Газета Спорт-Экспресс № 102 (3780) от 10 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 мая 2005 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА ULEB. "Финал четырех"

НАС НАУЧИЛИ: БОЛЕТЬ - ЭТО СЧАСТЬЕ

ЧИСТОЙ ВОДЫ ЭКСКЛЮЗИВ

Теперь Москва знает, что такое "Финал четырех". Она его видела. И даже больше - она его организовала. Но поняла российская столица, что же это такое, лишь тогда, когда его проиграла.

По крайней мере хочется верить, что поняла.

Зрелища, подобные "Финалу четырех" Евролиги ULEB, мало просто созерцать. Их надо употреблять внутрь, как изысканное кушанье, наслаждаясь самим фактом своего присутствия и сопереживания. Не красивому баскетболу вообще, нет. Своим.

Хотя ни один болельщик на самом деле не ездит вслед за командой ради команды. Даже если кто-нибудь скажет вам такое - не верьте. Фанаты едут на выезд только ради самих себя. Ощущения, которые они при этом получают, и есть то самое лакомство, за которое не жалко никаких денег. Это чистой воды эксклюзив. Его покупку не отложишь на потом, его не найдешь в другом месте и не заменишь дешевым китайским аналогом.

Но если ты решился ехать, если событие, которое ты выбрал, действительно грандиозно по своим масштабам и значимости, если в нем на первых ролях обещает быть твоя команда, выбора нет: ты должен выпить эту чашу маленькими глотками, до дна, и отдать себя взамен без остатка. Ты обязан запомнить вкус каждой минуты этого праздника и болеть так, чтобы тебе не в чем было себя потом упрекнуть. Ну неправильно это - купить билет в театр, да еще на премьеру, и смотреть пьесу вполглаза, променяв ложу на буфет! Точно так же неправильно приехать на "Финал четырех" - и жалеть легкие, болея за своих.

Болельщики "Маккаби" хорошо знали, за что они заплатили израильским турагентствам. Им достался товар высшего качества - несколько часов безумного, безудержного боления и единения в чужой, пусть и хлебосольной, Москве. Не "Маккаби", а они в клочья порвали огромный зал "Олимпийского" - своим отношением к жизни, от которой сами взяли все, что хотели и могли.

Неизвестно, сколько народу завидовало московским гастролерам дома, в Израиле. Зато точно известно, что в ходе "Финала четырех" масса завидующих им появилась в Москве. Куш, который, казалось, должен был сам упасть в руки ЦСКА, сорвал "Маккаби". И, видит бог, израильский клуб вместе со своими невероятными болельщиками этого заслужил.

"ГДЕ ИГРАЕМ?"

События такого рода, особенно если это дебют для страны, всегда принято оценивать с точки зрения организации. В случае с московским "Финалом четырех" ни один комар носа не подточит. Был праздник? Был. Вот, пожалуйста, сценарий, открытие, награждение, тут ведущий, там девочки пошли в кокошниках, все по плану, в графе "выполнение" стоят галочки. Для кого все это? Для команд-участниц и болельщиков, для кого же еще. А болельщиков на своих и чужих делили? Нет. А надо было бы.

Один мой знакомый, сведущий в футбольных делах человек, наблюдая иной раз за матчем, в котором гости начинали давить хозяев, говорил удивленно: "Але, где играем-то, не понял?" Где родные стены, что помогают, где дыхание трибун, домашнее судейство, наконец, - в этом смысле говорил. Правда, судейство в полуфинале против "Тау" было для армейцев домашним. Но только судейство.

Перед организаторами стояла большая и важная задача: провести "Финал четырех" без сучка и задоринки. Тут и престиж страны стоял на кону, и День Победы по времени наложился. Организаторы с задачей справились. Правда, за общим, знаете, потерялись некоторые частности, среди которых оказались довольно важные вещи. Например, такая: организация турнира была безукоризненной технически, но не духовно.

Собирая конструкции для 15 тысяч зрителей и расставляя указатели VIP-зон, буфетов и так далее, хозяева "Финала четырех" как-то упустили из виду, что для живых людей опустить в кресло пятую точку и съесть в перерыве сандвич - еще не все. Потому что эти люди - болельщики.

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Кто-то решил накануне турнира: чтобы ни у кого из соперников не было преимущества, надо исключить из выступлений группы поддержки "Финала четырех" военную тематику. Говорят, согласно требованиям Евролиги необходима полная нейтральность. Отлично. Но вряд ли у Евролиги есть худсовет, чтобы оценивать степень "военности" того или иного танцевального номера. И вряд ли, скажем, на прошлогоднем финале в Тель-Авиве в зале ни разу не прозвучала "Хава нагила". Где та черта, которая разделяет клубное цээсковское и российское национальное, особенно накануне 60-летия Великой Победы? Кто ее провел, кто ее отслеживал?

Музыкальная тема вообще, на мой взгляд, стала одной из ключевых на турнире, оказав заметное влияние на выступление ЦСКА. Полагаю, мне не избежать обвинений во вкусовщине, но все же скажу: под модных диджеев не болеют! Никогда не забуду, что сотворила со зрителями музыка перед игрой Кубка УЕФА на голландской футбольной "Филлипс-арене" в Эйндховене, где довелось побывать. При первых аккордах знаменитого хита Тины Тернер трибуны впали в состояние (умело подогреваемое видеорядом на больших экранах), близкое к нервной дрожи. А к началу припева, когда в динамиках взорвалось "Simply the best!", голландцы готовы были рвать на себе несуществующие тельняшки - за себя, за ПСВ, за всю Голландию.

Хит "It's my life" группы Bon Jovi давно уже стал фирменным знаком матчей ЦСКА в УСК на Ленинградке. Так почему же он ни разу не прозвучал в "Олимпийском"? Неужели тоже военная тематика? В таком случае включите гостям сиртаки, арию тореодора из оперы "Кармен" или ту же "Хаву нагилу", наконец, - пусть и они поболеют. Это лучше, чем слушать бесконечный и ничего не выражающий дум-дум диджея Не-запомнил-как-зовут. В такт этой электронной долбежке хорошо просыпаться в метро по дороге на работу, а не болеть за своих, играющих в баскетбол, - здесь душа требует иного. Именно поэтому "маккабиты" иной раз объединяли свои могучие усилия на разных трибунах, забивая надоедливый музыкальный ряд речевками, в которых главное - слаженность и общность, а не сила и частота ударных. В какой-то момент, кстати, на экранах показали моменты с участием Холдена, Брауна и Грейнджера, сопроводив их ковердейловской Soldier of Fortune, что в принципе удачно соответствовало моменту. Но, оказалось, это было всего лишь вступлением к очередному новомодному ремиксу, которые производятся сейчас на свет в невиданных объемах.

ЖЕЛТАЯ РЕКА

Про количество "людей в желтом" - отдельный разговор. Еще в пятницу, подходя к "Олимпийскому", автор этих строк поразился их численности: вся площадь перед спорткомплексом была ромашково-лимонной. Черными пятнами выделялись лишь несколько раввинов в широкополых шляпах - с пейсами и окладистыми бородами. Желтая масса дружелюбно переговаривалась, многие пели, размахивали флагами. Мелькнула мысль: "Жаль, что ЦСКА играет позже, любопытно было бы посмотреть на слияние двух рек - желтой и красно-синей".

Увы, никакой красно-синей реки не было - ни в пятницу, ни тем более в воскресенье. Зрителей-россиян оказалось много - это факт. Но, во-первых, не так много, как можно было ожидать с учетом места проведения "Финала четырех", а во-вторых, нашим зрителям противостояли "их" болельщики. А это, как говаривал небезызвестный чеховский герой, "все равно что плотник супротив столяра".

После полуфинала, проигранного "Таугресу", мои соседи по вагону метро обсуждали перипетии и тонкости игры. "Парень в маске когда выходил, что-то завязывалось, а вот у негров не шло. Ну и русский - Панов, кажется, его фамилия - старался изо всех сил". Нормальные люди, рубашки-галстуки, никакой атрибутики - с работы, видать, на баскет заскочили. Может, даже получили удовольствие. Но требовать от них того же, что выдавали на трибунах болельщики "Маккаби" в шапочках-кипах, было бы, право, наивно. Совершенно разный контингент.

Не говорю, что все поклонники ЦСКА представляли собой исключительно московский истеблишмент, собравшийся в "Олимпийском" из любопытства и престижа. Было еще два с половиной сектора - человек восемьсот - ярых фанатов с четырьмя барабанами. Уж они-то точно знали, что "парень в маске" - это Папалукас, а "негров" зовут Джон Роберт, Маркус и Антонио. Перед полуфиналом фанатам бесплатно раздали красные майки, чтобы прослеживалось хоть какое-то однообразие. Но даже болельщики "Таугреса" со своим маленьким духовым оркестриком иной раз прорезались вдруг в зале стройно и звонко сквозь российский гул. Про "желтых" же и говорить нечего: равных израильтянам в "Олимпийском" не было.

Сейчас смешно говорить о каких-то шестистах десяти местах, полагавшихся каждой из приезжих команд. Семь-восемь тысяч - это число куда точнее характеризует количество гостей с Земли обетованной и им сочувствующих. Кто и как продал им билеты, отдельный вопрос. Говорят, реализация шла через интернет, и отследить покупателей в таких условиях было невозможно. Но в таком случае ЦСКА и корить за поражение надо только себя.

Думаю, сейчас руководство клуба нашло бы возможность продать билеты пусть подешевле, зато своим, а не приезжим. И паритет с гостями во всяких музыкальных поддержках обеспечить на грани фола, чтобы завелся зал и ни у кого не возникало вопроса: "Але, где играем-то, не понял?"

ЧЕТВЕРТЬ И ДВА ОВЕРТАЙМА

Трое из четырех тренеров команд-участниц отметились появлениями в ложе прессы. Желько Обрадович, Пини Гершон и Душан Ивкович смотрели оттуда матчи конкурентов - так им было удобнее. Перед игрой с "Тау" на свободные места рядом с вашим корреспондентом присели Ивкович и его помощник Евгений Пашутин. Пользуясь случаем, я потихоньку спросил последнего:

-Для ЦСКА такой большой зал - хорошо или плохо?

- Без комментариев, - ответил Пашутин. - Игра покажет.

-Но кольца-то свои, армейские установили?

- Да, кольца и паркет из УСК ЦСКА.

По идее армейцам должно было это помочь. И помогло бы обязательно, если бы они не забыли на Ленинградском проспекте одну крайне важную вещь - неповторимую атмосферу своего зала. А может, и не забыли, а просто не прижилась она в "Олимпийском". Огромный спорткомплекс болел за армейцев по-настоящему только в четвертой четверти и двух овертаймах матча за третье место. Мало, кошмарно мало.

Конечно, финальный баскетбол в исполнении "Маккаби" и "Пао" был великолепен. И литовская дуэль "Ясик против Мацика" держала в напряжении почти до самого конца. Но - в относительном напряжении. После того как "Финал четырех" превратился, с точки зрения россиян, в "Финал трех", смотрелся он совсем по-другому. И орущий желтый зал выглядел какой-то насмешкой над здравым смыслом, и тренерский гений Ивковича вмиг потускнел, и даже предыдущая группа поддержки ЦСКА - украинская Red Foxes - вспоминалась с ностальгией, как более заводная и азартная.

Хотя... "Финал четырех" стал для москвичей праздником со слезами на глазах. А слезы - они многое искажают.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ