Газета Спорт-Экспресс № 27 (3705) от 7 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 февраля 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

"ФАБРИКА ТАЛАНТОВ" С ДИНАМОВСКИМ СТЕРЖНЕМ

О положении дел в динамовской хоккейной школе рассказывают руководители "фабрики талантов" бело-голубых.

15 ВЫПУСКНИКОВ ДЛЯ "ДИНАМО"

-Верно ли утверждение, что свое будущее клуб связывает именно с собственными воспитанниками?

Олег Тимошин,директор школы ХК "Динамо": - Безусловно. Наша цель - именно подготовка высококлассных мастеров для главной команды.

-Ваша школа в чем-то уступает, скажем, армейской, спартаковской, ярославской, магнитогорской?

Алексей Панфилов,спортивный директор ХК "Динамо": - А каков, по-вашему, критерий оценки деятельности школы?

-Думается, их два: либо места, занимаемые командами в первенствах Москвы и России, либо количество воспитанников школы в основном составе клуба.

Панфилов: - Для нас главный критерий - второй. Сейчас за главную команду выступают 15 наших выпускников. Что, согласитесь, совсем неплохой показатель. Работу тренеров можно оценивать и по количеству ребят, играющих на высоком уровне в других клубах.

Юрий Очнев,старшийтренер по научно-методической работе: - При этом учитываются, конечно, не только те, кто прошел нашу школу с юного возраста, но и те, кто провел с нами годы становления, то есть начиная с 14 - 15 лет. Леша Ковалев, например, хоть и приехал в 14-летнем возрасте из Тольятти, считается нашим воспитанником. Сегодня ребята, выращенные на одном месте с 5 - 6 лет, - редчайшее явление. Хотя у нас есть и такие.

-Например, кто?

Очнев: - Афиногенов, Харитонов, Овечкин, Степанов, Карцев, Щадилов, Терещенко, Еременко - из их числа.

-Какую школу помимо собственной вы считаете сильнейшей в стране?

Владимир Гладышев,заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - Ярославскую. Правда, мы исповедуем разные принципы. Они просеивают большее количество кандидатов, чем мы. Разумеется, на это и финансовых средств уходит гораздо больше. Мы же занимаемся точечной селекцией. Скажем, присмотрим парня из какого-то региона, пригласим его на просмотр и постараемся как можно лучше оценить не только его нынешние навыки, но и перспективы с точки зрения попадания в первую команду. Конечно, случается, если так можно выразиться, "брак". Но его процент куда ниже, чем у школы "Локомотива".

БЕЗЛИМИТНЫЙ ДРАФТ ЗА 300 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

-За хоккеистов, уезжающих играть в другие клубы, "Динамо" получает какую-то компенсацию?

Панфилов: - А как же! Ее мы имеем за каждого. Другое дело, что далеко не всегда она объективно отражает стоимость того или иного хоккеиста. Вплоть до нынешнего сезона, как известно, действовал договор между ИИХФ и НХЛ, и согласно ему минимальная сумма, которую получал клуб в случае отъезда своего воспитанника за океан, составляла 50 тысяч долларов. Если парня выбирали в первом раунде драфта или он в своем дебютном сезоне проводил более 45 процентов матчей, сумма могла возрасти до 250 тысяч долларов.

Именно эти деньги, скажем, получил за Ковальчука "Спартак". Думаю, нет нужды говорить, что за такого игрока четверть миллиона - это насмешка. А вот у нас уехал один хоккеист - фамилию, извините, называть не стану, чтобы не обижать, - так за него и 50 тысяч получить было приятно, поскольку реально он не стоил и пяти. Поэтому я бы не стал категорично заявлять, что то соглашение было совсем несправедливым. Ведь какую-то компенсацию мы имели. Теперь же, при его отсутствии, не получим ни цента.

-На ваш взгляд, старый договор следовало продлить?

Панфилов: - Его следовало, скажем так, несколько улучшить. Нижнюю планку вполне можно было оставить прежней, а вот верхнюю пересмотреть. К примеру, если игрока драфтуют под номерами с 1-го по 4-й, то очевидно, что стоить он должен не меньше миллиона.

У энхаэловских команд эта система как работала? Каждый из 30 клубов ежегодно выделял 300 тысяч долларов. Для них это сущие гроши, а в результате получался пул из 9 миллионов долларов, который покрывает расходы на всех: чехов, финнов, шведов, словаков и нас. Заплатил 300 тысяч - и бери сколько влезет!

ТРЕНЕР НЕ ДОЛЖЕН БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА

-Основная масса тренерского состава - динамовские воспитанники?

Тимошин: - Из 15 работающих сегодня тренеров 9 - либо воспитанники нашей школы, либо бывшие игроки, выступавшие за "Динамо".

-Как вы оцениваете уровень работы того или иного специалиста?

Гладышев: - По тем упражнениям и той направленности, которые он дает детям, и по тому, соответствуют ли они данному возрасту. Самое главное - не бежать впереди паровоза и не пытаться обмануть природу. В занятиях с младшими и средними возрастами акцент необходимо делать на технику. Эту базу нужно закладывать в раннем возрасте. А то ведь зачастую видишь: физически одаренный парень, под два метра ростом, с хорошими руками - но кататься толком не умеет. Кроме того, проводим тестирование: если мальчик хорошо катается и бросает, но не может сделать элементарный кувырок, разве это нормально?

-Не секрет, что зарплата детского тренера у нас в стране крайне низкая. В "Динамо" ситуация иная?

Гладышев: - Наши тренеры получают вполне достойную компенсацию. Кроме того, часть денег, которые родители вносят на первых порах обучения, идет на поощрение наставников. Подобные вопросы решает клуб. Это, согласитесь, лучше, чем, что греха таить, бывает в других местах, когда тренер получает деньги непосредственно от родителей и таким образом попадает от них в зависимость.

Тимошин: - У нас с руководством хоккейного клуба полное взаимопонимание. Тренер должен зарабатывать достойно.

-В какую сумму обходится родителям обучение сына в динамовской школе?

Тимошин: - Абонентская плата составляет тысячу рублей в месяц. Плюс покупка ребенку коньков, снаряжения, формы. Причем платят родители только за первые шесть лет обучения. Если парень занимается у нас до 11 лет и начинает участвовать в открытом чемпионате Москвы, основную массу дальнейших расходов по его обучению берет на себя клуб. Исключение составляют разве что предсезонные сборы: за них, если нет поддержки спонсоров, тоже платят родители. Кроме того, для тех, кто оплачивает первые шесть лет, существуют льготы. А все те, кого мы набираем в интернат, - полностью на нашем обеспечении.

ОВЕЧКИНА НА ЗАКАЗ НЕ ВЫРАСТИШЬ

-Стараетесь прививать детям динамовскую манеру игры?

Тимошин: - Несомненно. Жизнь, конечно, вносит свои коррективы, но динамовский стержень присутствует всегда.

Очнев: - Считаю, огромную роль в этом плане сыграла наша вторая команда, которую в начале 90-х, когда уезжали все лучшие, поднял на ноги Виталий Давыдов. Она работала очень продуктивно: за 10 лет главная команда "Динамо" девять раз выходила в финал плей-офф.

-За счет чего в начале 90-х, когда финансирование спорта опустилось практически до нулевой отметки, ваша школа сумела удержать планку на прежней высоте?

Очнев: - Действительно, в то время одни школы развалились, у других возникли серьезные проблемы, а у нас все было организовано так, что мы выстояли. Впрочем, не забывайте: в те годы многие из тренеров являлись офицерами, а у них зарплата была чуть повыше.

-Команды ребят каких годов рождения назовете наиболее перспективными?

Гладышев: - Если исходить из спортивных результатов, то получается, что самые сильные - мальчишки 1989 и 1991 годов рождения. Но это не значит, что, скажем, 1988-й, который не снискал особых лавров, был неудачным. Все эти ребята прошли полный объем подготовки, и хотя скауты пока не обращают на них особого внимания, уверен, что через два-три года кто-то из них обязательно о себе заявит.

-Есть ли ребята с потенциалом Овечкина?

Гладышев: - Так ведь сейчас не скажешь. Мальчишка может долгое время быть темной лошадкой, а потом выстрелить.

-Но ведь Овечкин уже в 16 лет выступал за основу, миновав этап стажировки во второй команде!

Гладышев: - Такие, как Овечкин, на заказ не выращиваются. Крайне редко бывает, чтобы парень с ранних лет превосходил своих сверстников и делал это постоянно. Те, кто впоследствии становится звездой, как правило, проявляют себя позже.

Очнев: - Могу добавить, что о Еременко, Харитонове, Карцеве, Терещенко до 18 - 19 лет никто и не слышал. Да что там, даже рядом с Харламовым, когда он в армейской школе занимался, были ребята намного сильнее. В 20 лет Валера попал в команду к Анатолию Тарасову, а до того и даром никому не нужен был. Непредсказуемое это дело.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ