КОНЬКИ |
ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА - 2 ДНЯ |
СКОЛЬЗИМЕТР ДАЕТ ДОБРО
Новенькому московскому крытому ледовому стадиону "Крылатское" 5 и 6 февраля предстоит серьезный экзамен - на его льду поведут борьбу за титул чемпиона мира в классическом многоборье сильнейшие скороходы планеты. И то, насколько успешно выдержит наша чудо-арена это испытание, во многом будет зависеть от быстроты московского льда.
Накануне открытия чемпионата собеседниками корреспондента "СЭ" Ольги ЛИНДЕ стали те, кто этот самый лед варит.
- Основная наша задача заключалась в следующем: подготовить этот равнинный каток к чемпионату мира так, чтобы показанные на нем результаты были сопоставимы с результатами элитных конькобежцев на расположенных в среднегорье крытых стадионах в Калгари и Солт-Лейк-Сити, - начал наш разговор заместитель директора ледового комплекса "Крылатское" Виктор Горелов. - Многие спортсмены и тренеры, в том числе зарубежные, называют наш каток самым красивым в мире. А нам хочется, чтобы он был и одним из самых быстрых. Если удастся добиться этого, мы будем счастливы.
-Наш каток - единственный в мире, который заливают водой из городского водопровода...
- Вообще-то водопроводной водой заливают и каток в норвежском Хамаре, только Хамар в отличие от Москвы - по сути, деревушка, снабжаемая экологически чистой водой из глубокой скважины. Тем не менее в нее все равно добавляют хлорсодержащие вещества, однако далеко не в таких количествах, как у нас. Лед в Хамаре - не самый быстрый в мире, но тем не менее, когда мы там были, постарались выведать у хозяев их секреты. Кое-что они нам рассказали, но совсем чуть-чуть. Так что в основном мы полагаемся на собственные силы. И получается, судя по всему, неплохо. Например, во время проходивших не так давно в Крылатском Европейских игр молодежи искушенные голландцы сказали, что наш лед - самый быстрый на континенте.
Что же касается воды, то в нашем водопроводе она очень жесткая и сильно хлорированная, то есть далека от той ледниковой, которой заливают знаменитый каток на Медео.
Поэтому у нас есть станция водоподготовки, на которой наши специалисты стараются сделать воду максимально приемлемой для заливки.
-У ледоваров во всем мире есть свои фирменные рецепты быстрого льда. А у вас как с этим дело обстоит?
- И у нас, конечно, имеются кое-какие секреты, только раскрывать их вам я не стану. Впрочем, один открою. Почему мы не красим свой лед, оставляем его естественный свинцовосерый цвет? А потому, что у крашеного льда хуже скольжение. Мы сконструировали прибор, позволяющий определить степень скользкости льда. Так вот, белый лед в центре нашей арены, покрашенный, по канадским методикам, специальными красками, имеет скольжение на 20 процентов ниже. Поэтому мы не стали приносить в жертву красоте качество льда на беговых дорожках. И в этом нас поддержало даже столичное правительство. Юрий Лужков так и сказал: обеспечим, мол, в первую очередь скорости, а лоск потом будем наводить. И наведем. После чемпионата разморозим лед и покрасим плиту.
Кстати, о плите. Бетон, из которого делают эту основу для катка, штука весьма специфическая. Он должен быть твердым и в то же время пластичным, чтобы не разрушаться от постоянных перепадов температур при заморозке и разморозке. Наша плита сделана по уникальной технологии, разработанной специально для "Крылатского" в НИИ железобетона. Но этот бетон должен выстояться, созреть, на что требуется примерно год. Пока же каждый раз, когда мы заливаем каток, из плиты в воду выделяются всякие вещества, влияющие на качество льда. Пройдет год, мы каток разморозим, покрасим плиту и опять будем ждать, пока из краски в воду не уйдут все вредные примеси.
-То есть крылатский лед дойдет до кондиции только предстоящим летом... Интересно, а как можно объективно оценить такой неуловимый показатель, как быстрота льда?
- Мы сконструировали прибор - назовем его скользиметр. Это два жестко соединенных между собой конька, на которые кладется груз, примерно соответствующий весу конькобежца, - 70 - 80 кг. Данная конструкция выстреливается из специального устройства, и по дальности ее пробега мы определяем степень скользкости льда. Одновременно смотрим, насколько лед проминается, то есть какова его жесткость. Если с этим прибором объехать все катки мира, то можно было бы составить довольно объективную картину качества того или иного льда. Очень даже может быть, что наш лед окажется таким же скользким, как в Солт-Лейк-Сити, но американский каток будет опережать наш по результатам за счет того, что находится на среднегорье.
-Я много раз уже была в "Крылатском" и обратила внимание на то, что данные на электронном табло, отражающие температуру и влажность воздуха, температуру льда, остаются практически неизменными...
- Поддержание постоянного климата на крытом катке - одна из самых главных задач. Международный союз конькобежцев предъявляет жесточайшие требования к условиям, в которых выступают скороходы. Климатом на катке управляет очень сложная и очень чувствительная электроника. Ключевой момент - поддержание постоянной влажности. Это весьма трудоемкая работа, при которой необходимо учитывать великое множество различных параметров. Вы не поверите, но когда прошлым летом мы наморозили первый лед, по трубам, которые сбрасывали воду, конденсированную из воздуха, целая Ниагара текла!
-А сколько воды требуется, чтобы залить всю арену?
- Давайте подсчитаем. Площадь плиты - 1,2 га. Толщина льда - 3-4 см. Следовательно, на все про все потребуется около 400 кубометров воды. Между прочим, подготовка качественного льда - процесс творческий. Ведь даже от того, как - высоко или низко - держали шланг при заливке, зависит качество катка. Если высоко - будет один лед, низко - другой, струей лили - третий, разбрызгивали - четвертый... И лед тоже должен выстояться, созреть. Чем он старше, тем, скажем так, ядренее. Хорошо известно, что каждый спортсмен строит график своих тренировок таким образом, чтобы подойти к решающим соревнованиям на пике формы. У льда этот пик тоже есть, и в последнее время мы работали с таким расчетом, чтобы он пришелся на 5 и 6 февраля.
-Крытый каток в Крылатском - первое сооружение такого рода в нашей стране, и, какими бы классными ни были ваши специалисты, необходимого опыта у них еще нет. Этот опыт вы нарабатываете сами методом проб и ошибок или ваши сотрудники проходили стажировку на других катках под крышей?
- Скажите, а кто нас учил в космос летать? А мы летаем - и довольно неплохо. Нет, мы не стараемся опираться на чужой опыт, потому что у нас инженеры покруче западных будут. Они вполне могут вникнуть в суть любой проблемы и быстро найти наиболее эффективные способы ее решения.
-У ледоваров на каждом крытом катке есть своя рецептура воды. А можно эту рецептуру позаимствовать или подобный промышленный шпионаж не имеет смысла из-за специфичности условий на различных ледовых стадионах?
- Я слышал, что кое-где в поверхностный слой воды для улучшения скольжения добавляют какую-то химию, и эта технология держится в строжайшем секрете. Однако, даже если бы мы вдруг раздобыли ее, нет никакой гарантии, что она сработает в наших условиях. Это ведь как суп сварить: две хозяйки готовят его из абсолютно одинаковых компонентов по одному и тому же рецепту, а вкус получается разный.
-То есть помимо всего прочего ледовару для успеха необходимо еще и вдохновение?
- Безусловно! Если человек не влюблен в то, что он делает, хорошего результата не будет.
-Из нашей беседы я сделала следующий вывод: в качестве своего продукта, то есть льда, вы полностью уверены. Как в рекламе: за качество отвечаю!
- Право называть свою продукцию качественной сначала надо заработать. Вот когда наши зарубежные гости, конькобежцы и тренеры скажут, что лед "Крылатского" - высшей пробы, тогда мы и будем отвечать за качество. А пока мы точно не знаем, есть ли оно...
Следующим моим собеседником был главный специалист по водоподготовке отдела главного технолога Сергей Коник. Вместе с ним мы совершили экскурсию на станцию водоподготовки.
- Перед заливкой льда вода проходит несколько десятков стадий подготовки, - начал он свой рассказ. - Только на предварительном этапе их 11!
Станция водоподготовки, изготовленная по нашему заказу финнами, полностью сделана из нержавеющей стали. Ее стоимость - почти 800 000 евро. В трех накопительных баках содержится единовременный запас обработанной воды - около 15 кубометров.
Чтобы покрыть арену поверхностным слоем водяной смазки толщиной около 0,2 мм, требуется 2 куба.
-Кстати, насколько я знаю, эта поверхностная пленочка, которую ледовары называют смазкой, на каждом катке своя, и секрет ее химического состава охраняется...
- ...как ядерные технологии! Все как могут бьются за улучшение скольжения на своем льду, а поскольку сюда вкладываются очень серьезные деньги, то и охраняются эти секреты соответственно. У всех свои рецепты. У нас тоже. С группой ученых мы разработали добавки, которые повышают коэффициент скольжения на 20 процентов.
-Давайте вернемся к процессу водоподготовки...
- Он состоит, как я уже говорил, из множества стадий. Можно какую-то из них исключить, можно, наоборот, добавить. Сырую воду подогревают, и далее она поступает на грубую фильтрацию, во время которой устраняются взвешенные частицы размером 50 - 100 микронов. В многослойном фильтре тонкой очистки, состоящем из слоев гравия, крупного песка, мелкого песка, активированного угля, задерживаются частицы размером 40 - 30 микронов. В колонне, заполненной чистым активированным углем, из воды удаляется вся хлорка. Затем она попадает в умягчительные колонны, где активная ионообменная смола вбирает в себя соли жесткости, в первую очередь магния и кальция. Следующий на очереди - обратный осмос. Эта очень дорогая установка позволяет обессоливать воду почти в 100 раз! Проходит вода и процедуру анаэрации, то есть удаления из нее воздуха. Ведь чем плотнее лед, тем он быстрее, а воздух - враг плотности.
-В прежние годы я не раз видела, как наши заслуженные тренеры, люди старой школы, определяли качество льда. Они его... лизали! А вы так можете?
- Могу Но я химик-профессионал, мне лед лизать не надо. Мне достаточно его понюхать.
-И что подсказывает ваш профессиональный нюх? Какой лед вам удалось сварить?
- Отвечу так: если на нашем льду конькобежцы смогут установить парочку мировых рекордов, мы будем считать себя лучшими в мире.