинаковы! Ведь НХЛ, по сути, добивается такой финансовой системы, при которой зарплаты игроков будут привязаны к доходам лиги.
На сегодняшний день около 75 процентов доходов уходит хоккеистам. Ни одна корпорация в мире не сможет выжить, если станет отдавать своим служащим такой огромный пай. Потолок зарплат, предложенный Бэттменом, понизил бы этот показатель до 54 процентов. Однако план Гуденау, не предусматривавший потолка, давал игрокам всего 56 процентов доходов лиги!
Неужели два противоборствующих чиновника поставили НХЛ под угрозу смерти из-за каких-то двух процентов? Конечно, нет. Конфликт лиги и профсоюза давно уже не является простыми деловыми переговорами. Теперь это дело принципа или "идеологии", пользуясь любимым термином комиссара.
Бэттмен не верит в то, что предложенный игроками "налог на роскошь" остановит рост зарплат. То есть, если смотреть на вещи трезво, Бэттмен не доверяет богатым клубам лиги, которые даже под угрозой больших штрафов все равно продолжат свою безумную "гонку вооружений".
А если смотреть еще трезвее, Бэттмен пытается уберечь хозяев от самих себя.
ОПАСНАЯ ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ
Ведь нельзя же одной только вредностью и нахрапистостью Гуденау объяснить, например, контракт Бобби Холика. Да, группу товарищей, владеющих контрольным пакетом акций "Мэдисон-сквер-гарден", не остановить налогом на роскошь. Громкие имена заполняют их дорогостоящий стадион вне зависимости от игры томящегося там клуба "Рейнджерс". До того факта, что их безответственность губит лигу, они либо не могут додуматься, либо не хотят.
Бэттмен прекрасно это понимает и потому хочет систему, которая, подобно подгузнику, ограничит свободу действий его боссов ради их же собственной пользы. Его мотивы, бесспорно, верны, а методы логичны.
Но и игроки абсолютно правы, когда говорят, что Бэттмен переваливает проблемы лиги с больной головы на здоровую. В конце концов, почему работники корпорации обязаны защищать хозяев от их же ошибок? "Почему мы должны соглашаться на систему, придуманную как защита от дураков?" - вопрошает Гуденау. И действительно, не проще ли заставить дураков поумнеть? Видно, не проще.
Когда спор идет не о деньгах, являющихся субстанцией материальной и поддающейся исчислению, а о том, кто виноват и кто первый начал, логика и трезвый расчет часто терпят фиаско. Бэттмен пока не выбросил полотенце, шанс спасти сезон еще есть, хотя уже и минимальный. Смогут ли Бэттмен и Гуденау за считаные недели отложить в сторону идеологию и задуматься об общих интересах?
Сейчас за океаном мертвая тишина. Крис Пронгер и Джим Маккензи, ветераны лиги и профсоюзные деятели, считают, что не выйдут на лед как минимум до января... 2006 года. Что ж, по крайней мере у "Ак Барса" будет шанс сыграть в "обознатушки-перепрятушки".