Газета Спорт-Экспресс № 5 (3683) от 12 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 января 2005 | Санный спорт

САНИ

Россиянин Альберт Демченко после двух подряд побед на этапах Кубка мира в германских Оберхофе и Кенигзее прочно удерживает лидерство в общем зачете.

Альберт ДЕМЧЕНКО: "ПРИДЕТСЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ РОЛИ ПАРОВОЗА СБОРНОЙ"

Когда два месяца назад Демченко одержал свою первую в этом сезоне победу, многие восприняли ее как сенсацию. Ведь прошлая зима оказалась для нашего саночника откровенно провальной, а тут - такой прогресс.

Потом, правда, в результатах россиянина наметился спад. В Лейк-Плэсиде он, лидируя после первой попытки, в итоге оказался лишь 17-м. Через неделю в Калгари случилось почти то же самое: Демченко вновь не было равных в первом заезде, однако второй ему не удался - и только бронзовая ступень на подиуме.

К счастью, это были не только относительные неудачи, но и, как вскоре выяснилось, временные. В канун Нового года Демченко выиграл кубковый этап в Оберхофе, а через неделю в тяжелейшей борьбе одолел знаменитого немца Георга Хакля на его родной трассе в Кенигзее!

В преддверии очередного этапа Кубка мира в австрийском Иглсе лидеру соревнований позвонил корреспондент "СЭ".

- То, что произошло в Лейк-Плэсиде и Калгари, приятным, конечно, не назовешь, но и трагедией считать не следует, - начал разговор Демченко. - Я еще не совсем привык к новым саням, на которых выступаю в этом сезоне, и ошибки неизбежны.

-Морально не надломились после того, как дважды упустили первое место?

- Абсолютно нет. Отнесся к этому философски: все, что ни делается, - к лучшему.

-Услугами нейропсихолога, который теперь ездит с командой, не было желания воспользоваться?

- Шутите? Я же не мальчик, столько лет уже в санях. Да и функции у нейропсихолога несколько иные, нежели лечить чьи-то расшатавшиеся нервы.

-А начальство не выражало недовольство вашими результатами?

- Нет, все все прекрасно понимают.

-Но зато после двух немецких побед теперь от вас будут ждать минимум места в тройке призеров. Готовы к этому?

- Конечно, тяжело ощущать себя лидером команды, эдаким паровозом, который должен тянуть ее за собой. Ответственность огромная. Ведь я понимаю, что по моим выступлениям будут судить об уровне всей сборной, а от этого зависит объем ее финансирования. Что ж, придется соответствовать.

-После этапа в Калгари в розыгрыше Кубка мира был перерыв. Где и как провели это время?

- В Москве. В мастерской доводил до ума свои сани и помогал сделать это нашим молодым саночникам.

-Уж не благодаря ли вашей помощи Виктор Кнейб впервые в карьере попал в пятерку лучших в Кенигзее?

- Он там стартовал на моих тренировочных санях. Я всегда вожу с собой пару запасных саней - мало ли что может случиться.

-Что вообще скажете про нашу молодежь?

- Хвалебные песни петь пока рано, но видно, что ребята растут, стараются.

-Слышал, вы собирались съездить в Турин, чтобы познакомиться с олимпийской трассой.

- Уже побывали там. Трасса находится примерно в двух часах езды от Турина, в местечке Чезана. Она еще не готова, вовсю идут строительные работы. В желобе лед есть, но он грязный. Снаружи трасса совсем не отделана, нет стартовых и финишных домиков.

-В сани там не садились?

- Сделал один заезд.

-И каковы впечатления?

- Уже сейчас видно, что трасса будет скоростной, и это очень хорошо. Между прочим, возвращался из Турина на костылях - еще в Оберхофе получил болезненную травму ноги. Врачи посоветовали пару дней дозировать нагрузки. Сейчас все уже вроде в порядке. На завтрашнюю (наш разговор состоялся в понедельник. - С.Б.) тренировку выйду.

-Что представляет собой трасса в Иглсе?

- Не самая приятная. Ее профиль меняют чуть ли не каждый год. Только приспособишься - а там уже все по-другому.

-А любимая трасса у вас есть?

- Любимой нет, но та, что в Кенигзее, мне нравится: ровная, с отличным льдом. Да и место красивое.

-Как бы вы прокомментировали выступления наших саночниц и мужских двоек?

- В женских санях правят бал немки, которые нередко занимают весь пьедестал. Уровень остальных сборных заметно ниже. Нашим девушкам очень не хватает серьезной конкуренции внутри команды. Что касается мужских двоек, то там проблема в другом. Ребята ездят на санях, на которых не покажешь высокие результаты.

-Знаю, что вы каждый день занимаетесь своими санями. Сколько времени у вас на это уходит?

- В соревновательный период - в среднем 3-4 часа. Готовлю полозья, что-то еще делаю по мелочам. Но основная работа происходит в межсезонье. В прошлом году мы с инженером Александром Васиным собрали мне отличные сани. Ухлопали на это полгода - с марта по сентябрь.

-А может быть так, что сегодня вы к саням даже не притронулись, а на следующий день вышли на старт и заняли первое место? Или они не терпят невнимания к себе?

- Второе. Повозился с ними накануне - проедешь как минимум на полсекунды быстрее.

-Этап в Оберхофе пришелся на 31 декабря. Просто мазохизм какой-то: все уже праздновать начинают, расслабляться, а у вас самая работа...

- Привык. Ведь уже который Новый год приходится встречать за рубежом. Семья, конечно, ворчит, но что поделаешь. Кстати, в Европе, как известно, Новый год с размахом праздновать не принято, там Рождество больше в почете. Вот и мы в Оберхофе отметили праздник чисто символически, но только по другой причине: на следующее утро предстояла командная гонка.

-Такое впечатление, что в Оберхофе вы решили сменить тактику. Если раньше сразу захватывали лидерство, а затем уступали его, то теперь все было наоборот.

- Да, после первого заезда я был только 7-м. В стартовой попытке возникли сложности, виражи проходил юзами. Но в перерыве успокоился, взял себя в руки и во втором заезде оставил всех позади.

-Можно сказать, что идеально прошли трассу?

- Нет. Мог лучше. Да и не бывает в санях идеального проезда - всегда есть в чем прибавить.

-Немецкие зрители, наверное, на вас здорово обиделись, когда вы всех их соотечественников обыграли?

- Естественно, везде болеют прежде всего за своих, но меня тоже довольно тепло принимали. Тем более что Оберхоф - это восточная Германия, где к русским относятся особенно доброжелательно.

-Говорят, что штангисты, работающие с железом, становятся холодными по натуре. А вы работаете не только с железом, но и со льдом. Значит, тоже холодный человек?

- Ничего подобного. Я очень импульсивный. Но отходчивый.

-В Кенигзее вы устроили настоящую рубку с трехкратным олимпийским чемпионом Георгом Хаклем. Он сначала вырвался в лидеры, но в итоге все равно уступил вам.

- Он очень классно провел первый заезд, не оставив никому шансов, и был абсолютно уверен в своей общей победе. На пресс-конференции бедняга Хакль принялся утверждать, что русские делают свои сани из каких-то фантастических материалов, и пообещал к Турину тоже что-нибудь придумать. Можете не сомневаться - придумает. Хакль - великий изобретатель, каждый сезон он начинает с как минимум парой новых саней. Немец будет самым серьезным соперником на Олимпиаде. Пусть никого не вводит в заблуждение то, что немного забуксовал в начале этого сезона - к Турину Хакль обязательно подойдет в оптимальной форме.

-Жаль, что он не смог победить в Солт-Лейк-Сити. Глядишь, завершил бы на радостях карьеру, и одним грозным конкурентом у вас стало бы меньше.

- Думаю, даже выиграв золото, Хакль не ушел бы. Ему 39, но он еще на волне. Да и спонсорские контракты надо отрабатывать.

-А вы в свои 33 года не думаете об окончании карьеры?

- Пока нет. У нас такой вид спорта, что можно выступать, пока не надоест. Мне еще не надоело.

-А когда наступает расцвет саночника?

- У всех по-разному. Иногда человек раскрывается только после 30, а бывает, что как начнет "звездить" еще в юниорах, так его потом и не остановишь. Олимпийский чемпион-2002 итальянец Цоггеллер как раз из таких. Да и мой ближайший преследователь в кубковом зачете немец Меллер еще очень молод. Блистал в юниорах, выиграл прошлогодний чемпионат мира среди взрослых, и все еще продолжает прогрессировать. Еще один опасный конкурент - австриец Кляйнхайнц, очень целеустремленный парень.

-Вы, наверное, уже привыкли к вниманию к себе со стороны прессы. Но в этом сезоне вас журналисты, наверное, просто рвут на части?

- А я от них убегаю (смеется). Кому нужно, те знают, где меня найти. Правда, вице-президент нашей саночной федерации Геннадий Родионов, который говорит на четырех языках, постоянно таскает меня на пресс-конференции. Но я там в основном помалкиваю. Иностранные языки - не мой конек.

Сергей БУТОВ