Газета Спорт-Экспресс № 138 (3816) от 22 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Окончание. Начало - стр. 4

В 18 - 19 лет выходил минут на 15 - 20 - и все. Тем более что требовалось тогда от меня всего лишь не испортить. Потом еще Ярцев в 96-м в воспитательных мерах сажал на лавку - я выходил на замену, забивал, опять попадал в стартовый состав. И все. После возвращения Романцева уже не представлял, что могу выйти со скамейки. Потому что был так уверен в себе, что мог разорвать любого.

Но за такой год, какой был у меня, уверенность теряется. И возвращается по чуть-чуть. Хорошо играет команда - и мне проще будет. Хотя тут тоже палка о двух концах. Сейчас вот команда без меня хорошо сыграла с "Торпедо". А теперь представим такую ситуацию. Выпускают меня в следующем матче - и вдруг у нас не получается. Может же такое быть? "Шинник" упрется, встанет вдесятером у своей штрафной - и попробуй туда пробейся. В этом случае и болельщики, и пресса сразу отметят, что без Титова лучше, чем с ним.

ЗВОНОК СЕМИНА

-Вы этого боитесь?

- Нет.

-Но раз такая мысль пришла вам в голову, значит, какие-то страхи все-таки присутствуют.

- Речь о другом. О том, чтобы тебя не закрепощало общественное мнение. Если ходить и слушать каждого, то можно с ума сойти. Один мой друг, футбольный человек, говорит: "Вот представь, вызывают тебя сейчас на ответную игру с Латвией. Отступать некуда - нужна только победа. Тебя ставят в основу. И вы играете вничью. Представляешь, что тогда начнется вокруг твоего имени? Так, может, к лучшему, что тебя сейчас не вызывают в сборную?"

-А как вы сами думаете - к лучшему?

- Да. Я и сам чувствую, что ничем не превосхожу Лоськова, Семшова и других. Выбор Семина объективен, в этом нет никаких сомнений. Тем более что я узнал об этом выборе от самого главного тренера сборной, а не из прессы.

-Как это произошло?

- Он позвонил мне еще до того, как был оглашен список игроков, приглашенных на матчи с Латвией и Германией. Нормально пообщались, Юрий Павлович рассказал о своих планах и в отношении команды, и применительно лично ко мне. Это поступок, заслуживающий уважения, огромное Семину за это спасибо.

-После дисквалификации вы выражали сомнения, что захотите в дальнейшем играть за сборную.

- Сейчас желание там играть у меня большое. И я знаю: если заслужу, Семин обязательно вызовет. Но вот представляю вопрос: "Вы вернулись в сборную..." В сборную не возвращаются, в сборную вызывают - или не вызывают. Докажу, что достоин играть за национальную команду - вызовут. Не докажу - не вызовут. Все очень просто. А "вернулся" - это какая-то излишняя драматизация.

ОНОПКО - ИДЕАЛЬНЫЙ КАПИТАН

-После травмы Аленичева вы практически во всех матчах выходите на поле с капитанской повязкой. Мне всегда казалось, что это - не ваше. Можно быть прекрасным игроком, но при этом не обладать даром вести всех за собой. Оно вам вообще надо?

- Вопрос по своей сути верный. Я бы отдал эту повязку - если бы только знал, кому.. Но раз команда меня выбрала замом Аленичева, значит, так тому и быть. Может, ребята это сделали как бы по привычке, может, кто-то боялся, что я обижусь на команду, если за меня не проголосуют. Но сам я не увидел бы в этом ничего страшного. Войцех Ковалевски вышел с повязкой на матч с "Торпедо" - и все нормально.

То же самое, что у меня, было, когда капитаном был Илья Цымбаларь. Он был потрясающим футболистом, лучшим в России в те годы - но я не мог сказать, что он классный капитан. Идеальный капитан - это Виктор Онопко. Когда он играл, все понимали: это Он. Даже не Тихонов, не Аленичев, а именно Онопко. Когда мы сейчас собираемся - он, Аленичев, я, - мы с Димой всегда произносим первую фразу: "А вот и Виктор, наш капитан". И это никакая не шутка. Мы действительно так считаем.

-А есть сейчас в команде человек, который мог бы рявкнуть на игроков наподобие Андрея Пятницкого или Сергея Горлуковича?

- Есть. Я (смеется). На самом деле иностранцы - люди ранимые, обидчивые. Есть игроки, фамилий называть не буду, на которых крикнуть нельзя вообще - тут же играть перестанут. При этом действительно хорошие футболисты. Но Пятницких и Горлуковичей сейчас в "Спартаке" точно нет. Они-то росли в советское время, когда ветераны брали бутсы - и, если играешь плохо, запросто по голове могли врезать. Мы все-таки воспитывались уже в другое время.

-Считаете минусом, что в команде такого человека нет?

- Наверное, да. Ни Ковтун, ни Парфенов, ни Аленичев, ни я, ни кто-либо другой такими качествами не обладаем.

НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО "НАСЛЕДНИК"

-В каких элементах игры вам еще нужно прибавлять в наибольшей степени?

- У нас сейчас несколько иная система игры, чем была раньше. Старков требует, чтобы мы играли в два опорных, как ЦСКА с Рахимичем и Алдониным. Чтобы каждый полузащитник играл в отборе и при срыве атаки успевал вернуться назад. Я по своей сути игрок атакующего плана - и в прошлом бежал вперед, зная, что меня подстрахует, допустим, Виктор Булатов. Теперь необходимо выполнять больший объем работы, и к этому, конечно, нужно привыкать.

-В матче с "Торпедо" на позиции плеймейкера успешно сыграл Сергей Ковальчук. Видите в нем своего наследника?

- Мне не нравится это слово - "наследник". Когда в "Спартаке" появился Калиниченко, его тоже моим наследником сразу прозвали. Что, мне 40 лет, а ему 20? Сергей может здорово сыграть на любой позиции в полузащите. Он универсал. И говорить о каком-то "наследстве" преждевременно - я собираюсь еще лет пять отыграть на самом высоком уровне.

-Кстати, о Калиниченко. Он, как и вы, не играл очень долго. Но вернулся на свой уровень, кажется, быстрее вас.

- Постойте. Максим сколько матчей провел? Четыре - пять. Я тоже во втором туре "Рубину" два мяча забил. Тут же заголовки пошли: "Прежний Титов" и так далее. У нас привыкли бросаться из крайности в крайность. После того как человек возвращается в строй, его первое время ведут вперед эмоции. А потом они исчезают - и становится намного тяжелее. Дай бог, чтобы Макс этого избежал. Он в свои 26 такого натерпелся - и ахиллы рвал, и "кресты", - что врагу не пожелаешь. Мы сейчас очень рады - и за него, и за его семью. Представляете, если бы человек закончил карьеру из-за травмы в таком возрасте? Перед глазами пример Валерки Кечинова.

-А что с Кавенаги происходит? Начал-то он сезон хорошо, а потом на глазах скис.

- Мне кажется, дело в той же психологии. Она решает в футболе гораздо больше, чем принято считать, - на своем примере знаю. От него ждут очень многого, а опыта в 21 год у него еще нет. В том числе и опыта справляться с давлением со стороны. И он начал копаться в себе. Конечно, ему надо помогать, тем более что Кавенаги иностранец и не может ни с кем, кроме Родригеса, нормально общаться. Может, ему хочется излить кому-то душу, но разговор через переводчика - это совсем не то. Я был бы рад ему помочь, и, может, после такого разговора он и нас стал бы по-другому оценивать, и самого себя.

-Раньше, помнится, вы к нему пожестче относились.

- Тогда верх брали эмоции: человека покупают за огромные деньги, поэтому он сразу должен дать результат. А результата не было, и это игроков злило. Но это опять же очень тонкая материя! На первых порах мы должны были помочь ему. Со временем на какие-то вещи начинаешь смотреть по-другому.

-Можно, по-вашему, быть классным нападающим без особой стартовой скорости и дриблинга?

- Но ведь был таким нападающим Герд Мюллер!

-Будете жалеть, если Кавенаги продадут?

- Надеюсь, он себя у нас еще покажет. Но в любом случае все зависит от планов руководства. Предложения из Испании, насколько понимаю, у Кавенаги есть. А незаменимых игроков не бывает. "Спартак" выживал даже без Черенкова, Цымбаларя, Тихонова - людей, которые сделали для клуба очень много.

-Какие позиции, полагаете, в период дозаявок "Спартаку" надо укреплять? Понимаю, что это вопрос скорее к тренеру, но ответьте на него с позиции футболиста.

- Полагаю, что нужен классный нападающий в пару к Павлюченко. Такого типа, какие есть во всех западных командах высокого класса. Представьте - конец игры, ведем - 1:0, но уже очень тяжело, все "наелись". Так вот, нужен форвард не только забивающий, но который в этой ситуации мог бы зацепиться за мяч в борьбе с двумя защитниками, заработать фол - чтобы у команды появилась пауза и она могла перевести дыхание. Пока у нас такого игрока нет. А чтобы уверенно чувствовать себя в концовках матчей, он необходим. Что же касается защиты, то все зависит от того, останутся ли в команде Погатец и Родригес.

-Что за метаморфоза приключилась в этом сезоне с Павлюченко?

- Я всегда говорил, что по своему потенциалу он один из лучших форвардов в России. Но раньше Роман по-другому относился к футболу, и в команде его воспринимали иначе. Молодец, он взялся за ум и возмужал. Сказалось, наверное, и то, что с приходом Старкова он не всегда стал попадать в состав, а заработав место в стартовом составе, почувствовал, что может быть настоящим лидером в атаке. Сам он в интервью осторожничает, а я убежден: он забьет в этом сезоне больше 12 голов. Хотелось бы, чтобы Павлюченко поборолся за титул лучшего бомбардира. Это и команде очень поможет.

ПОКА "СПАРТАК" НЕ ГОТОВ ИГРАТЬ ПЕРВЫМ НОМЕРОМ

-Принципиально ли отличается нынешний "Спартак" от романцевского?

- Главное - есть результат. Ощутимый, видимый. Время-то не стоит на месте, и хотя с момента ухода Романцева прошло всего два года, кажется, что все десять. Что же касается стабильной игры, она может появиться только со временем. Для этого недостаточно ни года, ни даже двух. Нужна кадровая стабильность.

-Команда уверенно обыгрывает тех, кто слабее, но пока не может с позиции силы играть с лучшими командами страны.

- Пока "Спартак" еще не готов играть первым номером с этими клубами - вот и все. Думаю, со временем это придет.

-Тот факт, что вы большую часть времени отбивались от атак "Зенита", вас не расстроил?

- Нет. Задача-минимум - увезти из Санкт-Петербурга ничью - была выполнена, а не забей Кержаков на последних минутах... Пусть даже неважно играли в атаке - это надо перетерпеть и не делать скоропалительных выводов. Если осенью станем в премьер-лиге первыми или вторыми и попадем в Лигу чемпионов, никто уже не вспомнит, как мы играли с "Зенитом".

-То есть если "Спартак" продолжит движение в нынешнем направлении, то уже в следующем году вы будете готовы показывать против "Зенита" атакующий футбол?

- Конечно. Для этого нужна сыгранность всех футболистов и уверенность в себе. Когда эти черты проявятся, думаю, шансов не будет ни у кого.

-А какие проблемы можете отметить навскидку?

- Есть у нас давняя болезнь, корни которой мне непонятны, - плохо начинаем вторые таймы. Это было еще при Романцеве и сохранилось до сих пор. И ведь предупреждают нас тренеры: будьте внимательнее на первых минутах! Когда Олег Иванович говорил это, мы потом перешептывались: "Сейчас накаркает". И, действительно, пропускали. А недавно в перерыве матча с ЦСКА при счете 1:0 Старков специально заострил внимание на том же. Что было дальше, вы знаете. Загадка!

-Какой матч считаете самым неудачным в сезоне-2005?

- С "Аланией". И для команды, и для меня самого. Нас перебегали, перепрыгали, перебили. .. Мы уступили во всех компонентах.

-Та игра состоялась после разгрома "Динамо". Не в эйфории ли после 5:1 было дело?

- Отчасти - да. Без эйфории может обойтись только команда, на сто процентов уверенная в себе. Та, что играет в одном составе несколько лет. И регулярно выступает в еврокубках. С их помощью уверенность укрепляется намного быстрее.

-Кубок Интертото "Спартаку" сейчас в этом смысле не помешал бы?

- Не знаю. Видите, сколько у нас сейчас больных и травмированных? Сыграй мы в Интертото - даже если бы выиграли и вышли в Кубок УЕФА, - неизвестно, что с нами произошло бы осенью. Могли бы попасть в "яму" и опять занять восьмое - девятое место. Только время может показать, правильное ли решение мы приняли.

Игорь РАБИНЕР