ФУТБОЛ |
Джон ТЕРРИ: "ХОЧУ ПРИЕХАТЬ В МОСКВУ УЖЕ НЫНЕШНИМ ЛЕТОМ"
Окончание. Начало - стр. 1 |
СМЕРТИН ВСЕГДА РАБОТАЕТ НА ВСЕ СТО
-Как вы относитесь к Смертину?
- А как можно плохо относиться к человеку, который не только в каждой игре, но и на всех без исключения тренировках выкладывается на сто процентов? Он отличный игрок, хорош и с мячом, и без него, не боится вступать в борьбу и чаще всего ее выигрывает. Вне поля Алексей тоже большой молодец. Он на глазах прибавляет в английском, уже научился шутить на нем, да и вообще обладает прекрасным чувством юмора. Готов поручиться, что все до единого в команде его любят. Мы хотим, чтобы он оставался в "Челси" как можно дольше.
-В чем же выражается его чувство юмора?
- Вот сегодня на тренировке я снял с ноги гетру, скомкал ее и бросил в него. Она слегка задела голову Алексея - и тут он вдруг рухнул на траву и, словно убитый, пролежал без движения минут пять. Вся команда животы надрывала! Понимаю, что все эти наши шуточки кому-то могут показаться не слишком умными, но нам так легче жить. И Алексей по части юмора - один из заводил.
-Он сразу же так вписался в коллектив?
- Нет, какое-то время, конечно, осматривался. Когда новый игрок приходит в команду, он поначалу всегда ведет себя тихо. И только через пару месяцев можно увидеть его настоящего. Скажу вам, что Смертин и своим отношением к работе, и поведением очень помогает командному духу.
-Последнее время он выходит на поле редко. Вы чувствуете необходимость его приободрять, успокаивать?
- Он знает, что все ребята любят его и считают классным футболистом. Главный тренер же принимает разные решения перед разными играми. Да, в начале сезона Алексей играл намного больше, чем сейчас. Но надеюсь, что в какой-то момент он вновь начнет выходить на поле чаще, потому что серьезно работает на каждой тренировке. Рано или поздно это всегда приносит свои плоды. Алексей капитан сборной России, прекрасный человек, и его поддерживает каждый отдельно взятый футболист "Челси".
УЧИЛСЯ У ХАРИНА. И ДРАИЛ ТУАЛЕТЫ НА "СТЭМФОРД БРИДЖ"
-Кого-то еще из действующих российских игроков знаете?
- (Смеется.) Их имена мне слишком сложно произнести. Но раньше у нас в "Челси" вратарем был Дмитрий Харин. Я хорошо знаком с ним, и в свое время он мне здорово помог.
-Каким образом?
- В то время, когда я начинал профессиональную карьеру, Харин был вторым номером "синих", восстанавливался после операции на колене и для обретения игровой практики выступал за резервистов "Челси". Там же тогда играл и я. Помню, что он много разговаривал с защитниками и помогал нам. Я хотел учиться у более опытных игроков, улучшать свою игру, и после матчей подходил, в частности, к Харину и спрашивал: "В чем, по-твоему, мне надо прибавлять?" Ему-то как вратарю всегда виднее недочеты каждого защитника. Дмитрий не ленился каждый раз подробно объяснить мне пару нюансов. И на следующую же тренировку я выходил, держа этот разговор в памяти и стараясь работать над исправлением этих ошибок. Могу сказать, что Харин мне во многом помог.
-Перед финалом Carling Cup вы намекнули на душераздирающие подробности вашего юношества в клубе: мол, ради будущих побед "Челси" и старшим игрокам бутсы чистили, и клубные туалеты драили. Можете рассказать поподробнее о тех временах?
- (Смеется.) Пожалуйста. Когда мне было 16, я после академии "Челси" подписал двухлетний молодежный контракт с клубом - так называемый Youth Training Scheme (молодежный тренировочный план. - Прим. "СЭ"). Согласно нему, в эти два года я должен был не только играть в футбол, но и раз в неделю посещать колледж, а также приходить за час до каждой тренировки основного состава, чистить их бутсы, класть на положенное место форму. Скажем, если на улице холодно и опытный игрок хочет надеть перчатки, но их на месте нет, он тут же окликнет прикрепленного к нему молодого и гаркнет на него: "Эй, где мои перчатки?!" И ты должен побежать и тут же где угодно найти их. Когда я был совсем молодым, с этими делами в "Челси" было строго. Сейчас не думаю, что молодые должны чистить ветеранам бутсы. А тогда, кроме всего прочего, после тренировки мы обязаны были пылесосить раздевалку и приводить ее в порядок после опытных игроков. И это тоже было частью наших молодежных контрактов!
-И туалеты драили?
- И туалеты драили. Этого сейчас, разумеется, молодые не делают - нанимается специальная компания, которая занимается подобными вещами. Нам повезло меньше, и мы отвечали за уборные как на "Стэмфорд Бридж", так и на тренировочной базе. Правда, до нас, говорят, было еще строже - нашим предшественникам по молодежной команде приходилось также и разметку на поле наносить, и трибуны красить. Однако и на налгу долю многое досталось. Звучит все это невероятно, правда? Но я ни о чем не жалею и ни на что не жалуюсь. Это ведь тоже была закалка, которая помогает сегодня.
-Бутсы Харина чистили тоже вы?
- Нет, я отвечал за обувь Денниса Уайза, Эдди Ньютона и Дэвида Ли.
-Какая досада: такой заголовок сорвался: "Терри чистил бутсы Харина!"
- (Смеется.) Moг бы, конечно, вам подыграть, но правда превыше всего. (Харин рассказал нам, что чисткой его бутс с пыхтением и неохотой занимался другой известный в будущем футболист - Фрэнк Синклэйр. - Прим. "СЭ")
ОТЕЦ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВОДИТ САМОСВАЛ
-Как считаете, в каких элементах игры вам необходимо прогрессировать?
- Мне еще нужно многое сделать, чтобы стать игроком без слабых мест. Я еще молодой, хочу учиться и прибавлять от сезона к сезону. Каждое лето анализирую прошедший сезон, ищу в своей игре недостатки и работаю над их устранением. Так же и во время самого сезона. Не только вкалываю на каждой тренировке, но и внимательно отношусь к восстановлению. Так, дважды в неделю после тренировок ко мне домой приходит массажист, который в течение двух-трех часов приводит в порядок каждую мою мышцу. Я должен быть абсолютно уверен в том, что готов к игре. Правильно питаюсь, а после матча прихожу домой и просматриваю игру заново. Высматриваю вещи, которые делаю неверно.
-Сразу после матча? Даже проигранного?!
- Да, именно так. Мне по-прежнему многому надо учиться, и такие просмотры - лучший способ такой учебы.
-Ваше умение играть головой - от каких-то специальных упражнений или от природы?
- Скорее все-таки от природы. Мой отец в молодости неплохо играл в футбол и особенно был силен как раз в игре головой. Наверное, это передалось мне по наследству.
-Он играл профессионально?
- Нет. Был на просмотре в "Вест Хэм", но сказал, что не готов к жизни профессионального футболиста. Недоумевал: как это, к примеру, совсем не выпивать? (Смеется.) На самом деле, как раз тогда он познакомился с моей мамой и пошел по другому пути. А футболистами решил сделать своих сыновей.
-Ваш брат играет в составе лидера четвертого дивизиона "Йовилл", верно?
- Да, полузащитником или правым защитником. Отец строго нас воспитывал, всегда следил, чтобы мы с братом рано шли спать и вообще правильно себя вели. То, что мы стали футболистами, - во многом его заслуга.
-Кем он работал?
- Водителем самосвала. Не оставил свою работу и по сей день.
КАПИТАН В 23
-Каким образом можно стать капитаном суперклуба в 23 года? Ясно, что вы - "челсиец" до мозга костей, но это все равно настоящее чудо!
- Не знаю даже, в чем тут секрет. Может, в том, что очень много работал каждый день. Я не пришел в "Челси" только для того, чтобы смеяться и приятно проводить время. Когда моя карьера только-только начиналась, я был серьезным и старался, как мог, завоевать доверие тренеров. Виалли проникся ко мне симпатией, подписал со мной первый профессиональный контракт, не уставал называть меня молодцом и подхлестывать: "Работай, работай!" Я это и делал, а потом пришел Раньери и дал мне место в основном составе. Но я никогда не прекращал работать, потому что всегда хотел быть на вершине.
-Для вас стало сюрпризом, когда перед нынешним сезоном Жозе Моуринью сделал вас капитаном?
- Может быть, удивился тому, что это произошло так рано. Но в предыдущем сезоне при Раньери я уже был вице-капитаном и замещал Марселя Десайи, когда тот по каким-то причинам не играл. Многому научился и у него, и у прежних капитанов "Челси", с которыми играл, - Джанфранко Дзолы, Денниса Уайза. Даже смотрел видеозаписи, чтобы понять, как они руководят командой в роли капитанов. Каждый из них оказал на меня большое влияние. Уайз, скажем, был более агрессивен и говорлив, Десайи - куда спокойнее. Но я в равной степени уважал всех и черпал от них. Надеюсь, что я - хороший капитан.
-Речь перед знаменитым рефреном: "Кто мы? "Челси"! накануне матча с "Барселоной" произнесете именно вы?
- Вообще-то мы это делаем по очереди. Перед последней игрой (с "Норвичем". - Прим. "СЭ") выступал Дрогба, до него - Лэмпард. Но перед "Барселоной", думаю, говорить буду действительно я.
-Чувствуете, что в отличие от того же "Арсенала" руководство "Челси" хочет создать костяк из английских футболистов?
- Безусловно. Летом я разговаривал с только что возглавившим команду Жозе Моуринью, и он сразу сказал, что хребет команды видит английским. Я, Фрэнк Лэмпард, Джо Коул, Глен Джонсон, Уэйн Бридж... (Спустя несколько дней после выигрыша Carling Cup Терри и его партнеры привезли Кубок лиги в больницу к сломавшему ногу Бриджу, а еще до игры защитника навещал Роман Абрамович. - Прим. "СЭ") Мне кажется, для английского клуба такой подход чрезвычайно важен. И это ни в коем случае не портит отношения с футболистами из других стран. Такое гармоничное сочетание у нас сейчас уже есть, и если оно сохранится, мне кажется, это будет здорово для "Челси".
АБРАМОВИЧ ХОЧЕТ ЗНАТЬ ОБО ВСЕМ
-Вы помните день, когда узнали, что "Челси" купил россиянин?
- Да, я в это время находился в Лондоне и как раз ждал подписания со мной нового контракта. Новость о новом владельце услышал по телевизору, и она мне сразу понравилась.
-Неужели не насторожила? Для нового хозяина-то договоренности прежнего не работали...
- Может, чуть-чуть волнение и было, но люди из клуба мне сразу же сказали, что с Романом Абрамовичем говорили и он счастлив предложить мне новый контракт. Ну а первая встреча с новым владельцем развеяла последние тревоги.
-Как лично вы воспринимаете Абрамовича?
- Он очень необычный для Англии глава клуба. Думаю, и для остального мира тоже. Всегда показывает свой интерес к игрокам и вообще к тому, что происходит в команде. Нет, никаких указаний, кому как играть или тренировать, Абрамович не дает - но присутствует не только на матчах, но и на тренировках, и на собраниях команды. Он хочет знать обо всем, что происходит в его футбольной команде. Когда человек вложил в нее столько денег, это выглядит совершенно естественным, и мы относимся к такому его вниманию с огромным уважением. Он стремится к тому, чтобы ни у игроков, ни у тренера, ни у болельщиков "Челси" не было никаких проблем.
-Как у него с английским?
- Все лучше и лучше. Абрамович после каждого матча приходит в раздевалку и приветствует нас. Учитывая его присутствие на тренировках и собраниях, не сомневаюсь, что в следующем сезоне владелец нашего клуба в английском еще прибавит.
МОУРИНЬЮ - ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР В МОЕЙ ЖИЗНИ
-В чем главная разница между Клаудио Раньери и Жозе Моуринью?
- Различий много. И в тренировочном процессе, и в общении с игроками... Оба - очень хорошие тренеры, но Моуринью - лучший тренер в моей жизни. Он, что называется, чувствует игроков, всегда точно знает, чего мы хотим.
-Правда ли, что во времена Раньери вы однажды получили серьезную травму во время просмотра... теннисного матча Уимблдонского турнира?
- Правда. Мы были на базе в Харлингтоне и смотрели по телевизору матч Уимблдонского турнира между нашим Тимом Хенмэном и австралийцем Ллейтоном Хьюиттом. Яростно болели за Хенмэна, когда вдруг раздался свисток Раньери к началу тренировки. Я от неожиданности резко сорвался с места и вдруг почувствовал, что щелкнуло в колене. В итоге потребовалась операция. Невероятно, да? Вот как важно внимательно относиться к своему организму.
-Как относитесь к эксцентричным высказываниям Моуринью в прессе?
- Мы обожаем смотреть его по телевизору! Это касается не только меня, но и других игроков, с которыми мы не раз обсуждали эту тему. Знаю, что каждый, даже находясь дома, при появлении Жозе на экране тут же бросает любое дело и внимательно слушает. Нередко его фразы вызывают у нас здоровый смех. А вообще считаю, что он великолепно вписался в английский футбол и делает для него великое дело.
ХОЧУ ИГРАТЬ ЗА "ЧЕЛСИ" ВСЕГДА
-Можете назвать себя лучшим защитником в мире?
- Не знаю. Наверное, пока рановато. В мире есть великие защитники, но если я буду с каждым годом прибавлять, стабильно играя за "Челси", то все возможно. Надеюсь, что со временем смогу встать в один ряд с такими мастерами обороны, как Рио Фердинанд, Алессандро Неста, Сол Кэмпбелл.
-После чемпионата Европы считаете себя основным игроком сборной Англии?
- Нет, потому что играл в стартовом составе в Португалии из-за дисквалификации Фердинанда. Сейчас по-прежнему он и Кэмпбелл являются основной парой центральных защитников сборной. Но если я буду продолжать хорошо играть за "Челси", возможно, мистер Эрикссон обратит на это внимание и предпочтет меня другим игрокам.
-Что лично для вас важнее - выиграть чемпионат премьер-лиги или Лигу чемпионов?
- (Мгновенный ответ.) Премьер-лигу однозначно.
-Почему?
- Потому что мечтал об этом еще юношей. Каждый английский мальчишка, который занимается футболом, мечтает в первую очередь о титуле чемпиона премьер-лиги. Для болельщиков в Англии этот титул тоже важнее всего. Но это совсем не означает, что мне неинтересно выиграть Лигу чемпионов. Еще в прошлом году мы близко подобрались к успеху в турнире, но обидно проиграли "Монако" в полуфинале. Так что еще одна наша цель - сыграть в Лиге лучше, чем в прошлом году. То есть выиграть ее.
-Чего вы хотите добиться в своей карьере?
- Хочу выиграть столько трофеев для "Челси", сколько возможно. Хочу играть за "Челси" всегда. Хочу быть капитаном "Челси" всегда. Хочу стать основным игроком сборной Англии и в ее составе также добиться максимально возможных успехов.
Игорь РАБИНЕР, Росс УИЛЬЯМС |
Лондон |