Газета Спорт-Экспресс № 300 (3678) от 30 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 декабря 2004 | Плавание

ПЛАВАНИЕ

Майкл ФЕЛПС

ЧТО ДЕЛАТЬ ТЕПЕРЬ? ПРЫГАТЬ В ВОДУ И ПЛЫТЬ!

Гоняться за спортивной звездой высшей пробы - дело неблагодарное. На одни звонки в федерацию и в офисы агентов уходит уйма времени и нервов. И это тем более обидно, когда звезда - практически ваш сосед!

Американец пловец Майкл Фелпс, шестикратный чемпион афинских Игр, мировой рекордсмен и один из главных фаворитов в борьбе за звание лучшего спортсмена мира 2004 года (но только не в его стране, о чем - ниже), живет от вашего корреспондента минутах в пятнадцати езды на автомобиле (немного дольше в нетрезвом виде, но об этом - тоже ниже), в городке Таусон, пригороде Балтимора. Точнее, жил. Последние месяцы Майкл безвылазно провел в Энн-Арборе, что в штате Мичиган. Этот городок, а точнее, поселок рядом с Детройтом известен тем, что на его территории располагаются Мичиганский университет и стадион-стотысячник для студенческой команды по американскому футболу. Ни для чего другого в Энн-Арборе места просто нет.

Логично было предположить, что перемена места жительства Фелпса связана именно с университетом. В конце концов, 19 лет - самое время задуматься о высшем образовании.

Ведь даже если вы спортивная звезда и самый настоящий тинейджер-миллионер, невежды в Америке не в чести. Миллионером Фелпс, кстати, стал задолго до того, как получил первую из своих афинских медалей. Богатые спонсоры, от фирмы Speedo (известной своими непревзойденными плавками) до пока что строго засекреченного производителя компьютерных игрушек, поставили на Майкла солидные деньги - и не прогадали. Остался, правда, невыплаченным бонус от Speedo - миллион долларов за повторение рекорда Марка Спитца (семь золотых медалей на одной Олимпиаде), но, вполне вероятно, у парня все еще впереди.

И при всем при этом Майкл, представьте, уделяет время и тригонометрии! Не говоря уже об интервью для российской газеты.

ОБЫЧНЫЙ ГОМО САПИЕНС

-Майкл, вы теперь постоянно живете в Энн-Арборе?

- Да, только что въехал в новый дом. Сейчас дел по горло: обустраиваюсь на новом месте, пытаюсь потихоньку вернуться в бассейн, готовлюсь к учебе.

-То есть вы теперь обыкновенный студент Мичиганского университета?

- Да, за исключением того, что для меня учебный год начнется в январе.

-Там и тренируетесь?

- О да! Условия здесь просто идеальные! Представьте себе: в Балтиморе я тренировался в 25-метровом бассейне с четырьмя дорожками. Здесь же дорожек 20, а то и 25. Не удосужился подсчитать, но очень много. У каждого члена университетской команды всегда есть своя персональная. Тренажерные залы и прочее оборудование тоже выше всяких похвал. Я и мечтать о чем-то лучшем не могу.

-Это была главная причина, по которой вы выбрали этот вуз?

- Все дело в том, что моего наставника Боба Боумэна взяли на работу главным тренером команды Мичиганского университета, и я попросту увязался за ним. Да и не сказать, чтобы это решение мной принималось в муках. Это ведь один из самых уважаемых университетов с академической точки зрения, а уж спортивные команды Мичигана - на зависть всей стране. Стать частью традиции маисово-синих (кукурузно-желтый и синий - цвета команд Мичиганского университета. - Прим. С.М.), пропитаться этой атмосферой было моей мечтой.

-Насколько мне известно, Мичиган - "футбольный" университет. Игроков команды по американскому футболу здесь традиционно считали чуть ли не августейшими особами...

- Тут и сейчас много талантливых ребят. Уверен, что многие из тех, с кем я буду вместе сидеть на лекциях, когда-нибудь заиграют в профессиональных клубах НФЛ и НБА. Однако что мне особенно здесь нравится, так это то, что все студенты общаются друг с другом на равных. Все - обычные гомо сапиенсы, нормальная американская молодежь. Лично я считаю, что это классно. Мне не хочется очень уж выделяться среди сокурсников.

-В плавании сейчас межсезонье...

- Я не знаю, что это такое. Бывает, беру небольшой перерыв, как, например, сразу же после Олимпиады. Мне тогда было необходимо морально и физически восстановиться после всего, что я перенес за последние четыре года. Сейчас же стараюсь постепенно наращивать нагрузки, чтобы подойти к следующему сезону в оптимальной форме. Впрочем, не только к следующему. Начинается новый четырехлетний олимпийский цикл.

-Сколько времени вы сейчас проводите в бассейне?

- Не более трех часов в день. Бывает, что и чуть меньше.

-Это из-за травмы спины?

- Да. Процесс восстановления еще не завершен, так что я увеличиваю дистанции и общее время тренировок постепенно, не торопясь.

-А как вы получили травму?

- Это просто реакция на стресс. Я подверг свой организм огромным нагрузкам, и он дал мне знать, что пора немного притормозить. Боли в спине начались сразу после Игр, но теперь проблемы позади. Рассчитываю быть в полной готовности уже через несколько недель.

-Есть ли у вас любимая дистанция?

- (Пауза.) В таких случаях обычно говорят, что их много, не так ли? Дайте-ка подумаю. У меня их действительно много! Люблю двести вольным, люблю комплексное плавание. Нет, скажу по-другому. То, что на данный момент получается лучше всего, то и люблю больше всего.

-Вы наверняка знаете о том, какие слухи сейчас будоражат Австралию.

- Вы про Иана?

-Да, Иан Торп пока не может решить, будет ли он выступать на чемпионате мира в Монреале. Если Торпеда предпочтет отдохнуть, это будет ваш шанс выиграть абсолютно все заплывы, в которых примете участие...

- У, куда мне так далеко заглядывать! Для начала надо вернуться в колею, выйти на пик формы, а это не так легко. Вот если все будет в порядке, тогда и задумаюсь, как воспользоваться теми возможностями, которые мне представятся.

-Сколько медалей нужно выиграть в Монреале, чтобы вы сказали себе: "Задание выполнено"?

- Не имею ни малейшего понятия. Сейчас мое задание - попасть в сборную США.

-Да ну, бросьте!

- Нет, я серьезно. Травма спины - не слишком приятная штука. Нужно до конца выздороветь и начать плавать в полную силу. Да и вообще, последний год был для меня наподобие русских горок - падения, взлеты, опять падения. Так что и в психологическом плане восстановление необходимо. Вот если к июлю успею выйти на пик формы, все будет в порядке.

-А что это значит - "в порядке"?

- Буду быстро плавать.

"МОЛОДЕЦ, МАЙКЛ!"

-Что ж, давайте поговорим о взлетах. Вы стали одним из главных героев Олимпиады в Афинах. И благодаря победам, и из-за того, что замахнулись на "вечный" рекорд Марка Спитца, семикратного чемпиона Мюнхена-1972. Каково было вам, 19-летнему парню из Балтимора, чувствовать себя звездой Игр?

- Вот как раз звездой я себя абсолютно не чувствовал. Мне как-то удалось отключиться от абсолютно всего, кроме одной цели: выиграть все, в чем принимаю участие, и достойно представить свою страну. Это была моя мечта, а все остальное не имело большого значения. Так что я чувствовал, наверное, то же, что чувствовали другие спортсмены: волновался, готовился, думал о том, что мои соперники - лучшие атлеты мира. К тому же я был членом делегации США на Олимпиаде. У нас там коллективная атмосфера: один за всех, все за одного.

-Майкл, я понимаю, что вы, видимо, человек скромный, но все-таки... Восемь медалей на дороге не валяются.

- Ну да, вы правы. Восемь медалей - это здорово. Просто не мое это - купаться в лучах славы. Я могу посмотреть на все, чего достиг, улыбнуться, подумать: "Молодец, Майкл, достиг, чего хотел!" и спросить себя: "А что дальше?" Пока я не ушел из большого спорта, останутся новые цели и новые рубежи.

-Кстати, вы встречались с Марком Спитцем?

- Да, один раз, перед Олимпиадой. Но о его рекорде мы не говорили. Марк наверняка знал, что у меня тогда творилось на душе, так что просто пожелал мне удачи. Я, помню, только вздохнул с облегчением, когда понял, что это - все, что он хочет мне сказать.

-Его рекорд вам не покорился, но другой, общее количество медалей на одной Олимпиаде, вы повторили. Не знаете ли случайно, чей он?

- Знаю. Русского гимнаста. Только фамилию и год не запомнил.

-Александр Дитятин, 1980-й.

- О, ну я тогда еще и не родился.

-Вы упомянули, что кроме взлетов у вас в этом году были и падения. Одним из них стала травма, другим - недавний арест. Не возражаете, если я попрошу вас рассказать об этом?

- Вовсе нет. Дома, в Балтиморе, меня остановил служащий дорожной автоинспекции за превышение скорости и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. На днях поеду на судебное слушание моего дела.

-Что вам грозит, если не секрет?

- Самое большее - несколько месяцев, но обычно в таких случаях ограничиваются условным сроком и лишают на время прав. Это первый подобный случай в моей жизни. Я не скрываю того, что совершил ошибку, а на ошибках учатся. Теперь будет возможность извлечь должные выводы и, надеюсь, помочь другим избежать таких же ошибок.

-Я знаю, что вы открыто говорили об этом случае с вашими поклонниками.

- Если совершил ошибку - признай это, извинись и объясни тем, кто тебя уважает, почему так делать нельзя.

ГЛАВНАЯ ПОБЕДА - В ЭСТАФЕТЕ

-Какая из шести олимпийских побед стала для вас главной?

- Это легкий вопрос. Несомненно, эстафета 4x200 м вольным стилем. Золото в этой дисциплине было нашей главной целью в команде. Мы очень хотели побить австралийцев. Представьте себе всю сложность этой задачи: выиграть у лучшей команды мира в ее коронном виде программы, выиграть у Иана Торпа! Для этого нужно было, чтобы все четыре участника финала не только абсолютно идеально взаимодействовали между собой, но и проплыли чуть ли не лучшие 200 метров в своей жизни. То, что нам удалось это сделать, я до сих пор считаю великим достижением.

К тому же сам финальный заплыв получился захватывающим: два гегемона, Австралия и Штаты, шли нога в ногу, но и Италия с Великобританией выступили очень достойно. И под конец Клит Келлер сделал невозможное - сдержал бешеный спурт Торпа и финишировал на 13 сотых секунды раньше его... По-моему, эта эстафета стала украшением Игр.

Я горд, что Соединенные Штаты на сегодняшний день, бесспорно, страна номер один в плавании. В Афинах мы доказали, что можем показывать лучшие результаты, мы выиграли больше медалей, чем кто бы то ни было. С фактами не поспоришь: в последние годы равных США в этом виде спорта нет.

- Как вы думаете, почему это так?

- В Америке любят плавание. Во всяком случае, американские пловцы беззаветно преданы своему делу и отдают ему себя без остатка. Плюс, естественно, квалифицированные тренеры.

-Но в Австралии плавание любят, пожалуй, еще больше. Там это чуть ли не национальный вид спорта. Австралийские пловцы - суперзвезды. Вы и ваши партнеры по сборной о таком всеобщем обожании можете только мечтать.

- Не думаю, что популярность вида спорта каким-то образом влияет на соотношение сил. На соревнованиях такого уровня, как Олимпийские игры или чемпионаты мира, побеждают те, кто больше этого хочет. Лучшие пловцы мира подходят к большим соревнованиям с намерением умереть в воде, но победить. Это рвение - не эксклюзивно американское или австралийское.

Однако должен признаться, что мы хотели бы увеличить популярность плавания в Штатах. Это входит в мои цели: поднять интерес к нашему виду спорта как на профессиональном, так и на любительском уровне. Думаю, что в Афинах мы многое доказали не только остальному миру, но и своей родине.

-И все же... Вы наверняка знаете, насколько Торп знаменит в Австралии, несмотря на то, что там, как и в США, есть крайне популярные профессиональные игровые виды спорта - регби, крикет и австралийский футбол. Но вы, в свою очередь, вряд ли более известны на родине, чем, например, бейсболисты. Вас это не задевает?

- В некоторой степени - да. С моей точки зрения, это неправильно. Но нужно смотреть фактам в лицо: США - страна, перенасыщенная спортивными зрелищами и событиями. Мы делаем все, что можем, чтобы "раскрутить" наши виды спорта. Думаю, что уже через несколько лет многое изменится. Да и сейчас меняется: недаром же меня и других олимпийцев широкая публика достаточно хорошо знает в лицо. Я это замечаю постоянно - на улице, за ужином в ресторане. Постоянно вижу фотографии пловцов в газетах.

-В этом году вы дважды попадали на обложку популярного американского журнала Sports Illustrated, что уже само по себе считается огромным успехом. Однако тот же самый журнал назвал лучшими спортсменами года бейсболистов команды "Бостон Рэд Сокс"...

- Для всего есть свои причины. "Рэд Сокс" выиграла бейсбольный чемпионат впервые за 80 с лишним лет, провела сумасшедший сезон, и эта победа вдохновила всю страну. Может быть, в остальном мире этого и не видят, не понимают, но для нас, американцев, это очень важные события. Так что я лучше от всей души поздравлю "Рэд Сокс".

-Вы сказали, что победа над австралийцами в эстафете - самая главная. А какая стала самой неожиданной в Афинах?

- Еще один легкий вопрос. Конечно же, на стометровке баттерфляем. Иан Крокер был так хорош именно на этой дистанции в последние два года, что, выиграв у него, я испытал шок. И до сих пор испытываю.

-Вы отдали Крокеру свое место в финале комбинированной эстафеты. Хотели утешить друга-соперника?

- Как я уже сказал, мы - команда. Сборная США. Мы приезжаем на соревнования командой - и уезжаем командой. Я посчитал, что это будет правильно - дать Иану выиграть золото. Тем более что как участник предварительных заплывов я свою медаль все равно получил бы.

-Насколько блестящим и триумфальным было выступление в Афинах пловцов вашей страны, настолько же кошмарно выступили пловцы моей: всего одна олимпийская медаль - столько же, сколько у Тринидада и Тобаго, меньше, чем у Зимбабве. В России провал пловцов считают одним из главных спортивных разочарований года.

- Удачи и поражения цикличны. Мы сейчас на гребне: в последние годы фортуна подарила нам длинную череду отличных результатов. Но от провалов никто не застрахован: они случаются у всех. России теперь надо подняться, сжать зубы и отвоевывать обратно свое место в мировой элите. Вы ведь еще год назад, на чемпионате мира-2003, показали, насколько сильной может быть ваша сборная. Взять, скажем, Алекса Попова - это феноменальный, блестящий спортсмен, один из величайших пловцов всех времен. Сколько он сделал для нашего вида спорта и в воде, и на суше. Никакие олимпийские неудачи никогда не умалят его достижений!

-Кстати, в воде вы, по-моему, с ним никогда не встречались.

- Вы правы. Я никогда не плавал на короткие дистанции кролем на крупных соревнованиях.

-А кто из россиян, против которых вам довелось выступать, оказал наибольшее сопротивление?

- Уф, вы, наверное, уже поняли, что у меня проблемы с запоминанием и произношением русских фамилий. Парень, который плавает баттерфляем на двухсотметровке. Полиаков, так?

-Анатолий Поляков?

- Да, он. Я всегда присматриваю за ним: достойный соперник. Во всяком случае, с тех пор, как на одном из турниров он пришел вторым. Только вот забыл, когда это было: не то в 2001-м, не то в 2003-м. Весь прошедший предолимпийский цикл как-то слился в моей памяти. (По-видимому, и впрямь слился. Анатолий был третьим на ЧМ-2001 в Фукуоке. - Прим. С.М.)

НАПЕРЕГОНКИ С ДЕЛЬФИНОМ

-За последние несколько лет вы достигли практически всего, о чем может мечтать пловец. Чем собираетесь мотивировать себя в следующие четыре года?

- Плаванием! Прыгнуть в воду и плыть - что еще пловцу нужно? А цели - есть, конечно. Я молод, полон сил, у меня еще найдется много рубежей, которые захочу покорить.

-Новые победы на чемпионатах мира? Рекорды? Золото Пекина-2008?

- Посмотрим. Я ведь еще не знаю, в каких соревнованиях и в каких дисциплинах буду выступать. У организма на этот счет тоже есть свое мнение.

-То есть в Пекине мы, может быть, уже не увидим вас в таком же количестве заплывов, как в Афинах?

- Кто знает. Эти четыре года еще прожить надо. В 2000-м я, 15-летний, приехал в Сидней выступать в одном виде программы. И страшно удивился бы, если бы кто-то сказал мне, что в Афинах выступлю в восьми.

-Вам удалось сделать почти невозможное для американца в олимпийском виде спорта: заработать много денег еще до того, как вы выиграли хотя бы одну медаль. Что это - отличная работа вашего агента или вы действительно сумели завоевать внимание американской публики?

- Мой агент, конечно же, проделал очень большую работу. Причем не только создавая пиар мне лично, но и моему виду спорта вообще. Надеюсь, что теперь американцы относятся к плаванию с куда большим уважением, чем раньше.

-Во время Олимпиады по американскому телевидению постоянно крутили рекламные ролики с вашим участием. Какой из них вам нравится больше всего?

Ролик для компании Argent. Они торгуют недвижимостью. Снимали это дело на Багамах, и я плавал наперегонки с дельфином. Были и другие с веселыми сюжетами. Кредитная фирма Visa сделала ролик, где я плыву от Афин до Нью-Йорка баттерфляем, касаюсь статуи Свободы - и поворачиваю обратно. Классно! Я долго смеялся.

-Майкл, а теперь, если можно, немного личных вопросов. Перед стартом вы всегда слушаете музыку, не так ли?

- Да, это помогает отключиться. Чаще всего слушаю что-нибудь популярное, из последних хитов. Отдаю предпочтение рэпу.

-Но этот жанр - энергичный и резкий. Неужели не сбивает вас с ритма?

- Ничуть. Более того, иногда я "проигрываю" песню в голове по ходу заплыва. Бывает, что и помогает. Особенно хорошо получается с песнями в исполнении рэппера Бигги.

-Хм, это что-то из старого. Если не ошибаюсь - "школа Западного побережья"?

- Да, так и есть. Калифорнийские мотивы.

-Но вы с Восточного побережья, а между двумя школами рэпа, насколько я знаю, идет война.

- Да, в музыкальных пристрастиях я непатриотичен. Просто сердце рвется на части (смеется).

-А кроме музыки какие у вас еще увлечения?

- Ничего интересного: играю в компьютерные игрушки, тусуюсь с друзьями. В свободное время я парень спокойный, даже скучноватый. Очень дорожу возможностью отдохнуть и расслабиться.

-Компьютерных игрушек на тему плавания я, признаться, не знаю. Какие предпочитаете?

- "Гольф Тайгера Вудса-2005".

-Вы играете в гольф?

- Только на компьютере. В жизни не брал в руки клюшку, но в виртуальном варианте я настоящий мастер.

-Напоследок хотел бы пожелать вам от имени российских читателей успехов в новом году.

- Большое спасибо! И им тоже - веселых праздников и всего наилучшего!

Слава МАЛАМУД

Вашингтон