ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
В последнюю субботу января "Спартак" начал испанский сбор.
РЕВОЛЮЦИЯ ПО-СТАРКОВСКИ: БЕЗ КНУТА
Игорь РАБИHEP |
из Марбельи |
РАДОСТЬ МАЛЕНЬКИХ ПОБЕД
Утро субботы. Заканчивается игровое упражнение, которого, по наблюдениям Дмитрия Аленичева, не было в арсенале Олега Романцева, зато оно присутствовало у Жозе Моуринью. При ничейном счете в двусторонке Денис Бояринцев, положив корпус, ударом с лета в одно касание простреливает Войцеха Ковалевски. Финальный свисток - и семеро победителей, обнявшись за плечи, начинают с дикими криками синхронно подпрыгивать, будто выигран ключевой матч чемпионата. При том что позади полтора часа напряженной тренировки!
Вечер того же дня. Фернандо Кавенаги последним ударом не может пробить Дмитрия Хомича, и одна из групп спартаковцев - также в конце полуторачасового занятия - выигрывает серию ударов по воротам. Пока проигравшие отжимаются, победители на ходу придумывают новую забаву - располагаются в два ряда (один - сидячий), словно в следующее мгновение сотни фоторепортеров сделают снимок команды-чемпиона.
Утро воскресенья. При отработке навесов два красивых гола подряд забивает Александр Самедов - и, по-самолетному раскинув руки, несется в направлении своего друга, лучшего снайпера тренировки Романа Павлюченко, чтобы ударом грудь в грудь отметить обоюдные успехи.
- Этим двадцати пяти футболистам еще многое предстоит сделать, чтобы стать настоящими победителями, но уже сегодня им совсем не все равно, как закончится каждое упражнение, каждый эпизод. Это очень хорошо. Надо уметь радоваться и маленьким победам - из них складываются большие, - комментирует Александр Старков. Человек, который никогда не кричит на футболистов и, по его собственным словам, мечтает вернуть "Спартаку" репутацию команды для интеллигентных людей. Репутацию, которая, на мой взгляд, была утеряна задолго до того, как "Спартак" стал проигрывать.
Безумно интересно наблюдать затем, как заново рождается "Спартак". То, что это рождение окажется триумфальным, - пока, разумеется, совсем не факт, и прав Старков:
- Наблюдаем, подмечаем, думаем. А время для выводов настанет только после того, как начнется сезон.
ЕСЛИ ТЫ В "СПАРТАКЕ", САМ БОГ ВЕЛЕЛ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
Никто пока не знает, как сложится возвращение в футбол у Егора Титова. И как это, если оно сложится неважно, отразится на коллективе. Никто не ведает, начнет ли отрабатывать в турнирных условиях свои 11 с половиной миллионов Кавенаги и подчинится ли наконец игровой дисциплине "безбашенный" Родригес. Никто не может предположить, как Старкову удастся совместить на поле Титова и Аленичева. Появится ли новый опорный хавбек. И не придется ли из-за всего этого переходить на игру в три защитника или в одного форварда. Да и как сам главный тренер будет себя ощущать в непростых реалиях российского футбола, тоже пока неизвестно. Вопросов и проблем море.
Но одно очевидно уже сейчас. Недаром Аленичев в ответ на вопрос: "Коллектив в "Спартаке" уже есть?" - без секунды промедления отвечает: "Конечно!"
Многие тренеры боятся бесконфликтности в команде. Считают, что когда все гладко, никто друг на друга не кричит и не пускает в ход кулаки, тогда у команды нет злости, характера, нерва. Но смотришь на ровную, четкую, без единой жалобы и претензии работу спартаковцев, от которой они явно получают удовольствие, и тут же получаешь возможность сравнить ее с жизнью соседствующего с красно-белыми "Рубина", где игроки успевают огрызаться на обслуживающий персонал и на организацию дела вообще. Как говорится, почувствуйте разницу.
Пока даже предположить сложно, как у "Спартака" все получится с игрой, но атмосфера в команде действительно здоровая. До такой степени, что ловишь себя на подозрении: от тебя что-то тщательно скрывают. Но пообщавшись с игроками, в том числе не для печати, с тренерами, с другими людьми в клубе, понимаешь: никакой фальши нет.
- Коллектив складывается, мы работаем над этим, - тем не менее осторожен Старков. - Это не постоянная величина, настроение игроков может меняться, и его надо "ловить" каждую минуту. Очень многие футболисты, как и я, в команде недавно. Они еще не обросли необходимыми микросвязями. Коллектив только формируется в процессе тренировок, побед и поражений, восстановления после этих поражений и после эйфории. Мне, например, очень важно, чтобы человек был доволен, счастлив, что находится в этой команде. Если вижу у кого-то недовольное выражение лица, готов разбираться. Узнавать, что беспокоит игрока. Не в последнюю очередь поэтому и провожу каждый вечер собрания - мне важно увидеть, как люди реагируют на то, что я им предлагаю. Главное, чтобы игрок был happy (Старков так и произнес слово "счастливый" - на английском языке. - Прим. И.Р.) в этой команде, потому что даже сборы - все равно занятие любимым делом. А уж если ты делаешь его в такой команде, как "Спартак", сам бог велел быть счастливым. И с энтузиазмом проводить здесь каждую минуту.
СИМВОЛ ПЕРЕМЕН - НОВЫЙ ПАВЛЮЧЕНКО
В "Спартаке" Старкова нет драконовской системы штрафов и ограничений - вроде требования Невио Скалы, чтобы все игроки приходили в столовую и уходили из нее в одно и то же время. Продуктов, категорически запрещенных к употреблению, тоже нет. Живет Старков в двух этажах от игроков, что подчеркивает его нежелание контролировать, как футболисты проводят свободное время. Нет и криков во время тренировок. Вообще. Но отчего-то игроки по первой же команде делают все необходимое.
- Да я вообще ни разу не слышал, чтобы Старков повысил голос, - подтверждает Аленичев. - При этом первое, что он наладил, - как раз дисциплина. Новый главный требует вещей, которые до всех легко доходят, причем не под угрозой штрафов. Все чувствуют себя раскрепощенно, нет скованности, которую рождает страх. Мне было интересно познакомиться со Старковым, понять, благодаря чему сборная Латвии смогла пробиться на чемпионат Европы, а "Сконто" - много лет быть одной из лучших команд на территории бывшего Союза. И теперь могу сказать, что понял. Мне приятно работать с этим интеллигентным и коммуникабельным человеком, который, что очень важно, проповедует футбол, вполне укладывающийся в рамки спартаковских традиций.
Самая разительная перемена, как рассказывают, произошла с Романом Павлюченко. Два года, проведенных форвардом в "Спартаке", никто не мог сладить с его несносным, как казалось окружающим, характером. Сколько в кулуарах ходило разговоров: к таким бы данным голову на плечах! Поведение форварда, его отношение к делу раздражали и тренеров, и партнеров, и коллег-журналистов, и болельщиков, на чью критику он реагировал крайне нервно.
А недавно Павлюченко, как я узнал из достоверных источников, произнес фразу: "В такой команде я готов даже сидеть в запасе". Хотя сидеть там, естественно, хочет меньше всего.
- Да, Рома изменился, на сто процентов верно, - говорит Аленичев. - Я как опытный игрок стараюсь помогать и ему, и другим нашим молодым - Самедову, Павленко, Ребко. Делаю все, чтобы не расслаблялись. Они не должны думать, что все сделают Титов и Аленичев - рассчитывать надо на себя! Тому же Павлюченко всегда говорю: "У тебя данные сумасшедшие, ты должен быть лучшим бомбардиром чемпионата".
Общается Старков с Павлюченко, как я уже успел заметить, своеобразно. Этому тренеру вообще несвойствен поучительный тон - своего он предпочитает добиваться с улыбкой и в форме доброго пожелания. Может, потому ершистый нападающий и воспринимает его замечания столь позитивно.
А произошло вот что. После окончания тренировки Павлюченко отдыхал в пластиковом кресле и к нему подошел Старков. Заметив рядом нас с коллегой, тренер похлопал игрока по плечу и с улыбкой произнес: "Рома, видишь, тут журналисты стоят, а если тебя по телевидению показать, то люди только и услышат: "пи", "пи", "пи"!" Недвусмысленное пожелание избегать ненормативной лексики Старков облек в такую вот шутливую, но в то же время весьма понятную форму.
По тому, как игрок реагирует на тренерские замечания и пожелания, даже по мимике при желании можно понять, как он к этому специалисту относится. Титова, чуть-чуть повредившего приводящую мышцу на обледенелом поле в Тарасовке, на несколько дней освободили от работы в общей группе. Он наматывал круги вокруг поля, а бежавший рядом второй тренер Игорь Клесов говорил: "Егор, останься после тренировки, есть несколько упражнений для твоей мышцы". Если бы Титов не воспринимал Клесова всерьез, после такого предложения это стало бы ясно сразу - этот игрок не из тех, кто умеет тщательно прятать чувства. Но реакция Титова оказалась безупречной.
Титов, Аленичев, Парфенов, Ковтун и Ковалевски (поляк мало того, что авторитетен в команде, так еще и по-русски говорит отлично) входят в тренерский совет при Старкове. Главный нередко советуется с ветеранским блоком (первые четверо, кстати, живут в одном номере) и говорит, что "у них видно желание работать на команду". Так же, кажется, относятся к тренеру и сами опытные игроки. Очень не хочется, чтобы жизнь - а так порой бывает - внесла в эти отношения трещину.
А одно недавнее событие доказало правоту слов Старкова, так ответившего мне на вопрос о своем демократизме:
- Поверьте мне, я использую разные методы.
Результатом применения одного из таких "разных методов" стало отсутствие на сборе в Марбелье Габриэля Тамаша. Талантливого, но, как выяснилось, очень своенравного румынского защитника.
Кого из игроков ни спроси о Тамаше, ответ один: "Разгильдяй" (это если в литературной форме). После свистка Старкова во время тренировки он мог запросто ударить по воротам, вступить с тренером в перепалку, выразить недовольство тем или иным упражнением или отработать его спустя рукава. Микроб, способный разрушить ту самую новую спартаковскую атмосферу, было решено вывести радикальным способом. И, судя по нынешнему настроению игроков, это дало всем понять, каким может быть добрый Старков, если его добротой злоупотреблять.
С "СУПЕРФУНДОМ" - ВИДИМО, БЕЗ ТИТОВА
Сегодня "Спартак" проведет первый контрольный матч на андалусийском сборе - с тем же самым вторым составом австрийского "Суперфунда", который в пятницу обыграл "Динамо". Увы, скорее всего, мы не увидим в нем дебюта возрождаемой связки Аленичев - Титов. А как было бы интересно посмотреть не только на их непосредственное взаимодействие, но и на то, как при двух центральных полузащитниках-созидателях Старков будет строить игру команды.
Вплоть до вчерашнего дня Титов занимался отдельно от общей группы. В воскресенье утром он в нее вернулся, удары наносил вместе со всеми - но в игровом упражнении "семь на семь" участия не принял. Вместо этого играл в теннисбол с Парфеновым, Калиниченко и юным Шпедтом. Если сопоставлять этот факт со словами Старкова, то можно сделать вывод, что именно эти футболисты против "Суперфунда" вряд ли сыграют.
- У Калиниченко, Парфенова и Титова не то чтобы микротравмы, - пояснил тренер вчера вечером, - но у меня есть опасения, что эти игроки могут не выдержать матчевой нагрузки и "сломаться". Им еще нужно немного времени на восстановление.
С близкой к стопроцентной гарантией можно сказать, что на поле против австрийцев не выйдет Баженов: у форварда высокая температура.
...И последнее наблюдение. Вообще-то у спартаковцев в Марбелье есть повод для некоторого недовольства. Поля в комплексе Marbella Paradise of Football далеки от совершенства, и "Спартак" уже перепробовал одно за другим три из них. Одно оказалось с многочисленными выбоинами, другое - слишком мягкое, так что дерн то и дело летел из-под бутс... В субботу, чтобы получить в распоряжение газон, не истоптанный другой командой, "Спартаку" пришлось срочно переносить вечернюю тренировку с шести на семь. Но никто во время занятия ни словом не обмолвился о качестве газона, а Аленичев и вовсе сказал: "Да если вспомнить, какие в марте поля в России, мы на такие условия молиться должны!" Старков же заметил:
- Скажу так: для того, кто хочет чего-то достичь в футболе, здесь есть все условия. А кто хочет найти причину, чтобы не трудиться, - найдет ее всегда.
Кто-то мудрый сказал: "Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним". "Спартак" начал сбор в Испании с позитивным настроем. Закончит ли он с ним же сезон-2005?