Газета Спорт-Экспресс № 14 (3692) от 22 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 января 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 46-й тур

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ с Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

В НОВОКУЗНЕЦКЕ "СПАРТАК" НЕ ВЫШЕЛ НА ВБРАСЫВАНИЕ,
ТРЕБУЯ ОБЪЯСНЕНИЙ СУДЬИ

В середине матча в Новокузнецке между местным "Металлургом" и "Спартаком" произошло событие, которое не могло остаться незамеченным. На 30-й минуте встречи гости не вышли на вбрасывание, требуя, чтобы главный судья Александр Антропов из Екатеринбурга объяснился с главным тренером красно-белых Сергеем Шепелевым. Поговорив с арбитром, Шепелев отправил свою команду на лед. Счет к тому времени был 2:1 в пользу сибиряков.

На следующий день, когда "Спартак", уступив в поединке - 2:3, возвратился в Москву, корреспондент "СЭ" попытался разобраться в ситуации с помощью наставников обеих команд. Тем более что главный тренер "Металлурга" Николай Соловьев навсегда останется для спартаковских болельщиков одним из лучших тренеров красно-белых за все последние годы. А его нынешний преемник Шепелев и по сей день считает Соловьева своим учителем.

Сергей ШЕПЕЛЕВ: "А КУДА ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ?"

- Ни о каком скандале и уж тем более судейском произволе и речи быть не может, - заметил главный тренер "Спартака". - Эту ситуацию следует разделить на два эпизода. В первом, в самой середине второго периода, я попытался получить от Антропова объяснения по удалению Доники. Дело в том, что буквально за какую-то минуту до этого в матче возникла похожая ситуация - но в зеркальном отображении. Точно так же правила нарушил игрок хозяев, но судейская бригада нарушения не заметила. И я хотел поинтересоваться у главного арбитра, за что тогда удален наш защитник...

-А почему для этого пришлось оттягивать момент вбрасывания?

- Я сказал хоккеистам выходившего на лед звена, чтобы они попросили Антропова подъехать к нашей скамейке. Ребята все сделали и стали ждать, когда судья выполнит нашу просьбу - вот и не торопились на вбрасывание. Не исключено, что из-за шума трибун арбитр плохо расслышал слова игроков, возможно, он руководствовался какими-то своими мыслями, но в итоге получилось так, что судьи и хозяева готовились к вбрасыванию, а мы - к разговору.

-Ситуация разрешилась быстро?

- Достаточно быстро, но нельзя сказать, что к обоюдному удовлетворению. Главный арбитр все-таки подъехал к нашей скамейке, я задал свой вопрос. В ответ Антропов сказал, что при видимой идентичности эпизодов наш хоккеист держал руки выше положенного - так и получилась формулировка: "За толчок соперника клюшкой".

-Это была единственная причина вашего недовольства судейством?

- На мой взгляд, бригада арбитров просто не справилась с напряжением поединка. Будь преимущество одной из команд более зримо, а счет на табло - более весомым, подобных проблем наверняка бы не возникло. Но игра действительно была равной, обоюдоострой, даже ничья для обеих команд казалась неудовлетворительным результатом. Все это и привело к некоторым судейским решениям, оставляющим, мягко говоря, немало вопросов.

Например, в той ситуации, когда нас за 7 минут до конца матча оставили втроем против пятерых игроков "Металлурга". На мой взгляд, в столь напряженном матче да еще при равном счете удаления должны быть 100-процентно обоснованными, за действительно явные нарушения. А тут после минуты игры в меньшинстве наш хоккеист столкнулся с противником. Причем столкнувшиеся не видели друг друга, они практически наехали друг на друга спинами - а наша команда осталась втроем и пропустила решающую шайбу...

-Собирается ли руководство "Спартака" подавать на арбитра жалобу?

- Конечно, нет. Наверное, все тренеры суперлиги подали бы общую жалобу на то, что наши судейские бригады часто не справляются с ситуацией в матчах с высоким накалом борьбы, высоким напряжением. Только куда такую жалобу подавать? А главное - кто способен это изменить?

Николай СОЛОВЬЕВ: "ДВА МАЛЫХ ШТРАФА ПОДРЯД ДЛЯ ГОСТЕЙ - НОРМА"

- На мой взгляд, даже с громадной натяжкой случившееся нельзя назвать ни скандалом, ни даже происшествием, - сказал главный тренер новокузнецкого "Металлурга". - Была просто игровая ситуация, которые случаются достаточно часто. И очень часто она происходит тогда, когда на льду встречаются достаточно равные соперники, ни один из них не имеет солидного игрового преимущества, и результат балансирует, как на весах.

Именно так все и складывалось в матче со "Спартаком", к которому я продолжаю относиться и с уважением, и с какой-то ностальгией. Все-таки годы жизни и работы в этом клубе были не самыми худшими в моей тренерской карьере.

Но вернемся к ситуации. К примеру, не так давно я точно так же просил разъяснений во время матча у уфимского арбитра Рафаэля Кадырова. Правда, мне тогда удалось обратить его внимание сквозь грохот трибун, а у Сергея Шепелева это не получилось. Возможно, потому, что наш ледовый дворец - один из самых больших в России по вместимости, на домашних играх "Металлурга" он практически всегда заполнен, болеть в Новокузнецке, я вам скажу, умеют. Так что иногда даже сидящему возле тебя хоккеисту приходится кричать прямо в ухо, чтобы он тебя услышал.

-Но вслед за этим эпизодом последовал другой - и спартаковцы остались втроем против пятерых соперников...

- А до этого они сумели сравнять счет - и все соответствовало логике игры. Но я не понимаю, что может быть предосудительного в том, что одна из команд последовательно зарабатывает два малых штрафа. Если внимательно изучить протоколы наших выездных матчей, можно легко выяснить, что едва ли не в каждом наша команда играет втроем против пятерых. И иногда даже не по одному разу!

Этому не следует удивляться. Родные трибуны любую команду подстегивают. Почти в каждом матче хозяева больше атакуют, а гости - защищаются. Основные же нарушения правил происходят именно в обороне. И когда в выездной игре моя команда остается втроем, после матча я ругаю не арбитра. Я ругаю своих хоккеистов, бывает даже очень крепкими словами - потому что, оставаясь в меньшинстве, права на ошибку, на еще одно, даже мизерное, микроскопическое нарушение правил у обороняющихся не остается.

А когда твоя команда проигрывает, то всем - и тренерам, и болельщикам - кажется, что арбитр был излишне суров. Это жизнь, и ждать чего-либо иного невозможно.

-Как вы считаете, Шепелев после матча не затаил на вас и вашу команду в душе обиду?

- Обиду?! Нет, конечно. Мы поговорили с ним после окончания поединка, и он, помня мое главное нерабочее увлечение - рыбалку во всех ее видах, пригласил меня при первой же возможности к себе на дачу. Как вы считаете, если на человека обижаются, его приглашают в гости?

P.S. Ситуация, случившаяся в Новокузнецком матче, для нашего чемпионата не редкость. Более того, главный тренер "Спартака" Сергей Шепелев не зря обратил внимание на тот факт, что все наши арбитры судить умеют. Все они "белые и пушистые" - но лишь до того момента, пока на льду все понятно и без них. А когда лоб в лоб сходятся команды, приблизительно равные по классу, когда в матче все решает одна заброшенная или пропущенная шайба, работа отечественных арбитров перестает выдерживать всякую критику. И подобных примеров даже в нынешнем чемпионате немало.

Наш судейский корпус больше всего напоминает армию для мирного времени и давно не воевавшую. Пока вокруг одни союзники и разговоры ведутся дипломатическим языком, армия смотрится грозно, весомо, на зависть всем соседям. Но потом приходит время сражений, и вдруг выясняется, что и вооружение у нее устаревшее, и воевать она разучилась. И в свое нормальное, боевое состояние армия возвращается через унизительные поражения и громкие провалы.

Так и наш судейский корпус. Почему-то в матчах с участием нынешнего - помолодевшего до безусого состояния - "Молота" никаких претензий к арбитрам нет. Как не было их, например, и тогда, когда в Магнитогорске в ворота "Северстали" залетело больше десятка шайб. Но стоит развернуться настоящему сражению, судейские ошибки следуют одна за другой.

А мирного времени в нынешнем сезоне и так практически нет. И уже совсем скоро развернутся решающие баталии, где цена каждого промаха возрастет неимоверно. Хоккеисты к ним готовы.

А судьи?