ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 39-й тур |
ЛИСТКИ ИЗ БЛОКНОТА Сергея РОДИЧЕНКО |
ГОД - КАК ЗА ТРИ
"Компромисс, устраивающий всех, если и существует теоретически, на практике не отыскивается. А без него, - торжественно, словно слова присяги, произносит комиссар лиги Гэри Бэттмен, и ему вторят хором хозяева клубов, - нечего и думать о подписании коллективного договора. А без договора не будет прекращен локаут.
Но коли так, то как думают владельцы клубов и хоккеисты жить дальше? Или - конец лиге?"
Этот текст я взял в кавычки неспроста. Поскольку слова не мои. Принадлежат они Евгению Рубину и, думается, весьма точно характеризуют нынешнее положение дел в Национальной хоккейной лиге. Необычность же ситуации в том, что слова эти были опубликованы в "СЭ"... 15 декабря 1994 года, во время первого энхаэловского локаута. Нынешние заокеанские события и события десятилетней давности во многом развиваются по схожим сценариям. Прежде всего в том, что касается временных рамок. В 1994 году хоккейный мир тоже готовился к Новому году, не зная, что его там ждет. Ну хотя бы в отношении локаута. Правда, тогда вопросы, которые задавал Рубин, были все-таки в известной степени риторическими. Помнится, в конце 1994-го о гибели НХЛ речь все же всерьез не шла. А если и шла, то весьма гипотетически.
Не уверен, что имеет смысл говорить о смерти НХЛ и сейчас. И в этом, возможно, главное сходство ситуаций. Но все-таки различий очень много. Прежде чем сказать об основном, вновь хочу процитировать материал Рубина десятилетней давности. Евгений Михайлович размышлял тогда о возможности набрать в НХЛ новых хоккеистов, не связанных отношениями с Ассоциацией игроков. "Где их взять? - писал Рубин. - Где найти полтысячи мастеров такого класса, какие собраны в лиге? Надеяться на штрейкбрехеров? Или на резервы российского хоккея?"
Именно в последнем вопросе, на мой взгляд, заключено главное отличие года 1994-го от 2004-го. Сегодня заокеанской лиге явно не приходится рассчитывать на какие-то скрытые резервы нашего хоккея. Просто потому, что все резервы у нас сейчас на редкость востребованы. Причем эта востребованность еще и подкреплена материально. Что не может не радовать.
Накануне 1995 года мы не могли спрогнозировать, как будут идти дела за океаном. И уж точно не могли угадать, что локаут завершится уже в первых числах января. Не можем мы ничего толком предсказать и сегодня. Я даже и пытаться не стану.
Бог с ним, с годом будущим. Вспомним лучше уходящий. Ведь он был...
Тут можно придумывать и придумывать эпитеты. Но ни один из них, на мой взгляд, точным не будет. По крайней мере пока. Поскольку наше отношение к событиям 2004 года во многом зависит от того, что произойдет в 2005-м.
Поясню на примере, не имеющем отношения к хоккею. Прошлый год. В Париже заканчивается чемпионат мира по легкой атлетике. Заканчивается-то он заканчивается, только вот итоги подвести ну никак не получается. За первенством тянется длинный шлейф допинговых дел, а вместе с ним происходит перманентный пересмотр списков награжденных. И как смотрится российская сборная на фоне основного соперника - американской команды, - мы не могли понять больше полугода с момента окончания чемпионата мира.
Вот и оценить значение уходящего года для нашего хоккея довольно проблематично. Допустим, локаут в НХЛ, как и десять лет назад, завершится в начале января. Ну и какими словами мы станем поминать первую половину чемпионата России? Ясно, что многие скажут примерно так: "На кой черт сюда приезжали эти звезды?! Только все карты спутали. Как теперь разгребать эту неразбериху? А ведь плей-офф уже на носу... Да и с чемпионатом мира ситуация только больше запуталась".
Что ж, вполне допустимая точка зрения. А если сезон в НХЛ так и не состоится? Тогда и отношение к 2004 году будет едва ли не противоположным. Мы станем вспоминать его как год, в котором началось самое роскошное первенство страны в истории нашего хоккея.
Вот такой неоднозначный выдался годик. В нем было столько связанных с Россией хоккейных событий, которых вполне хватило бы года на три. Скажем, такая "мелочевка": Николай Хабибулин, завоевав с "Тампой" Кубок Стэнли, де-факто стал лучшим вратарем НХЛ. В иной голодный на сенсации год одного этого события могло хватить для "обсасывания" на несколько месяцев. А тут оно оказалось в ряду остальных, причем далеко не в авангарде. Удивительно!
Удастся ли будущему году превзойти по интересности год уходящий? Очень сомневаюсь. Хотя...
Есть общеизвестная примета: как встретишь новый год, так его и проведешь. Уже сейчас ясно, что применительно к хоккею она на сей раз сработает на сто процентов. В том смысле, что от того, какие новости в начале января придут из-за океана, зависит ближайшее (а возможно, и не только ближайшее) будущее нашего хоккея.
Впрочем, можно изобрести и другую народную примету: как проводишь старый год, так и проведешь новый. В качестве символа проводов старого года можно выбирать разные события, но мне, например, нравится то, что произошло в понедельник в матче "Салават Юлаев" - "Химик". Я имею в виду невероятный дебют в суперлиге суперзвездного голкипера воскресенцев Мэнни Легаси. Несчастный посланец Детройта, конечно, мог предполагать, что в городе со странным названием Уфа ему придется непросто, однако явно не рассчитывал, что команда из подвала турнирной таблицы, в составе которой к тому же нет ни одного "локаутника", отправит его на заслуженный отдых уже на 30-й минуте встречи.
Символично, согласитесь. Так что предлагаю признать фиаско обладателя Кубка Стэнли в Уфе главным событием уходящего года в нашем хоккее, а всякие совпадения с тем, что случилось десять лет назад, - случайными.
Уже за одно это мы обязаны поблагодарить 2004 год.