Газета Спорт-Экспресс № 11 (3689) от 19 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 января 2005 | Теннис

ТЕННИС

AUSTRALIAN ОРЕN

u Энди Роддик, Ллейтон Хьюитт и другие фавориты побеждают

u Роджер Федерер в свободное время успел поиграть в крикет

u Все 18 россиян, принимающих участие в турнире, вышли во второй круг

АЛЛЕРГИЯ НА РОССИЮ?

Теннисный мир встал на защиту Светланы Кузнецовой, которую министр спорта Бельгии обвинил в использовании эфедрина.

"Самое большое зло, выдуманное человеком, - слово. Взять собак - они такие преданные как раз потому, что не умеют разговаривать". Не знаю, знаком ли спортивный министр франкоязычного правительства Бельгии Клод Эрдекенс с этим умозаключением испанского прозаика Артуро Переса-Реверте, однако зла за последние дни он наделал немало. По причине чего из никому не известного чиновника в одночасье превратился в едва ли не главного врага всего теннисного мира.

Символ бельгийской столицы - Брюсселя, расположенного неподалеку от того самого города Шарлеруа, где в середине декабря проходил не имеющий никакого спортивного значения злополучный показательный турнир с участием Светланы Кузнецовой, Елены Дементьевой, Жюстин Энен-Арденн и Натали Деши, - писающий мальчик. Может, поэтому сотрудникам гентской лаборатории, имеющей аккредитацию МОК, пришло в голову заставить сдать допинг-пробы спортсменок, подаривших неизбалованной местной публике маленький праздник тенниса? Хотя, скорее всего, они руководствовались другими соображениями. Едва ли кто-то из бельгийцев был заинтересован в том, чтобы уличить в использовании запрещенных препаратов свою звездную соотечественницу или француженку из третьей десятки рейтинга WTA Tour. Выходит, этот тест был направлен в первую очередь против россиянок, которые составляют реальную конкуренцию Энен-Арденн в борьбе за лидерство в мировом теннисе.

Не сомневаюсь, что по той же самой причине Эрдекенс и спровоцировал скандал, отголоски которого, увы, будут слышны и после окончания Australian Open-2005. Бросить тень подозрения сразу на трех спортсменок, а затем, не предъявив никаких документальных доказательств, на весь мир объявить о том, что в пробе Кузнецовой обнаружено запрещенное вещество, - подленькая тактика, не делающая чести члену правительства европейской страны. Именно поэтому в Мельбурне сейчас все на стороне Кузнецовой, пусть даже она и допустила ошибку, не отметила в протоколе перед сдачей пробы, что принимала для лечения простуды препарат, содержащий эфедрин.

Вот реакция на случившееся лишь нескольких известных в теннисном сообществе людей, которых цитируют мировые информационные агентства.

Лэрри Скотт (США),исполнительный директор Женской теннисной ассоциации:

- Понимая свою ответственность в данной ситуации, тем не менее заявляю: мне трудно представить, что к Кузнецовой будут применены какие-то санкции. Она возмущена тем, что происходит, а все мои попытки связаться с Эрдекенсом остались безуспешными. Его заявления считаю преждевременными, в высшей степени безответственными и представляющими угрозу для всего спорта. Уверен, что он должен принести извинения.

Анастасия Мыскина(Россия), 3-я ракетка мира:

- Возникла очень странная ситуация, которая выходит за рамки правил. И это очень печально.

Натали Деши(Франция), 25-я ракетка мира:

- Считаю, что бельгийское правительство проявило некомпетентность, и министр должен извиниться перед нами.

Елена Дементьева(Россия), 6-я ракетка мира:

- В данном случае пострадали в первую очередь я и Натали Деши, поскольку мы с самого начала не имели к этому делу никакого отношения. Честно говоря, я не испытываю сейчас желания говорить со Светой, настолько меня потрясла вся эта история.

Алисия Молик(Австралия), 12-я ракетка мира, партнерша Кузнецовой в парном разряде на Australian Open:

- Сегодня первые полосы всех австралийских газет посвящены этому делу. Похоже, журналисты не понимают, насколько щепетильна сложившаяся ситуация. Естественно, я полностью на стороне Светланы.

Грег Руседски(Великобритания), 48-я ракетка мира, в прошлом году был обвинен в применении допинга, а затем оправдан:

- Могу лишь посочувствовать теннисисткам, имеющим отношение к этой истории. В подобных случаях недопустимы любые преждевременные заявления. Считаю, что этот человек (Эрдекенс. - Е.Ф.) должен был держать свой рот закрытым и вести дело должным образом.

Сама Кузнецова утверждает, что абсолютно невиновна. "Нет никаких причин, по которым я могла принять стимулирующее вещество, да еще во время показательного турнира в середине межсезонья", - говорится в ее заявлении.

- Согласно теннисной антидопинговой программе, эфедрин не входит в список препаратов, запрещенных в межсезонье, - сказал вчера автору этих строк президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. - Поэтому претензий к Кузнецовой быть не может. Да и с этической точки зрения действия бельгийского министра не выдерживают никакой критики. Ведь он нарушил регламент обнародования результатов допинг-тестов, утвержденный WADA. Если какая-то проба дает положительный результат, первым делом ставится в известность Международная федерация, затем - национальная и сам спортсмен. В данном случае ничего этого сделано не было.

-Имели право Кузнецова и Дементьева отказаться от тестирования, не согласованного со Всемирным антидопинговым агентством?

- Когда во время парижского финала Кубка Дэвиса-2002 к нашим ребятам стали приставать французы, я так и поступил. Однако тогда была несколько иная ситуация - мы участвовали в проводимом под эгидой ITF официальном соревновании, на котором допинг-пробы должны браться с санкции WADA. В Шарлеруа же проходил фактически тренировочный турнир, и его участницы были обязаны соблюдать законодательство принимающей страны. А в бельгийских законах есть пункт, согласно которому подобные тесты разрешены.

-Вам не кажется, что в деле Кузнецовой есть политическая подоплека?

- Скажу так: поведение бельгийского министра - это проявление аллергии на Россию.

Тем временем Эрдекенс в ответ на призыв Скотта покаяться в содеянном заявил, что не считает нужным перед кем-то извиняться:

- Вещество, обнаруженное в пробе Кузнецовой, запрещено, и нет никаких официальных данных о том, что она использовала его для лечения простуды. Мне не в чем себя упрекнуть. Если такова концепция спорта высших достижений, то, значит, этот спорт прогнил.

Вот так, оказывается. А мы-то думали, что все наоборот...

В остальном же второй день Australian Open-2005 прошел достаточно спокойно. Все фавориты благополучно миновали первый круг, а свободный от игр швейцарец Роджер Федерер на глазах фоторепортеров даже поиграл в крикет. Как и в понедельник, во вторник наши теннисисты не потерпели ни одного поражения, и во второй круг вышли все 18 российских участников чемпионата. По представительству в 1/32 финала в мужском и женском одиночном разряде мы опередили все остальные страны.

Евгений ФЕДЯКОВ