Газета Спорт-Экспресс № 57 (3735) от 16 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 марта 2005 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Как уже сообщал "СЭ", в соревнованиях пар после короткой программы российские дуэты Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин и Мария Петрова/Алексей Тихонов занимают соответственно 1-е и 2-е места.

СУБОРДИНАЦИЯ ПРОТИВ СКОРОСТИ ПРИ ПОЛУПУСТЫХ ТРИБУНАХ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Лужников

Если покопаться в не столь старых газетных архивах, вряд ли найдется хоть одна статья, в которой фигуристы, тренеры или сами авторы не критиковали бы новую систему судейства и не жаловались бы на ее несовершенство. Беседуя перед началом московского чемпионата с известным украинским специалистом Валентином Николаевым, я услышала, например: "Если в женском одиночном катании в тройку призеров попадет Мишель Кван, то эту самую новую систему нужно просто надеть судьям на голову". Объяснение тренер дал следующее: произвольная программа американки, которую ей ставил легендарный английский танцор Кристофер Дин, получилась откровенно слабой. Шаги и вращения, то есть те составляющие, которые с введением новых правил стали играть колоссальную роль, не тянут даже на второй уровень сложности. Что более чем удивительно: Рафаэль Арутюнян - нынешний тренер Кван - всегда славился умением придумывать оригинальные комбинации шаговых элементов. Вспомнить хотя бы замечательные дорожки шагов Александра Абта тех времен, когда он работал под началом Арутюняна.

Но суть не в этом. А скорее в том, что продолжать разговор на тему "хороши или плохи новые правила" бессмысленно. Они есть и, что уже очевидно, будут действовать в олимпийском сезоне. Значит, нужно не обсуждать их, а постараться забыть про минусы и максимально использовать плюсы.

В той же предстартовой беседе Николаев говорил: "В новых правилах немало положительного. Но чем больше я наблюдаю за происходящим, тем меньше мне это нравится. Шаги и вращения стали, безусловно, сложнее, однако с каждым новым турниром программы фигуристов все больше и больше походят друг на друга. Каждый тренер знает, какие именно элементы нужно соединить друг с другом, чтобы получить максимум сложности. Ничего нового даже придумывать не надо".

Если бы звание чемпиона мира присуждалось не только спортсменам, но и их тренерам, я не задумываясь отдала бы пальму первенства Людмиле Великовой. Годами пребывая в тени своих более раскрученных коллег, она сумела пойти единственно, пожалуй, верным путем - не просто вызубрить теорию, но и блестяще воплотить ее в жизнь. На программы подопечных Великовой Марии Петровой и Алексея Тихонова с самого начала сезона стали ориентироваться все и вся. Соперники беззастенчиво перенимали у них спирали, поддержки... Стоило Великовой придумать и показать на каком-то турнире очередной новый элемент, как находка тут же заимствовалась и тиражировалась.

Но гораздо сильнее удивляло другое: откуда у Марии и Алексея - фигуристов более чем солидного возраста и стажа - берутся силы и кураж на то, чтобы не останавливаясь идти вперед?

Московский чемпионат не стал исключением. Самая опытная из российских пар, да и вообще из участников, уже в короткой программе показала поддержки, повторить которые пока не может никто.

- Я спокойно отношусь к тому что другие фигуристы пользуются нашими изобретениями, - сказала Великова. - Считаю, что, если элемент показан на соревнованиях, он становится всеобщим достоянием. Я сама всегда внимательно присматриваюсь к тому, что делают другие. Особенно это касается построения программ. На художественное впечатление сейчас не очень обращают внимание успеть бы все элементы сделать. Я же стараюсь компоновать композицию таким образом, чтобы ухитриться выкроить время на что-то интересное. Очень радуюсь тому что Петрова и Тихонов смело идут на эксперименты, с удовольствием учат новые элементы, прыжки. Когда мы освоили тройной сальхов, многие были в шоке: считается, что в том возрасте, в каком находятся мои спортсмены, это невозможно в принципе. За месяц с небольшим после чемпионата Европы мы поменяли вращения в произвольной программе - добавили количество оборотов, новую поддержку вы тоже видели. Она невероятно сложна. Но куда сложнее оказалось дольше всех сидеть в раздевалке и ждать выхода на лед. Последний стартовый номер в этом сезоне нам еще не выпадал.

Сам по себе факт, что после исполнения короткой программы сразу два российских дуэта возглавили турнирную таблицу, оттеснив три китайские пары, сделал как бы второстепенным вопрос, кто из россиян стоит на первой, а кто на второй позиции. Три с небольшим балла, разделившие Татьяну Тотьмянину - Максима Маринина и дуэт Великовой, - не бог весть какая разница. Но то, что расположились пары именно в таком порядке, многим показалось весьма спорным, поскольку выступление Петровой и Тихонова получилось в этот вечер наиболее чистым. Бросалась в глаза и скорость: быстрее, чем Мария с Алексеем, не катался никто. Даже китайцы.

В стане сборной Китая были свои поводы для печали: двукратные чемпионы мира Шэнь Сюе и Чжао Хунбо выступали с травмой и выглядели не лучшим образом. В частности, заметно хуже, чем Дан и Хао Чжан. Но в фигурном катании всегда существовала жесткая субординация, согласно которой (если не случится чего-то совсем уж экстраординарного) первая пара страны должна стоять на международных турнирах выше, чем вторая. В этом, как мне кажется, главная причина того, что Шэнь Сюе с партнером оказались впереди своих соотечественников, а Тотьмянина и Маринин обошли своих.

Впрочем, ни Петрову, ни Тихонова это не расстроило.

- Мы давно разочаровались в судействе, - иронично сказал Алексей. - К тому же я приучен прежде всего искать причину неудач в себе. По-настоящему обидно было разве что год назад, когда мы откатали короткую программу так, как до этого не катали ни разу в жизни. В какой-то степени я понимаю арбитров. Зачем ставить слишком высоко такую возрастную пару? А вдруг она завтра закончит карьеру? Мы не претендуем на то, чтобы судьи нам помогали. Но мне кажется, что за семь лет выступлений мы с Машей заслужили хотя бы то, чтобы нам не создавали искусственных помех.

Тотьмянина и Маринин, в свою очередь, сделали все возможное. Им чуть больше повезло с жеребьевкой - первый стартовый номер в группе с психологической точки зрения предпочтительнее, чем последний. К тому же при нынешней сложности программ лучше кататься по свежезалитому льду Помарка была лишь одна: чемпионы мира немного разошлись в параллельном вращении.

- В экстремальной ситуации иногда не успеваешь сообразить, что в какой момент нужно делать, - честно признался Максим. - Перед вращением у нас случилась небольшая заминка, которая и стала причиной ошибки. Однако на соревнованиях такого уровня показывать выдающийся результат тяжело. Особенно когда занимаешь первую строчку Хотя могу сказать, что сейчас мы с Таней чувствуем себя более уверенно, чем год назад. Тогда мы как бы наступали на пятки китайцам и выиграли в общем-то неожиданно - поймали удачу за хвост. Сейчас же воспринимаем все гораздо более осмысленно - и само катание, и ответственность, которую всегда накладывает выступление перед своей публикой.

Публики, впрочем, оказалось немного - трибуны Лужников были заполнены едва ли наполовину.

- Обидно, конечно, - заметила по этому поводу Тотьмянина. - Но я прекрасно понимаю, как дорого, по российским меркам, стоят билеты. Не всем, особенно пожилым людям, это по карману. Мне самой пришлось купить билет для мамы - надеялась, что сумею получить для нее аккредитацию, но не получилось.

Вокруг Тотьмяниной и Маринина в Лужниках царил настоящий ажиотаж. Сразу после выступления их повели в обход российских журналистов, собравшихся в микст-зоне, к представителям иностранных телекомпаний, причем каждое из интервью начиналось с одной и той же темы - падения Тотьмяниной с поддержки осенью прошлого года.

-Неужели вы еще не устали рассказывать об этом? -поинтересовалась я.

Таня пожала плечами:

- Привыкла. Первое время в этом даже был свой плюс - я чувствовала необходимость выговориться. Потом все свелось к стандартному набору вопросов и ответов: "Как упала?" - "Не помню". - "Как себя чувствуешь?" - "Хорошо".

Третий российский дуэт - серебряные призеры европейского первенства в Турине Юлия Обертас и Сергей Славнов остались шестыми по привычной для себя причине: фигуристам никак не удается избавиться от мелких помарок и неточностей - слишком трудны элементы программы. Возможно, пара смотрелась бы более слаженной, если бы Юля и Сергей пошли на то, чтобы немного снизить сложность. Но по этому поводу их тренер Тамара Москвина еще в Турине заметила:

- Если бы Обертас и Славнов объективно были готовы к тому, чтобы бороться за золото, я, наверное, постаралась бы свести риск поражения к минимуму. У нас же задача другая учиться. Поэтому к ошибкам я отношусь спокойно: невозможно за полтора года испечь пирог, который другие пекут несколько лет.