Газета Спорт-Экспресс № 174 (3852) от 3 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 августа 2005 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА - 3 ДНЯ

6 августа в Хельсинки стартует очередной чемпионат мира. А в понедельник корреспонденты "СЭ" побывали на базе в Подольске, где проводит завершающий этап подготовки российская сборная, и взяли интервью у некоторых наших легкоатлетов, которым по силам бороться за медали чемпионата мира. С этими интервью мы и будем знакомить вас в ближайшие дни, а сегодня - разговор с нашим самым перспективным десятиборцем Александром Погореловым и его тренером - трехкратным бронзовым призером чемпионатов Европы Львом Лободиным.

Александр ПОГОРЕЛОВ: "СЕЙЧАС БАСКЕТБОЛ - КАК ЛЕКАРСТВО"

В конце мая Погорелов, выступая в австрийском Гётцисе, лидировал до последнего вида - бега на 1500 метров - и хоть в итоге уступил, но тем не менее установил личный рекорд 8429 очков, что лишь на 269 очков меньше рекорда России. Тренирует Погорелова известный в недавнем прошлом десятиборец Лев Лободин, с которым Александр еще год назад вместе выступал на соревнованиях. Молодой тренер и его ученик на стадионе в Подольске казались неразлучной парой, поэтому разговор пошел сразу с обоими.

-Наверное, плох тот десятиборец, который не мечтает набрать 10 000 очков (мировой рекорд - 9026. - Прим. Е.Р.) Это реально?

Александр ПОГОРЕЛОВ: - Теоретически реально, но, когда это будет на практике, сказать не могу Нам бы пока чего поскромнее, тысяч девять набрать.

-Когда вы выступали вместе со своим тренером, какое его качество вас привлекало?

- Он всегда умел собраться на соревнованиях. Судя по тренировкам, вроде ничего особенного. Но начинались соревнования - и он преображался, показывал такие результаты, которых трудно было ожидать. Собраться в нужный момент - самое главное качество для спортсмена, я так считаю.

-И он вас этому теперь учит?

Лев ЛОБОДИН: - Умение собираться в нужный момент приходит с опытом. А опыт приходит с возрастом. Я считаю, что десятиборье - это вид, где все построено на психологии. Можете себе представить, человек должен десять раз настроиться, сконцентрироваться - и десять раз расслабиться, каждый раз получая новые ощущения, испытывая совершенно иные эмоции. Это тяжело для человеческой психики. Если сумеешь этим овладеть, будешь успешно выступать. Мы частенько проводим психологические тренировки. Я рассказываю о своих ощущениях и о том, как я боролся с отрицательными эмоциями, когда мне было плохо, когда накапливалась усталость.

-После установления личного рекорда вы, Александр, где-то выступали?

А.П.: - Нет. Мы планомерно готовились к чемпионату мира.

-А в скольких турнирах за сезон может выступить десятиборец?

А.П.: - В идеале - три успешных. При наличии хоть одного неудачного старта - четыре, не более, можно сделать.

-Какой турнир вы будете считать для себя успешным?

А.П.: - Хочу реализовать себя на чемпионате мира. Результат вслух называть не буду, просто хочу выступить так, как готов на данный момент. Даже если не завоюю медаль, но покажу результат, который меня удовлетворит, в упрек себе это не поставлю. Значит, были люди сильнее меня.

-Как сейчас проходит ваша подготовка?

Л.Л.: - Она идет на другом уровне, нежели это было в мае, что вполне закономерно. Над чем работать, мы знали давно, вот почему Александр и показал высокий результат в Гётцисе. Сейчас набираем автоматизм в движениях, вышли на другие скорости в спринте, барьерном беге, в беге на 400 и 1500 метров. Еще совсем недавно те результаты, на которые мы теперь вышли, казались нереальными, вызывали у Александра шок.

-Вы, Александр, на турнире в Австрии лидировали до последнего вида, а выиграл рекордсмен мира Роман Себрле из Чехии. При каких обстоятельствах чаша весов склоняется в ту или иную сторону?

А.П.: - При наличии хорошей готовности и ее успешной реализации. И, конечно, нужна помощь фортуны. Проходя десять видов, начинаешь чувствовать, лицом она к тебе повернулась или нет. То где-то небольшой заступ, то вышел из круга или снаряд вылетел из сектора - все это проделки фортуны. Себрле - сильный атлет, но я считаю, что непобедимых людей нет. Хотя надо отдать ему должное: он, будучи не очень хорошо готов, сумел собраться. Тут сыграли свою роль мастерство, запас прочности и все тот же опыт. Но я надеюсь, что когда-нибудь мы Себрле обыграем.

-Лев, чем вас привлекал Александр, когда вы вместе выступали?

- Я видел его потенциал. У него сильны технические виды - прыжки, метания. Думаю, в этом помогает его прежнее увлечение баскетболом. У Александра хорошая координация, он сразу схватывает движение, чем обладают немногие.

-А вы, Александр, что можете сказать о своих достоинствах и недостатках?

- О достоинствах пусть другие скажут, им со стороны виднее. А недостатки - это бег на 1500 метров. Это проблема не тренированности - скорее она лежит в области психологии. Не умею заставить себя сделать на дистанции то, что могу, даю себе послабление. Хочется хотя бы раз в жизни пробежать 1500 метров так, чтобы упасть на финише и сказать: я сделал все, что мог, сил не осталось, несите меня. Но - не получается.

-Что же это за такие ненавистные 1500 метров? Как их ощущают десятиборцы?

Л.Л.: -Думаю, что на чемпионате мира никуда не денешься, нужно будет заставить себя полностью выложиться, весь расклад сил в мировом десятиборье говорит о том, что многое будет решаться именно на этой дистанции. Нужно себе сказать: "Саша, ты можешь!"

-Чем характерны остальные виды десятиборья?

А.П.: - Тем, что в каждом виде кроется опасность. В длине - заступ, на 100 метров - фальстарт, в копье - не попасть в сектор или выйти за сегмент, равно как в толкании ядра - за круг. В шесте есть синдром первой попытки. Начал прыгать уверенно - тогда и дальше все пойдет нормально.

-Соревнования десятиборцев идут два календарных дня. Для вас они не превращаются в один долгий-долгий день?

А.П.: - Наши соревнования, конечно, проходят не в одно мгновение, но как единое целое. Первый вид второго дня - бег на 110 метров с барьерами - для меня является как бы продолжением бега на 400 метров, заключительной дистанции первого дня.

-Как проводите ночь между этими двумя днями?

А.П.: - Ее и ночью-то трудно назвать. В первый день возвращаемся со стадиона часов в десять, пока поешь, сделаешь массаж, раньше часа ночи не ляжешь. А вставать на другой день приходится в шесть утра. Чуть-чуть поспал - и опять вперед.

-Между видами не получается вздремнуть?

А.П.: - Так заводишься, что если уснул - значит, что-то с тобой не так. Просто полежать еще бывает время, но не так много, как хотелось бы. Может, в этом и заключается изюминка многоборья.

-Как настраиваетесь в целом и на каждый вид в отдельности?

А.П.: - В целом говорю себе: хуже, чем могу, не выступлю, а лучше - будет хорошо. А на каждый вид - показать максимум. Мастерство многоборца заключается в умении отключаться после каждого вида, настраиваться как бы не на десятиборье, а на каждый вид в отдельности. Если плохо сработал какой-то вид, не надо расстраиваться, лучше забыть все и следующую дисциплину сработать по максимуму.

Л.Л.: - Каждое многоборье это как прожитая жизнь. Ни одно многоборье не похоже на другое. Надо настраиваться на длительный, тяжелый, монотонный труд - и с этим смириться. Тогда, даже случись неудача в одном виде, легче ее переживешь. И в концовке, глядишь, Всевышний тебя одарит, медаль тебе даст.

-У некоторых многоборцев вдруг прорезается один вид - и они уходят из десятиборья. У вас не было такого желания?

А.П.: - Если бы я в каком-либо виде показывал результаты на уровне мировой шестерки, то, может, и подумал бы об этом. Но ни вида такого нет, ни мыслей.

-Но на какое-то время вы, Александр, все же уходили - в баскетбол. Сейчас о нем не тоскуете?

- Тоскую, конечно. Если надо отвлечься - иду играть. Для меня баскетбол все равно что лекарство. Но о том, что вернулся в легкую атлетику, нисколько не жалею.

-Вам, десятиборцам, не обидно, что у всех коммерческие старты чуть ли не каждую неделю, а у вас - два-три раза за сезон. Так ведь ничего не заработаешь?

Л.Л.: - В нашей стране десятиборье может выжить только на спонсорской основе. Нам очень повезло в этом плане. Александр родом из Железногорска, где расположен огромный горно-обогатительный комбинат - Михайловский ГОК. Там есть люди, небезразличные к спорту, в частности, к десятиборью. Много помогает гендиректор Андрей Варичев, а на чемпионат в Хельсинки с нами поедет представитель комбината Алексей Зверев.

А.П.: - Хочу добавить, что благодаря поддержке Михайловского ГОКа у нас голова не болела, где достать средства на подготовку к чемпионату мира. Думали лишь о том, как бы хорошо там выступить.

-Какая картина сейчас складывается в мировом десятиборье?

А.П.: - Явного лидера не вижу. Мне в Гётцисе импонировал американец Клей, не сказал своего последнего слова и Себрле. Эти двое выглядят чуть посильнее остальных. Ничего не знаю о чемпионе мира американце Паппасе, но у него wild card, он в Хельсинки выступит в любом случае. Естественно, и себя не сбрасываю со счетов, буду бороться. Ведь каждый едет с надеждой на победу.

-Александр, как на вас действуют зрители?

- Очень стимулируют. Те ощущения, что я испытал на Олимпиаде, когда видел российский флаг, слышал голоса наших болельщиков, незабываемы, непередаваемы, не знаю, с чем их можно сравнить.

-Лев, каким вы видите своего ученика в мировом десятиборье?

- Я его в элите вижу. Саша может претендовать на высокое место на соревнованиях любого уровня.

-Александр, у вас есть какие-то приметы?

- Есть талисман, он едет со мной. Это мой отец, который тренировал меня в детстве. Как посмотрю ему в глаза - сразу чувствую уверенность.

Елена РЕРИХ