ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ДЛИНА, женщины |
БОГ СМЕЕТСЯ НАД ПЛАНАМИ КОТОВОЙ
В среду россиянка Татьяна Котова завоевала серебряную медаль, проиграв 10 сантиметров американке Тианне Мэдисон.
Сергей РОДИЧЕНКО |
из Хельсинки |
ТРИ НЕСЧАСТЬЯ
Если придумывать сценарий о жизни несчастливого спортсмена, то за основу вполне можно брать биографию Котовой. Вот только надо ее немного приукрасить, а то какой-нибудь худсовет обязательно придерется - мол, так не бывает.
Бывает. Поразительно, но на последних трех чемпионатах мира Татьяна умудрилась трижды завоевать серебро. И каждый раз чемпионский титул уходил от нее с какими-то выкрутасами, словно издеваясь.
2001 год, Эдмонтон. По "Стадиону Содружества" гулял сильнейший ветер. И в третьей попытке он помог Фионе Мэй из Италии улететь на 7,02. Правда, в четвертой попытке тот же ветер от души помог и Котовой, но результат оказался... на один сантиметр меньше, чем у итальянки. Причем это было еще полбеды. Трагедия произошла во время шестого прыжка россиянки. В Эдмонтоне техника впервые замеряла, насколько точно прыгуны попадают на планку. Так вот Котова улетела очень далеко, в район 7,10. Но судьи увидели микроскопический заступ. А электронный монстр поддакнул: заступ был - четыре миллиметра! Можно ли придумать большее невезение?
2003 год, Париж. Во второй попытке Котова и Юнис Барбер показывают одинаковый результат - 6,74, но лидером становится француженка, поскольку второй по дальности прыжок у нее лучше. В предпоследней попытке Котова улучшает результат своего второго прыжка, доведя его до 6,72, и выходит в лидеры.
И вот шестая попытка. У Котовой она серьезной не получается, и все теперь в руках Барбер. "Стад де Франс" поднимается в едином порыве и гонит француженку вперед. 6,99 - удивительно, как только стадион не рухнул!
И вот теперь издевательство судьбы над Котовой продолжилось, но уже в другой форме.
2005 год, Хельсинки. Холод - градусов 15, скорость порывов ветра доходит до четырех метров в секунду, ливень может начаться в любую минуту. Пакость, а не погода.
А тут еще 19-летняя американка Тианна Мэдисон выполняет прыжок, который немедленно заставляет вспомнить и об Эдмонтоне, и о Париже. Нет, прыжок не засчитывают из-за заступа, но, во-первых, прыжок получился под 7 метров, а во-вторых, заступ невелик - 4 сантиметра.
Но Котова, как кажется, спокойно начинает соревнования. 6,76 - и она лидер. Серебряный призер Хельсинки-2005 в тройном прыжке кубинка Ярхелис Савинье улетает на 6,69.
Тут-то и начинается дождь, причем с каждой минутой он становится все сильнее и сильнее.
Во второй попытке Мэдисон повторяет результат Савинье, как, впрочем, и Котова, которая недоступила до планки целых 22 сантиметра.
Но в третьем прыжке россиянке все же удается улучшить свой результат - 6,79. В четвертой же попытке из тени выходит Барбер - 6,70.
А на стадионе уже бушует ливень. Очень трудно представить, что в таких условиях можно совершать далекие прыжки. Но, оказывается, можно. Мэдисон на 10 сантиметров улучшает результат Котовой. Похоже, что первый прыжок у нее действительно был не случайным.
У россиянки еще две попытки. Остаются шансы переломить судьбу. Но та ломаться не желает. Первый прыжок - неудача. Перед последним Котова сидит, уткнувшись лицом в полотенце. Даже страшно подумать, что она переживает.
И вновь ничего не может сделать в последнем, решающем прыжке...
Невероятно!
ГОТОВА БЫЛА НА 7,30
-Сильно повлияла погода? - спросил я Котову после соревнований.
- Конечно! Я очень замерзла. Сидела и все шутила над собой: "Принес бы мне кто-нибудь водки в сектор, хоть маленечко!" Надо, наверное, жир наедать, чтобы в следующий раз не мерзнуть. А то у меня его совсем нет.
-Но холодно-то было всем...
- Согласна. И все же, видимо, на меня погода повлияла сильнее. Но если сказать честно, я совсем не понимаю, что произошло. В шоке каком-то нахожусь. Ведь мне казалось, что я готова прыгнуть на 7,30. Сил было много, чувствовала себя просто здорово.
-И почему же не получилось?
- Даже не знаю. Холод все же не мог так повлиять. Сейчас надо будет с тренером все проанализировать - может, и найдем причину.
-Что почувствовали, когда американка прыгнула на 6,89?
- Первым чувством была злость. А потом подумала: "Сейчас я ей отвечу!"
-Когда пошел дождь, вы были лидером. Как тогда посчитали - это вам на руку или нет?
- Подумала, что большого значения это не имеет. Ведь вне зависимости от дождя я ждала удара. Была просто уверена, что кто-нибудь его обязательно нанесет. У меня, как вы знаете, уже не раз было, что я лидировала до последней попытки, но все равно проигрывала. Так что в последнее время я научилась, как мне казалось, не расслабляться до самого конца. Ждать, что кто-то прыгнет дальше, и быть готовой ответить.
-На предыдущем чемпионате мира, в Париже, вы проиграли как раз в последней, шестой попытке. Сегодня - в пятой. Когда было больше обидно: сейчас или тогда?
- Точно - сегодня. Я все время ждала, что меня наконец "прорвет", и я получу золотую медаль. Годы-то идут, а победы все не приходят. Не "прорвало" и на сей раз. Теперь, кстати, уже другие мысли стали закрадываться. Может, кто-то свыше не дает мне победить, чтобы я продолжала прыгать как можно дольше? Если это действительно так, то тогда не все так страшно. И надо продолжать трудиться. Но иногда мне кажется, что Бог смеется над моими планами. Я что-нибудь загадываю, а он все перечеркивает. Наверное, надо бросать планирование.
-Чем же вы так прогневили Всевышнего?
- Не знаю, знаков мне никаких не было.
-А в церковь ходите?
- Перед этим чемпионатом не ходила.
-Но вообще вы человек верующий?
- Даже и не знаю. В церковь хожу редко. Но когда прохожу мимо, крещусь обязательно. Может, этого и действительно недостаточно.
-Вы сказали, что были готовы прыгнуть очень далеко. К этому сезону готовились как-то необычно?
- В принципе нет. Просто как следует отдохнула. За последние годы накопилась страшная усталость, а после того как пропустила зимний сезон, вернулась свежесть. И силы накопились. Так что, повторю, очень, очень обидно. Ведь сейчас не только с силами, но и с нервами все было в порядке. Вот, к примеру, вернулась после квалификации и вместо того, чтобы, как обычно, сидеть и трястись от страха, спокойно легла спать.
-Ваш самый удачный сезон был в 2002 году, когда вы прыгнули на 7,42, а затем стали чемпионкой Европы. Когда чувствовали себя лучше: в том году или в нынешнем?
- Уверена, что сейчас. В 2002 году я была молодой, то есть человеком с совершенно другими эмоциями, чем сегодня. Тогда почти каждое соревнование вызывало у меня какую-то особенную радость. Приносило новые впечатления. Сейчас же я приезжаю на чемпионат мира, как на любой другой турнир. И эмоции, мягко говоря, не захлестывают. Я научилась подходить к турнирам более профессионально. Мое состояние во время соревнований стало более взвешенным, спокойным. Но, возможно, именно этот профессионализм меня и губит.
-Почему это?
- Когда выхожу на сектор, вижу рядом с собой все тех же соперниц, что и всегда. И прекрасно понимаю, кто из них на что способен. Но в этом-то и проблема. Если рядом появляется соперница, которую я знаю плохо, это меня сбивает. Вот сегодня молодая американка взяла да и прыгнула на 6,89. Не думала, что от нее можно такого ждать. Она, может, в жизни так далеко больше никогда не прыгнет, а вот здесь почему-то получилось. Но я не хочу сказать, что из Америки приехала никому не известная прыгунья и забрала у меня золотую медаль. Она не забирала - я сама отдала. Ведь 6,79 - это такой кошмар, что даже смешно говорить.
НУЖНЫ ЛИ ПЕРЕМЕНЫ?
-Может, после стольких неудач имеет смысл что-то резко поменять в подготовке или даже в жизни?
- Не знаю, в подготовке - вряд ли. А вот в жизни... Сегодня поняла, что надо менять диету и есть больше сала - мерзну очень.
-А если прическу поменять - сделать ее а-ля Татьяна Лебедева?
- Нет, для меня это слишком серьезный шаг, я к такому пока не готова.
-А может, фамилию имеет смысл поменять. Есть в этом плане какие-нибудь наметки?
- В жизни все так быстро происходит, что сегодня наметок нет, а завтра уже есть. Так что посмотрим.
-Отсутствие Ирины Симагиной как-то сказалось на вашем выступлении?
- Ответственность, конечно, возросла. Для меня все-таки легче, когда в секторе есть кто-то, кто может подстраховать - в смысле интересов команды. Я ведь очень командный человек. Лично для меня серебро - отличный результат. Но я-то понимаю, что команда ждала от меня большего, тем более что с золотыми медалями у нас пока не все в порядке. Вот из-за этого переживаю гораздо больше.
-О неудаче на Олимпиаде уже забыли?
- А разве то выступление было неудачным? Я вообще считаю, что мы с Лебедевой и Симагиной выиграли три золотые медали, а не золото, серебро и бронзу. Результаты-то были такими близкими. А если серьезно, то я не считаю себя проигравшей Олимпиаду. Ведь мы втроем сделали для команды такое большое дело!
-Когда ехали в Хельсинки, не закрадывалась мысль: "Ну неужели опять будет серебро?"
- Когда ехала, таких мыслей не было. Но они появились сегодня утром. Дело в том, что в последнее время я читаю трагедии Шекспира. И утром вдруг подумала: "А чего это я перед чемпионатом мира за трагедии взялась? Не к добру это..." Однако потом пришла другая мысль: "Правильно делала, что трагедии читала. Шекспир такие ужасы описывает, что мое возможное поражение по сравнению с ними ерундой покажется. И не так сильно переживать буду".
10 августа. Женщины. Длина. 1. Тианна Мэдисон (США) - 6,89. 2. Татьяна КОТОВА (Россия) - 6,79. 3. Юнис Барбер (Франция) - 6,76. 4. Ярхелис Савинье (Куба) - 6,69. 5. Энджу Джордж Бобби (Индия) - 6,66. 6. Оксана УДМУРТОВА (Россия) - 6,53. 7. Грейс Апшоу (США) - 6,51. 8. Келли Сотертон (Великобритания) - 6,42. 9. Джеки Эдвардс (Багамы) - 6,42. 10. Тунде Васи (Венгрия) - 6,32.