ТЕННИС |
Александр ВОЛКОВ: "МОЙ УХОД В 1997-м БЫЛ БОЛЬШОЙ ОШИБКОЙ"
Отправляясь на полуфинал Кубка Дэвиса Хорватия - Россия, я изначально собирался взять интервью у Александра Волкова. Минимум по двум причинам. Во-первых, после того как в 1997 году теннисист завершил спортивную карьеру, в его судьбе было немало крутых поворотов. Во-вторых, уже как тренер, Волков имел непосредственное отношение к победе женской сборной России, одержанной только что в Париже в финале Fed Cup.
И вот мы с Волковым сидим на балконе отеля Eden, в котором неделю жила в Сплите наша мужская сборная, и вспоминаем события 8-летней давности, когда точно так же беседовали в пресс-центре "Кубка Кремля".
ДОСЬЕ "СЭ" |
Александр ВОЛКОВ
Родился 3 марта 1967 года.
Победитель 3 турниров АТР: 1991 - Милан; 1993 - Окленд; 1994 - Москва. Финалист 8 турниров: 1989 - Милан; 1990 - Росмален, Берлин; 1992 - Веллингтон, Роттердам, Йоханнесбург; 1994 - Аделаида; 1997 - Шанхай.
Полуфиналист US Open-1993.
Соотношение побед и поражений - 304-256.
За карьеру заработал 3 362 786 долларов.
В Кубке Дэвиса выступал с 1986 года в течение 11 лет. Принял участие в 16 матчах. Соотношение побед и поражений - 17-10 (в одиночном разряде - 15-6, в парном разряде - 2-4).
Сейчас - тренер сборных России в Кубке Дэвиса и Fed Cup.
С ДЕМЕНТЬЕВОЙ И ВСЕМИ ОСТАЛЬНЫМИ ИГРАЮ В ПОЛНУЮ СИЛУ
-Александр, тогда вы говорили, что перестали получать удовольствие от тенниса и поэтому решили уйти. Сейчас же производите впечатление человека, который заново родился: на тренировках вкалываете до седьмого пота, шутите, как в старые добрые времена...
- Так оно и есть. Мой уход в 97-м был огромной ошибкой. Тогда надо было не порывать с теннисом совсем, а полгода отдохнуть от него. Ведь я всегда любил теннис, и можно было бы поиграть еще лет пять. Но это я только сейчас понимаю. Поезд уже ушел. Сейчас я получаю огромное удовольствие, находясь в одной обойме с замечательными теннисистами, теннисистками и тренерами, ощущая свою причастность к большим победам.
-Что делали, когда ушли в тень?
- Если коротко, то пытался найти себе занятие, не связанное с теннисом. Путешествовал, занимался другими делами. Появилось очень много свободного времени, которое я неправильно распределял.
-И сколько длился этот период?
- Года полтора. В конце 2002-го уехал из Москвы, а в середине 2004-го мы поговорили с Сергеем Леонюком (старший тренер мужской сборной России, директор турнира АТР "Кубок Кремля". - Е.Ф.) и Шамилем Анвяровичем Тарпищевым, которые предложили вернуться.
-Не колебались, принимая приглашение стать тренером женской команды?
- Да нет. Кстати, все получилось совершенно спонтанно. В марте в Майами Тарпищев посмотрел, как я играл с его сыном, и предложил поехать в Италию на матч первого круга Fed Cup. Сказал, что хватит сидеть дома, пора вылезать из своей берлоги. Я приехал в Бриндизи, совершенно не понимая и не принимая женского тенниса. И потом влюбился в него. Девочки настолько профессионально относятся к делу, что работать с ними одно удовольствие. Могу сказать, что теперь я хорошо разбираюсь в женском теннисе, который стал мне очень интересен.
-Признайтесь, поддаетесь иногда на тренировках Елене Дементьевой?
- Ни в коем случае! Когда я перед матчем первого круга в Италии еще был не в форме, девчонки разделывали меня под орех, и с тех пор для меня стало делом принципа играть в полную силу и с Дементьевой, и с Анастасией Мыскиной, и с Динарой Сафиной. А с Верой Душевиной у нас вообще жуткое соперничество. К тому же поддаваться у нас на тренировках запрещено.
-Как оцениваете уровень женского тенниса по сравнению с мужским?
- Конечно, по силе подачи, скорости передвижения и обмена ударами мужчин и женщин сравнивать нельзя. Хотя по силе удара с отскока с места лучшие теннисистки мира теннисистам не уступают.
-По словам Тарпищева, перед финалом с француженками он оценивал шансы нашей команды довольно пессимистично. А насколько неожиданной стала победа в Париже для вас?
- Шамиль Анвярович - человек опытный и всегда в глубине души готовится к худшему. Да и вообще глупо было кричать на весь мир, что мы француженок обязательно обыграем. Скажу так: каждый в команде добросовестно выполнил свою работу, и для меня эта победа чудом не стала.
-Есть в сборной теннисистка, с которой вам больше всего нравится тренироваться?
- В моем возрасте уже все девушки нравятся (смеется). А если серьезно, то все наши теннисистки милые и очаровательные. У каждой своя жизнь, свои интересы. И провести с ними три недели в году - одно удовольствие.
-То есть в следующем сезоне...
- ...если пригласят, не раздумывая соглашусь.
-Говорят, что весной вы вели переговоры с Марией Шараповой по поводу ее выступления за сборную?
- Переговоры - это громко сказано. У меня прекрасные отношения с Анатолием Глебовым - массажистом Шараповой, который в Майами пригласил меня на полуфинал с ее участием. Тарпищеву надо было срочно уехать, и он попросил меня, если представится возможность, поговорить с отцом Марии по поводу ее участия в Fed Cup. Мы разговаривали буквально несколько минут. Юрий Шарапов сказал, что прекрасно понимает важность проблемы, но в этом году его дочь за сборную играть не будет. Что же касается следующего сезона, то вопрос открыт. На этом наша беседа и закончилась. Детально такие вещи капитан должен сам обсуждать с игроками или их представителями. А Тарпищев, если захочет, со всеми найдет общий язык.
-Ну а как вам нынешняя мужская сборная?
- Все ребята играют здорово. А перед матчем с хорватами в команде вообще сложилась редкая ситуация: за исключением травмированного Сафина все были в хорошей форме и рвались в бой.
-Какое впечатление на вас произвел новичок сборной Дмитрий Турсунов?
- Прекрасное. Это игрок без явных слабых мест. Возможно, Дмитрию не хватает тактической гибкости, но она придет с опытом. Характер у него тоже хороший.
-У Сафина сейчас сложный период, он пытается вернуться в строй после травмы. Всем нам очень хочется, чтобы Марат снова стал первым. Как думаете, сумеет?
- С его-то данными? Конечно! Но только если Марат будет отдавать теннису всего себя.
МЕЧТАЮ О СОВМЕСТИТЕЛЬСТВЕ
-Насколько за последние десять лет ушел вперед мужской теннис?
- В те времена, когда играл я, практически у каждого игрока из первой сотни была какая-то слабина. Даже у Сампраса. Сейчас же, к примеру, подача у всех практически одинаковая - под или за 200 км/ч, и я со своими 190 км/ч был бы явным аутсайдером. Изменилась также техника игры на задней линии. Обмены ударами стали жестче. Хотя побеждает по-прежнему тот, кто быстрее входит в корт.
-Ваше поколение российских теннисистов, к которому также относятся Андрей Чесноков и Андрей Ольховский, нашло себя в жизни после тенниса?
- Каждый по-своему. Я, как уже говорил, сделал ошибку, решив, что теннис для меня - не самое главное. Поэтому, думаю, зря смеются над Андреем Черкасовым, который в 35 лет получает wild card на чемпионате России. Наверное, он правильно поступает. Когда появится возможность выступать на ветеранских турнирах, Андрей будет в редкой для своего возраста форме.
-Не было у вас мысли персонально поработать с кем-то из молодых игроков?
- Мысли-то были, но трудно найти желающих. Зря, поездив в свое время с Сафиным, я решил завязать с тренерской работой. Хочется ведь не колесить по "фьючерсам" и "челленджерам", а заниматься с молодым перспективным парнем, сопровождать его на хорошие турниры и получать достойную зарплату. И потом, одно дело - взять уже сложившегося игрока, для которого ты можешь быть консультантом или спарринг-партнером, и совсем другое - юниора с еще неопределившейся судьбой. Прийти на один месяц, попробовать и уйти - это не для меня.
-В свое время вы успели побывать и директором "Кубка Кремля". Подобная должность функционера больше не привлекает?
- Об этом сейчас не думаю. Конечно, если бы можно было вернуться на несколько лет назад, я бы попытался устроить свою жизнь так, чтобы заниматься сразу несколькими вещами. Постоянно вариться в одном котле мне, честно говоря, сложно. А вот совмещать тренерскую работу с какой-то другой было бы здорово.
-А если вдруг Тарпищев снова предложит вам стать капитаном сборной России?
- Пока он с его огромным опытом выполняет капитанские обязанности лучше всех. Я же вхожу в число людей, которые ведут тренировочный процесс. В мужской и женской сборных сейчас каждый тренер занял свою нишу, и у всех вместе вроде неплохо получается.
-Вы следите за тем, как развивается современный теннис?
- Да, с помощью моего бывшего тренера Валерия Шкляра. Теннис для этого человека - жизнь. Он настолько досконально разбирается в игре, что за пару часов может на пальцах объяснить все новые тенденции в развитии техники. У него, например, не вызывает недоумения то, почему такие выдающиеся результаты показывает Федерер, имеющий в своем арсенале прекрасные удары и подачу.
-Федерера часто сравнивают с Сампрасом, с которым вы не раз встречались лицом к лицу на корте...
- Каждый из них - представитель своего поколения. Роджер из тех игроков с большой буквы, к которым относятся Сампрас и опередивший свое время Андре Агасси. В те времена, когда сильнейшим был Пит, можно было доминировать даже с не до конца совершенным ударом слева. Но как только Сампрас немного терял форму, он превращался в обычного смертного, которого вполне можно было победить, что удавалось и вашему покорному слуге. Сейчас же лучшим может быть только настоящий универсал. Но разнообразием могут похвастаться многие, а вот игроков, умеющих грамотно действовать по ситуации, гораздо меньше. Федерер даже в ключевые моменты играет очень спокойно, размеренно, не позволяет себе ничего лишнего.
Евгений ФЕДЯКОВ