ВОЛЕЙБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
Вчера в Белграде состоялись первые матчи мужского чемпионата Европы-2005.
Игры в группе А, где выступает сборная России, будут проходить в Риме и начнутся сегодня. В стартовом туре наши волейболисты встречаются со сборной Украины.
ИТАЛЬЯНЦЫ ПРЕДЛОЖИЛИ НАШЕЙ СБОРНОЙ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В 8.30 УТРА
Лев РОССОШИК |
из Рима |
В Вечный город, как известно, ведут все дороги. В том числе и волейбольные - включая пути, берущие начало в Белграде. Ведь все матчи плей-офф чемпионата Европы-2005 состоятся именно в Риме. Сейчас в итальянской столице стоит невероятная жара - вопреки прогнозам синоптиков, предсказывавших в первый день осени дождь. Если и можно где-то укрыться от палящих солнечных лучей, так это в просторном, переживающем вторую молодость дворце спорта Palalottomatica. Уникальная спортивная арена, построенная по проекту известного архитектора Пьерлуиджи Нерви еще к Олимпийским играм 1960 года и своими округлыми формами смахивающая на древний Коллизей, недавно подверглась реконструкции и теперь не уступит более "молодым" аналогичным залам Европы. Вместимость комплекса - более 11 000 зрителей. Причем видимость с любой точки зала отменная.
Увы, в прохладу Palalottomatica корреспондент "СЭ" попал гораздо позже, чем планировал. Самолет "Аэрофлота" приземлился в аэропорту Леонардо да Винчи строго по расписанию, но на паспортном контроле творилось что-то невообразимое. Все наши шереметьевские "заморочки" не идут ни в какое сравнение с тем, что я увидел в душном зале прилета. На стояние в очередях и поиски багажа ушло примерно столько же времени, сколько наш старенький Ту-154 провел в воздухе, покрывая расстояние между Москвой и Римом! Подумалось: наверное, для команд - участниц чемпионата предусмотрен какой-либо льготный пограничный режим. Ведь сборная России должна была прибыть в Рим из Афин в четверг поздно вечером. И если наша команда попадет в такой же таможенно-багажный переплет, то может застрять в аэропорту далеко за полночь...
Когда я очутился в зале, объявленная заранее пресс-конференция уже закончилась. Впрочем, как выяснилось, предназначалась она исключительно для местных журналистов, все вопросы, ответы и материалы звучали и печатались только на итальянском, причем не в пресс-центре, который еще не был оборудован как следует, а прямо на игровой арене.
- Ты бы все равно ничего нового не услышал, - успокоил меня старый приятель Карло Гобби из La Gazzetta dello Sport, который тоже прибыл к месту событий с "корабля на бал" - только не с самолета, а с утреннего миланского поезда. - Все ждали, что Монтали (главный тренер сборной Италии. - Л.Р.) назовет окончательный состав, а он в очередной раз "затемнился". Теперь мы узнаем, кто из игроков сборной станет тринадцатым лишним, только в пятницу вечером, после технического совещания.
Взглянув на чертову дюжину итальянских волейболистов, я недосчитался многих известных имен. Из чемпионов Европы двухлетней давности - только шестеро. Добавились, правда, известный либеро Мирко Корсано, выступавший еще на Играх-2000 в Сиднее, не менее опытный центральный Лука Тенкати, сыгравший 118 матчей за сборную, и его партнер по "Тревизо" Альберто Чизолла, участвовавший в афинской Олимпиаде. Но и новичков хватает. Зато нет таких знакомых нам имен, как Андреа Сарторетти, Андреа Джани, Самуэле Папи, в разное время доставивших россиянам столько неприятностей...
Пресс-директор турнира тоже оказался моим давним знакомым. Фабрицио Россини, некогда издававший на Апеннинах популярный журнал Supervolley (он и сейчас продолжает выходить), а ныне являющийся пресс-атташе итальянской волейбольной лиги, согласился по совместительству возглавить пресс-службу чемпионата Европы. Россини позволил корреспонденту "СЭ" поработать в еще не полностью оборудованном зале пресс-центра и предоставил все интересовавшие меня материалы.
В первом же из них - расписании тренировок - я обнаружил явный "прокол": 2 сентября единственное полуторачасовое занятие российской сборной на главной арене чемпионата было запланировано... на 8.30 утра. Все пять остальных команд группы А тренировались позже, причем последними в списке стояли, разумеется, итальянцы. А следующая тренировка нашей сборной в Palalottomatica значилась в расписании аж 5 сентября, в понедельник! Увидев такую несуразицу, я счел своим долгом тут же позвонить в Грецию главному тренеру сборной России Зорану Гайичу.
Серб даже не удивился: "Я чувствовал, что итальянцы устроят нам какой-нибудь подвох. Спасибо, что предупредили. Немедленно свяжусь с Романом (Роман Станиславов - менеджер сборной. - Л.Р.). Он уже в Риме. Пусть что-нибудь предпринимает". На вопрос о здоровье связующего Константина Ушакова, недавно получившего травму ноги, Гайич ответил: "Получше. Но когда он будет играть, я сказать пока не могу".
Станиславов действительно добился, чтобы нам изменили тренировочное время. Договорились, что сборную России пустят в зал в 20.00, но с условием: через полтора часа все должны будут покинуть арену.
- По слухам, во Дворце спорта раздался анонимный звонок, - рассказал Станиславов. - Прямых угроз не высказывали, но предупредили: Италия - следующая на очереди после Англии страна, где возможны террористические акты. Поэтому с 21.30 пятницы игровая арена будет взята под усиленный контроль карабинеров и полиции.
А я-то еще удивился, увидев, что Palalottomatica обнесена высоченным металлическим забором. Что же касается тренировки, то Гайич остался недоволен ее продолжительностью. По его мнению, полтора часа - маловато. Тем более что итальянцы, согласно расписанию, заканчивают занятие в 18.30. Откуда же взялись 20.00?
Да все оттуда же! Хозяева и в четверг тренировались не полтора часа, а три, и на пятницу запланировали себе столько же. Потому и предложили нам приехать в зал к восьми или, может, чуть раньше. А как же регламент, который гласит: всем участникам чемпионата должны быть созданы равные условия? Похоже, что этот закон итальянцам не писан.
Все команды группы А живут в гостинице Aran Parc Hotel. Пока я дожидался в отеле приезда основной группы россиян (наши добирались из Афин несколькими "партиями" - с билетами были затруднения), пообщался с Орландо Самуэлсом, которого знаю еще с той поры, когда он тренировал сборную Кубы. Четыре года назад известный специалист перебрался в Португалию и за это время сумел создать вполне конкурентоспособную команду. На ее счету есть даже победы над бразильцами, чемпионами мира и Олимпийских игр. Так что португальцами пренебрегать нельзя.
Вообще, на этом чемпионате, похоже, придется считаться с любым соперником. В хорошем настроении пребывают хорваты. Их связующий Инослав Крнич приветствовал корреспондента "СЭ" и доктора российской команды Владимира Костюченкова как старых знакомых. Немудрено: всего пару лет назад Крнич пасовал в московском "Динамо". А его коллега по амплуа Сергей Макаров, на которого динамовцы очень рассчитывали, пропускал целый год из-за травмы, полученной в автокатастрофе.
В четверг вечером Макаров тоже прибыл в Рим - вместе с другими волейболистами сборной России. На полчаса раньше наших в гостинице появились поляки. Игроки и аргентинский тренер Рауль Лосано, как мне показалось, были чересчур сосредоточены. Понять поляков несложно: перед чемпионатом Европы команда осталась без двух лучших пасующих.
Зато наши улыбались. Даже травмированный Ушаков вышагивал не прихрамывая. Накануне он уже тренировался. На блок, правда, не прыгал, но пасовал. Не исключено, что совсем скоро капитан сборной России (Ушаков - единственный в команде чемпион Европы 1991 года) сможет выйти на площадку. Если не в первом матче с украинцами, то во втором - против той же Польши. Тут очень помогли старые связи Гайича, который несколько лет тренировал греческий "Олимпиакос". Один из его прежних медицинских помощников сейчас владеет частной физиотерапевтической клиникой. В ней были проведены обследование и первое лечение травмированной ступни Ушакова.
Остальные игроки команды здоровы. Сергей Тетюхин рассказал, что в четверг утром успел посмотреть в Афинах первые игры этапа Мировой серии по бич-волею, который стартовал в греческой столице. Благо отель, в котором жила наша команда, оказался рядом со стадионом для пляжного волейбола.
- Не хотелось самому выйти на площадку? - спросил я у Тетюхина.
- Еще как хотелось! Я ведь уже втянулся в атмосферу бич-волея. Впрочем, сейчас у меня другая цель - побеждать со сборной. Иначе не было бы смысла возвращаться...
Полагаю, остальные наши игроки думают так же. Только вслух не говорят. Может, оно и к лучшему.