Газета Спорт-Экспресс № 172 (3850) от 1 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 августа 2005 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

СИМВОЛЫ ЧЕМПИОНАТА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Монреаля

На каждых крупных соревнованиях, как правило, находятся спортсмены, победы которых стоят немножко особняком и надолго запоминаются. В пятницу и субботу наибольшее внимание привлекли к себе Лейсел Джонс, победившая на дистанции 200 метров брассом с новым мировым рекордом, и Иан Крокер, регулярно щелкающий по носу наиболее выдающуюся американскую звезду Майкла Фелпса.

Лейсел ДЖОНС

Австралийка заявила о себе еще в 15-летнем возрасте, когда завоевала два серебра (комбинированная эстафета 4x100 метров и 100 м брасс) на Играх в Сиднее. На чемпионате мира-2001 в Фукуоке в комбинированной эстафете команда Австралии, в составе которой плыла Джонс, завоевала золото, а на стометровке, своей основной дистанции, Лейсал снова оказалась второй. Через два года Джонс вернулась домой с тремя наградами мирового первенства-2003, но уловом были лишь два серебра и бронза. Зато в полуфинальном заплыве на стометровке австралийская брассистка установила в Барселоне свой первый мировой рекорд - 1.06,37. Правда, в финале финишировала третьей.

Джонс собиралась замахнуться на рекорд (и, соответственно, на победу) и на более длинной дистанции, проплыв первую "сотню" с секундным опережением рекордного графика, но не сумела выдержать темп до конца, и на финише ее "съела" американка Аманда Бирд. Кстати, эта пловчиха впервые прорезалась на международном уровне в 14-летнем возрасте, выиграв два индивидуальных серебра в брассе и золото в эстафете на Играх в Атланте, а вот лучшей в мире сумела стать лишь 7 лет спустя.

Через несколько месяцев после барселонского чемпионата Джонс сокрушила мировые достижения на обеих дистанциях брассом в 25-метровом бассейне на этапе Кубка мира в Мельбурне (один из ее рекордов держится до сих пор).

Афинские Игры принесли Джонс золото (в составе эстафеты), серебро (200 м брассом) и бронзу на стометровке, хотя там австралийские тренеры рассчитывали на большее, так как незадолго до этого Джонс, выступая в Брисбене, установила рекорд мира на дистанции 200 метров - 2.22,96.

Он простоял, правда, недолго: всего через два дня Бирд улучшила его на турнире в Лонг-Бич. Этот результат - 2.22,44 - был улучшен в минувшую пятницу, когда в финале монреальского чемпионата Джонс проплыла 200 метров за 2.21,72 и помимо рекорда записала на свой счет второе золото. А в субботу получила третье - в комбинированной эстафете 4x100 метров.

Что и говорить, неплохой послужной список для 19-летней девушки. Хотя с австралийской точки зрения путь Джонс в спорте довольно типичен. Она научилась плавать уже в два года - вынужденная мера для любой семьи Зеленого континента, со всех сторон окруженного водой. Мать Лейсел - Розмари - в свое время была довольно известна в Австралии: она входила в олимпийскую сборную по выездке. Так получилось, что ребенка ей пришлось растить одной - семья не сложилась, но она все равно была полна решимости предоставить дочери максимум возможностей для того, чтобы та стала выдающейся спортсменкой.

Начинала Джонс с гимнастики, затем попробовала себя в теннисе, но плавание привлекло ее больше всего. В начале этого сезона она довольно решительно сменила наставника, опровергнув распространенное мнение, будто австралийские девушки на редкость безропотны и послушны. Вместо Кена Вуда тренировать Джонс стал Стефан Уидмер.

Как у всех без исключения пловцов Зеленого континента, о суевериях которых я уже писала в предыдущих репортажах, у Джонс есть свои приметы: на каждый финальный старт она надевает новые плавательные очки, а экипировку, освященную победными или рекордными результатами, бережно хранит в домашней коллекции вместе с вырезками из газет и журналов тех стран, где приходилось выступать. Всем своим фотографиям, кстати, Джонс предпочитает те, на которых она снята под водой: ее слишком раздражают веснушки, обильно высыпающие на лице в летнюю пору.

Великой спортсменкой 19-летняя Лейсел себя вовсе не считает. "Возможно, мне везет больше, чем остальным, - сказала она в Монреале. - Но, по моему глубокому убеждению, везунчики отличаются от неудачников лишь одним: первые просто делают ту работу, за которую вторые почему-то не хотят даже взяться".

Иан КРОКЕР

Крокер, как и многие другие пловцы американской сборной, на фоне своего грандиозно "раскрученного" соотечественника Майкла Фелпса всегда был немного в тени. Однако именно он изрядно поколебал несокрушимый имидж Фелпса, вырвав у него золото на стометровке баттерфляем на чемпионате мира в Барселоне, да еще с мировым рекордом - 50,98.

Это были не просто победа и не просто рекорд. Сценарий той стометровки получился на редкость драматичным. К началу состязаний в этом виде Майкл уже владел двумя свежими мировыми рекордами, установленными во время чемпионата на дистанциях 200 метров баттерфляем и 200 комплексным плаванием, то есть явно находился в совершенно умопомрачительной форме. И настолько превосходил всех, с кем его сводила судьба на дорожках, что получил от журналистов прозвище Терминатор.

В своем полуфинале Фелпс стартовал сразу после того, как мировое достижение на "сотне" пало под натиском украинца Андрея Сердинова. Американец перекрыл этот рекорд и стал безоговорочным фаворитом финала. В нем он проплыл еще быстрее, но финишировал вторым: Крокер вырвал у соотечественника касание, на какое-то время затмив все предыдущие заслуги самой яркой звезды чемпионата.

За месяц до Игр в Афинах чемпион мира еще раз превысил рекордное достижение на национальном отборе (50,76), но олимпийским чемпионом на стометровке так и не стал: золото досталось все тому же Фелпсу.

В Афинах Майкл великодушно сделал соотечественнику королевский подарок - уступил свое место в финале эстафеты, сказав: "Я не мог поступить иначе. У меня уже есть четыре золотые медали, у Иана - ни одной. Могла бы быть в самой первой эстафете - 4x100 метров вольным стилем, но не сложилось. Считаю, что в этом есть немалая доля моей вины (Фелпс проплыл в той эстафете слабее, чем предполагали тренеры. - Е.В.), и хочу хоть немного ее искупить. Тем более что так уж получилось, второе золото у Крокера - на стометровке баттерфляем - отобрал тоже я".

Вот так в коллекции Крокера появился второй высший олимпийский титул (первый был завоеван на Играх в Сиднее все в той же комбинированной эстафете).

До приезда в Монреаль пловцу принадлежал еще один рекорд мира - на 50-метровой дистанции баттерфляем (22,30). Однако в полуфинале и финале чемпионата мира этот результат дважды превзошел южноафриканец Роланд Скуман. Так что для личного самоутверждения Крокеру, как и в Барселоне, оставалась единственная возможность - стометровка, на которой, как и два года назад, ему снова предстояло бороться с Фелпсом.

Очередной мировой рекорд стал достойным и весьма логичным завершением индивидуальных выступлений. По словам Игоря Марченко, стартовавшего в финальном заплыве бок о бок с рекордсменом, Крокер прямо со старта понесся под водой так, что не оставил ни малейших сомнений в своих намерениях. Первые 50 метров он преодолел за 23,51 - на 0,11 быстрее предыдущей рекордной раскладки - и финишировал почти на полторы секунды раньше Терминатора - 50,40.

На вопрос, не завидует ли Крокер тому, что Фелпса спонсируют сразу восемь крупных компаний, включая Speedo, Omega, Visa и TV Asahi, тогда как остальные пловцы американской сборной довольствуются в лучшем случае парой-тройкой контрактов, победитель ответил:

- Денег мне вполне хватает. Кто завидует, так это Майкл. Он обожает кошек, но в его доме в Балтиморе живет всего лишь одна. А у меня их целых три!