Газета Спорт-Экспресс № 134 (3812) от 17 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 июня 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ"

ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

Веселовский - арбитр уникальный. Кадровый офицер. Подполковник Федеральной службы безопасности, где трудится уже 30 лет. И единственный судья, которого не боятся назначать на матчи в самые "горячие точки" российского футбола.

Михаил ВЕСЕЛОВСКИЙ

ИНОГДА БЕРУ С СОБОЙ ТАБЕЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ

-Откройте секрет - как сотрудники ФСБ футбольными арбитрами становятся?

- Дело случая. Году в 83-м на стадионе возле нашей воинской части в Царицыне солдаты играли в футбол. А я на правах старшего по званию взялся быть арбитром, хоть о судействе, естественно, имел весьма смутное представление. После нас там же должен был проходить матч на первенство района. И приехавший обслуживать игру судья Иван Тарасович Меркулов, увидев меня со свистком, спросил: "Молодой человек, а нет ли у вас желания поработать арбитром на более высоком уровне?" Мне это предложение показалось интересным.

-Почему судить матчи премьер-лиги вы начали спустя 18 лет - в 2001-м?

- Мешали огромная конкуренция и отсутствие связей. Раньше у нас молодому парню прорваться в элиту было безумно трудно. Я, к примеру, семь лет отсудил в первом дивизионе без единого прокола. Однако меня упорно продолжали не замечать. Нынче в этом смысле все гораздо проще.

-Среди наших рефери есть еще офицеры ФСБ или МВД?

- Как я, действующих, нет. Работал в милиции саратовский лайнсмен Андрей Малородов, но недавно оттуда уволился.

-А что в ФСБ входит в ваши обязанности?

- Простите, рассказывать об этом я не имею права.

-Для многих загадка, как вам удается совмещать службу и судейство?

- Мне повезло с руководством, которое не вставляет палки в колеса, и с товарищами по отделу, готовыми меня подменить в любой момент. Сложности возникали на первых порах, когда был прапорщиком. Бывало, нагрянет начальство - а Веселовского нет. Все, считай, выговор в кармане. Однажды даже "служебное несоответствие" влепили, и я оказался в шаге от вылета с работы. По счастью, обошлось. Выручало еще и то, что рота, которой я командовал, была одной из самых спортивных в части. На всех армейских соревнованиях мы стабильно занимали место в "тройке". У меня, между прочим, служил Дмитрий Силин - помните, бомбардира "Балтики" середины 90-х? Редкий разгильдяй, но играл потрясающе. Все два года я ему талдычил, что грех зарывать в землю такой талант. Так что, может, и моя крупица труда есть в его последующих успехах.

-Причастность к органам помогала вам в карьере арбитра?

- С точки зрения продвижения по судейской лестнице - точно нет. Наверх, повторяю, пробивался очень долго. Во всем остальном же принадлежность к известному ведомству, безусловно, шла мне в плюс. Наверное, именно поэтому со мной лишний раз старались не связываться. "Наезды", угрозы, откровенное хамство со стороны представителей клубов - подобные грустные атрибуты, сопутствуют, увы, порой жизни российского арбитра, я их избежал. Была лишь одна неприятная история много лет назад во второй лиге.

- Где?

- В Махачкале. Вышел из раздевалки перед игрой посмотреть поле, а в подтрибунном помещении ко мне внезапно приблизился какой-то хмырь. Сунул в бок пистолет Макарова, прошипев: "Если не дашь сегодня нам пробить три пенальти - живым не уедешь". Кругом, как назло, ни одного милиционера. Я покосился на "Макарова" и говорю: "Ты лучше прямо здесь стреляй. Потому что будет пять пенальти - я и их назначу. Не будет - ни разу не поставлю".

-И чем все кончилось?

- Никаких 11-метровых хозяева не били. Они, впрочем, и так были на голову сильнее соперника, уверенно выиграв, кажется, 2:0. Больше того типа никогда не встречал, несмотря на то, что в Дагестане с тех пор на матчи местного "Динамо" и "Анжи" приезжал неоднократно.

-Вы вообще, говорят, рекордсмен по количеству проведенных матчей в южных регионах нашей страны?

- Пожалуй. Вот нынче в Махачкале в первом дивизионе грядет встреча "Динамо" с "Химками". Кто судит? Веселовский. Махачкала, Нальчик, Владикавказ, Пятигорск - львиная доля ключевых игр в этих городах выпадает судить мне. Отношусь к этому спокойно. Мне абсолютно все равно, к какой команде в гости ехать. И слава богу!

-Скажите, а у вас-то есть табельный пистолет?

- Разумеется.

-Берете его с собой на матчи?

- Сейчас нет. Нас ведь охраняют. А прежде в определенные города прихватывал. На всякий пожарный. После того случая в Махачкале.

-А правда ли, что лет десять назад во второй лиге во время матча игрок кинулся на вас с кулаками, а вы его ударом в челюсть послали в нокаут? Честно говоря, верится с трудом.

- Было не совсем так. Судил я в Туле. Назначил чистейший пенальти в ворота гостей, после чего на меня полетела куча игроков. Один из них, с перекошенным от злобы лицом, уже замахнулся рукой для удара, и мне ничего не оставалось, как защищаться. Только я его не бил. Просто пригнулся и сделал подсечку. Партнеры по команде тут же оттащили этого горе-футболиста назад, и больше вопросов ко мне не возникало.

-Любопытно, что после матча сказал вам инспектор?

- А все произошло настолько быстро и к тому же в гуще игроков, что ни он, ни зрители ничего не увидели. Инспектор меня потом спросил: "Миша, я не понял, что ты ему сделал?" "Да, так, - пожал я плечами, - приемчик один показал".

-Игроки вас боятся?

- Вряд ли. Не такой уж я и страшный. Мой главный принцип - расположить их на поле к себе. Чтобы в судье футболисты не видели врага. Перекинешься с кем-то парой фраз, установишь контакт - это и обстановку разрядить позволяет.

-Примеры?

- Допустим, кое-кто из моих коллег считает "неудобным" игроком Радимова из-за его длинного языка. У меня же с капитаном "Зенита" прекрасные отношения. Ребят вроде Влада, которые в игре любят громко комментировать судейские решения, я сразу предупреждаю: "Ты в выражениях будь поаккуратнее. Иначе спуску не дам. Зачем тебе дополнительные проблемы?" Или Кержакова взять. В прошлом году я на нем в Ярославле "погорел", когда проигнорировал в штрафной его падение. Он тогда схитрил. Заметив, что защитник "Шинника" положил ему руку на спину, питерский форвард тотчас рухнул на газон. Но толчка там, уверен, не было. Голову даю на отсечение! Эпизод этот в РФПЛ на пленке разбирали долго и к единодушному мнению не пришли. Тем не менее на месяц от судейства меня отстранили. И теперь на матчах с "Зенитом" я Кержакову говорю: "Саша, прошу, давай без этих твоих нырков и симуляций. Не провоцируй, от греха". "Вопросов нет", - слышу в ответ. И действительно, за 90 минут ни одного "левого" падения.

-Судья всегда слышит, что ему кричат с трибун?

- А куда денешься? Пытаешься, конечно, не обращать внимания, но, чего скрывать, незаслуженные упреки выслушивать чертовски обидно. Особенно, когда несется сакраментальное: "Судья - п...". Тут важно не заводиться и не начинать отыгрываться на футболистах. Они-то не виноваты, что у них такие болельщики. Знаете, для меня в судействе лучшая похвала - не высокая оценка инспектора. А когда после финального свистка к тебе подходит тренер проигравшей команды и пожимает руку со словами: "Миша, спасибо за работу. К вам претензий нет". Жаль, потом на пресс-конференциях некоторые из них начинают рассказывать, что арбитр, дескать, их "убил", "похоронил" и так далее. Понятно, что подобным образом тренеры оправдываются перед президентами своих клубов, однако нам-то от этого не легче.

-Часто такое происходит?

- Еще бы! Причем во всех дивизионах.

-Почему вы так и не стали рефери ФИФА?

- Слишком поздно я попал в обойму судей высшей категории. В следующем году мне будет 48 - пенсионный в нашем деле возраст. С другой стороны, для многих арбитров и премьер-лига - недостижимая вершина. Надеюсь, у сына получится то, чего не удалось добиться мне.

-А он, часом, не с вашей подачи решил в арбитры податься?

- Наоборот, отговаривал его, объяснял, что это тяжелый хлеб, но он сказал: "Папа, хочу попробовать". Олег отучился в Школе молодого арбитра и пока обслуживает во второй лиге матчи в качестве лайнсмена. Сыну 24 года. Добавлю, что он не только в судействе по моим стопам пошел, - как и я, закончил академию ФСБ, уже до старшего лейтенанта дослужился. Кстати, и жена моя - майор Федеральной службы безопасности. Такая вот у нас веселая семья.

Александр КРУЖКОВ