ФУТБОЛ |
Товарищеские матчи |
ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ
Юрий ИВАНОВ
Сделав "все правильно", можно и в иномарку втыкаться - утверждает в подтексте рекламный ролик. И в этом есть сермяжная правда: какую-никакую страховку получишь, а главное - супруга не отважится "наезжать". Вот и у российских болельщиков нет, на мой взгляд, причин упрекать Георгия Ярцева в преступной беспечности. Главный тренер предусмотрел почти все на случай аварийного контакта с итальянским "Фиатом". В том же, что таковой произойдет, думаю, мало кто сомневался.
Взять хотя бы базовый принцип, по которому был сформирован состав. Что-либо лучшее на начальном этапе становления сборной трудно придумать. Подопечных Юрия Семина (а на поле вышли одновременно семь железнодорожников) громкими именами не испугаешь, да и с сыгранностью они проблем не испытывают. Не случайно же блок полузащитников "Локо" с действовавшим чуть в глубине форвардом Сычевым пусть с грехом пополам, но весь первый тайм не давал развернуться превосходящим его функционально коллегам из "Скуадры адзурры". Неплохо вписался в квартет армеец Жирков, который не только в обороне отрабатывал, но и в атаке преуспевал. В комбинационном плане, правда, наши хавы по сравнению с итальянскими выглядели неважно. Но списать это можно на российское межсезонье, пришедшееся аккурат на пик тамошнего чемпионата.
Следуя рекламному слогану, все правильно сделал Ярцев и произведя после перерыва замены в средней линии: уже в конце первой 45-минутки стало очевидно - Измайлова с Лоськовым на оба тайма не хватит. Жаль только, что на ситуации в центре поля реформы сказались не лучшим образом. С появлением Аленичева, Бояринцева, Каряки в действиях российской полузащиты стал просматриваться наступательный авантюризм. Плотность "посева" и своевременный отход, за счет которых удавалось какое-то время сковывать соперника на определяющем участке газона, оказались нарушенными. Отсюда - и удобные коридоры для атак, и широкие возможности для подыгрыша нападающим, коими итальянские хавы весьма эффективно пользовались.
Неудивительно, что и без того действовавшая на пределе оборона россиян стала ошибаться все чаще. Хотя просчетов в ее работе и в первом тайме хватало. Слишком уж регулярно наши державшие строгую линию (к сожалению, не ломаную) защитники позволяли форвардам итальянцев получать мячи у себя за спинами. Эпизодически, правда, Тотти, Монтелла, Вьери, а позднее их преемники попадали в офсайдные ловушки, умело расставленные гостями. Но чувствовалось: подопечные Ярцева играют с огнем, за что рано или поздно придется расплатиться.
Час отдавать по векселям пробил в начале второго тайма. Джилардино, сменивший Вьери, сыграл в "стенку" с партнером, развернулся, получил мяч за спиной прозевавшего его рывок Бугаева и пробил мимо Малафеева, вышедшего навстречу. По какой причине голкипер покинул пост, остается только догадываться. Закрыл бы ближний угол, а поразить дальний, находясь почти у лицевой линии, даже для мастеровитого форварда - задача не из простых. Винить же вратаря, не раз выручавшего команду, во втором пропущенном голе язык не поворачивается: мертвые мячи не берутся. Полузащитникам следует претензии предъявлять - не сработали на подборе, не накрыли удар Бароне.
Была ли у россиян возможность результативно ответить? Была. И не одна. Причем острые моменты вызревали, как правило, на флангах. Тем не менее говорить о каком-либо окончательно сформированном пробивном кулаке я бы, признаться, не рискнул. Взаимодействия между Сычевым и Кержаковым, наконец-то сыгравшими в тандеме, не наблюдалось: каждый работал в отрыве от партнера. Да и стройности в действиях их группы поддержки, увы, не просматривалось.
Вот и выходит: команда Ярцева проиграла закономерно. Однако налицо не тот случай, когда целесообразно было бы вспомнить хрестоматийную фразу таможенника-патриота Верещагина из "Белого солнца пустыни": "За державу обидно!" По настрою, отдаче претензий к игрокам, мне кажется, быть не может. Да и не то межсезонье время, чтобы в Европе подвиги совершать. Что же касается добровольных и вынужденных "отказников", в сторону которых, уверен, полетит теперь немало критических стрел, то применительно к этому матчу можно говорить лишь о моральном аспекте проблемы: руководствоваться интересами главной команды страны клубы (к футболистам это не относится) и раньше не желали, и сейчас не жаждут.
Тем не менее ощутимого ущерба сборной апеннинского варианта кадровые потери, рискну утверждать, не нанесли. Состав ее получился почти оптимальным. Ведь кто от игры с итальянцами по бюллетеню или с разрешения Ярцева, грубо говоря, "отскочил"? Алексей Березуцкий? Но армеец все равно бы в стартовом составе не появился: каждый из его конкурентов-защитников более высокой скоростью наделен. Быстров, которому, к слову, ставшая причиной отказа от поездки в Италию травма бедра позволила отпахать оба тайма в матче на турнире в Марбелье с "Шахтером"? Однако и петербуржец при столь богатом выборе наступательных хавов, вероятнее всего, остался бы на скамейке. О Павлюченко же и говорить не приходится: поймавших в прошлом году кураж Сычева с Кержаковым спартаковцу не по силам пока потеснить.
Вот Аршавин мог бы команде помочь. Но и его потерю нет оснований считать невосполнимой. Во-первых, потому что с игроками, умеющими продуктивно работать "под нападающими", у главного тренера и без зенитовца был перебор. А во-вторых, не тот итальянцы противник, чтобы безоглядно атаковать его крупными силами.
В общем, бились "за державу" на Апеннинах, по сути дела, все, кто на сегодня лучше готов. И даже при этом футбол показали не самого высокого качества. Но тут уж ничего не попишешь: как говорится, чем богаты...