Газета Спорт-Экспресс № 197 (3875) от 30 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 августа 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

ГДЕ ЖЕ НАШИ?

Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге на прошлой неделе утвердил состав Координационной комиссии МОК для Игр XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне. Ее председателем назначен швейцарец Денис Освальд, помогать ему будут 13 членов МОК - по одному из Австралии, США, Марокко, Намибии, Израиля, Алжира, Швеции, Сингапура, ЮАР, Барбадоса, Польши, Финляндии и Китая, а также представитель Комиссии атлетов из Швейцарии и параолимпиец из Канады. Они, как гласит пресс-релиз МОК, "должны стать связующим звеном между всеми акционерами олимпийской семьи, обеспечить такую координацию между ними, которая гарантировала бы успех Олимпийских игр".

Ничего нового в том, что Координационная комиссия для Игр в Лондоне создана, нет. Подобные комиссии МОК учреждает всякий раз, как только становится известна столица очередной Олимпиады. Состав этих комиссий в общем-то тоже весьма традиционен. Координацией подготовки к зимним Играм-2006 в Турине, например, руководит француз Жан-Клод Килли, а компанию ему составляют семь членов МОК - два из Швейцарии, по одному из Норвегии, Финляндии, Швеции, Монако и Испании, а также четыре эксперта - два француза, американец и норвежец. Комиссию "Пекин-2008" возглавляет Хейн Вербрюгген из Нидерландов, ему помогают члены МОК из Австралии, Великобритании, Украины, Гонконга, Израиля, Камеруна, Таиланда, Кении, Уругвая, Сингапура, Бразилии, Барбадоса и Тайваня, эксперты из США и Греции. Наконец, за успех зимних Игр 2012 года в Ванкувере отвечает швейцарец Рене Фазель, а вместе с ним члены МОК из Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов, эксперты из США, Аргентины, Японии и Голландии.

Комиссии по координации подготовки к Олимпийским играм в МОК относятся к числу наиболее престижных. Почему? Потому что у них есть конкретное дело и возможность в течение длительного времени влиять на Оргкомитеты, международные федерации, спонсоров и так далее. Впрочем, в структуре МОК есть много других комиссий, в которых и члены МОК, и привлекаемые специалисты могут реализовать свой потенциал, содействовать развитию олимпийского движения, поработать как на собственный престиж, так и на авторитет своей страны. Наиболее многочисленные из них - по культуре и олимпийскому образованию, женскому спорту, радио и телевидению, спорту для всех.

Но ни в них, ни в большинстве других нет, как и в комиссиях по координации подготовки к Олимпийским играм, российских представителей. Если верить справочнику МОК на 2005 год, то Виталий Смирнов, после того как на сессии в Сингапуре закончился четырехлетний период его вице-президентства, входит в состав Комиссии по международным отношениям (ее формально возглавляет ныне отстраненный от дел француз Ги Дрю) и в Рабочую группу по наградам. Шамиль Тарпищев вместе со специалистами в вопросах экологии состоит в Комиссии "Спорт и окружающая среда", а Александр Попов - в Комиссии атлетов. Кроме этого Россия представлена еще одним человеком всего в одной комиссии...

Как это соотносится с успехами российских атлетов на олимпийской арене? Или у нас нет достойных специалистов в вопросах теории и практики спорта? А может, налицо дискриминация России? Думаю, все гораздо проще: мы сами не уделяем данной проблеме достаточного внимания. Ведь составы всех комиссий определяет президент МОК. И если члены МОК попадают в них по желанию, то за каждое место в любой комиссии для не членов МОК надо бороться.

Например, Жак Рогге давно обещал создать рабочую группу или комиссию для обобщения опыта Москвы и изучения возможности проведения комплексных соревнований для юных спортсменов на регулярной основе. Тут наши эксперты пригодились бы наверняка. Но воз и ныне там. Наверное, потому, что мы не напоминаем президенту МОК о его обещаниях. А зря. Ведь ситуация с нашим представительством в комиссиях МОК, особенно в тех, которые определяют направления развития олимпийского движения, отражается на решении многих вопросов. В том числе касающихся российского представительства в международных федерациях, которое тоже никак не соответствует авторитету отечественного спорта.