ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
АРГУМЕНТЫ И ШАНСЫ
Сроки подачи заявок на проведение XXII Олимпийских зимних игр подошли к концу. В борьбу за право принять Белую олимпиаду-2014 вступили Алма-Ата (Казахстан), Боржоми (Грузия), Зальцбург (Австрия), Пьонгчанг (Корея), София (Болгария), Сочи (Россия) и Хака (Испания). Кого же из участников конкурса исполком Международного олимпийского комитета в июне 2006 года признает городами-кандидатами?
Процедуру предварительного отбора МОК ввел тогда, когда оказалось девять претендентов на зимние Игры-2002. В январе 1995 года специально созданный Избирательный комитет определил, что до голосования на сессии МОК (она должна была состояться в июне) следует допустить только четырех из них.
Спустя четыре года ситуация несколько изменилась. Так как на зимние Игры-2006 претендовали всего шесть городов, на сессию МОК 1999 года в Сеуле пригласили всех. И уже там коллегия выборщиков во главе с Хуаном Антонио Самаранчем определила, что членам МОК надо выбрать лишь между Турином и Сьоном.
В августе 2002 года прошел "отсев" претендентов на Игры 2010 года. Из восьми соискателей исполком МОК признал городами-кандидатами четыре. Правда, вскоре после этого жители швейцарского кантона Берн решили, что тратить деньги налогоплательщиков на Олимпиаду не резон, и на сессии МОК 2003 года в Праге, как вы, возможно, помните, соперничали только Зальцбург, Пьонгчанг и Ванкувер.
Какие же выводы позволяет сделать история? Главный: при семи претендентах финалистами конкурса станут три, максимум четыре. Двух из них можно предсказать заранее. Это Пьонгчанг и Зальцбург - неудачники предыдущей олимпийской кампании. Стало быть, вакансий немного.
О шансах кандидатур из Казахстана и Грузии говорить трудно. Они новички подобных кампаний. В советские времена там не было инфраструктуры, необходимой для столь масштабного проекта, как Олимпийские зимние игры. Конечно, с тех пор много воды утекло, но трудно представить, чтобы сейчас традиционное гостеприимство, заинтересованность властей в социально-экономическом развитии регионов и искреннее желание спортивной общественности активнее участвовать в международной жизни показались исполкому МОК достаточно убедительными аргументами, чтобы Алма-Ата и Боржоми стали городами-кандидатами.
В Софии положение с инфраструктурой и опытом проведения крупных соревнований выглядит лучше, но многое тоже из области воспоминаний. К примеру, болгарская столица дважды претендовала на зимние Игры. Но это было очень давно: в 1986 году - на Игры-1992 и в 1988 году - на Игры-1994. С тех пор и Игры, и жизнь в стране сильно изменились. К тому же ситуацию усугубляет нынешний внутриполитический кризис в Болгарии и последовавшая за исключением Ивана Славкова из членов МОК потеря им поста президента национального олимпийского комитета. Сейчас в стране нет ни министра спорта, ни президента НОК. И даже если они в обозримом будущем появятся, вряд ли сразу начнут заниматься заявкой...
Хака - претендент со стажем, ни разу не попадавший в число финалистов. Две последние попытки связаны с видами на Игры 2002 и 2010 годов. Курорт в Пиренеях - любимое место отдыха короля Испании Хуана Карлоса I, но никто не в состоянии изменить его географическое положение. До Сарагосы - ближайшего крупного города, куда можно долететь и где можно проводить соревнования на льду, ехать гораздо дольше и труднее, чем от Турина до Сестриери. К тому же испанцы наверняка держат в уме кандидатуру Мадрида на летние Игры и не станут жертвовать ею ради Хаки.
Наконец, Сочи. Из патриотических соображений хочется быть оптимистом, но реальность настораживает, да и подводных камней слишком много. А вдруг уровень поддержки проекта со стороны населения города окажется невысоким? Или же против строительства чего-либо в районе Имеретинской бухты выступят экологи с орнитологами? И так далее. Для того чтобы преодолеть первый барьер, нужно срочно приступать к работе! Не ждать, когда поступят миллиарды долларов из федерального бюджета, а формировать заявочный комитет и действовать.
Только вот кто должен формировать этот комитет и как он будет действовать? Ответов пока нет, хотя даже самое незначительное промедление в их поиске означает: концепция Игр 2014 года в срок готова не будет.
Надежда на то, что удастся повлиять на членов исполкома МОК и что они еще раз дадут нам аванс, ошибочна. А потому вывод: чтобы Сочи попали в число городов-кандидатов, надо очень постараться.