ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
ШАХ ПРЕЗИДЕНТУ
Надеюсь, вы помните, что на 117-й сессии МОК, которая состоялась минувшим летом в Сингапуре, решался вопрос о том, какие виды спорта составят программу Олимпиады-2012. Чтобы попасть в нее, каждой из 28 олимпийских федераций надо было получить простое большинство голосов членов МОК, присутствовавших в зале. И было объявлено, что бейсболу и софтболу это не удалось.
Международная федерация софтбола (ИСФ) дважды пыталась узнать итоги голосования и наконец добилась своего. Выяснилось, что при одном воздержавшемся софтбол получил 52 голоса "за" и 52 - "против".
О чем говорят эти цифры? Прежде всего о несовершенстве процедуры. Если бы, скажем, ряд членов МОК, включая принца Альбера II из Монако и нашего Шамиля Тарпищева, не покинул Сингапур до голосования по олимпийской программе, его исход мог быть другим. Как и в том случае, если бы три члена МОК не взяли самоотвод по этическим соображениям.
Но более важно другое. Результаты данного голосования, как и многих других на сингапурской сессии, свидетельствуют: МОК расколот. На сторонников и противников Жака Рогге, который с самого начала своего президентства стал доказывать международным федерациям, что хозяин в доме именно он. На Играх в Солт-Лейк-Сити Рогге буквально выкрутил руки президенту ИСУ Оттавио Чинкванте, чтобы присудить канадской паре второй комплект золотых медалей в фигурном катании. Потом началась эпопея с попыткой исключить бейсбол, софтбол и современное пятиборье. Сейчас ведется бой с Международной федерацией бокса и т.д.
К несчастью для Рогге, число его сторонников тает на глазах. К тому же среди тех, кто поддерживает президента МОК, есть люди, которым по большому счету абсолютно все равно, где пройдут Олимпийские игры и какие виды спорта составят их программу. А это чревато скандалами похлеще того, что МОК пережил в 1998 году. Ставки стали выше.
Но вернемся к теме софтбола. На днях я говорил по телефону с президентом ИСФ Доном Портером. Он сообщил, что уже встречался с Рогге и поставил вопрос о том, чтобы на предстоящей в феврале 2006 года сессии МОК в Турине прошло новое голосование по его виду спорта. Президент МОК в свою очередь сказал, что это возможно, если с соответствующим запросом обратятся члены МОК. Перспектива более чем реальная. И вряд ли стоит сомневаться, что Международная федерация бейсбола (ИБАФ) пойдет тем же путем.
Понимаю, что судьба бейсбола и софтбола в нашей стране мало кого волнует. Но тут, на мой взгляд, важен принцип. Если вопрос о пребывании в олимпийской программе вида спорта входит в компетенцию сессии МОК, а потому о том, что может произойти, хоть что-то известно, то будущее конкретных дисциплин и номеров программы определяется исполкомом МОК, и, значит, лишь очень узкий круг доверенных лиц в курсе того, где можно ожидать неожиданностей и неприятностей. К примеру, на ближайшем заседании исполкома МОК, которое пройдет 26 - 28 октября, могут принять решения, затрагивающие интересы российского спорта. Но узнаем мы о них, так сказать, задним числом. Исключили, скажем, четыре года назад командные соревнования в женской рапире, где мы вполне могли рассчитывать на золото в Афинах, - и все. Именно поэтому надо менять саму систему.
С такой точкой зрения согласен и англичанин Дэвид Миллер, самый авторитетный и осведомленный обозреватель олимпийского движения. "Принцип "один человек - один голос" нужен международным организациям для придания видимости их универсальности, - считает он. - Но в МОК слишком много людей, которые знают только футбол или легкую атлетику. Никто, наверное, не вернется к положению, при котором ведущие державы имели по нескольку голосов, а остальные по одному, но стоит, пожалуй, добиваться того, чтобы те или иные решения принимались не всеми членами МОК, а только специалистами в конкретной области".
Не знаю, как выпутается Жак Рогге из сложившейся ситуации. Проиграет бейсболу и софтболу, плохо. Выиграет, еще хуже. Ведь его кредо - чистота в спорте. А о какой чистоте может идти речь, если стало ясно: единство олимпийского движения под угрозой, потому что часть членов МОК при принятии решений руководствуется не заботой о судьбе миллионов молодых людей, занимающихся тем или иным видом, а личными интересами.
Президенту МОК объявлен шах. Избежать нежелательной для себя развязки он может лишь безошибочными ходами.