Газета Спорт-Экспресс № 262 (3940) от 15 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 ноября 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД Инны ВАРЮХИНОЙ

Одной из главных неожиданностей возобновляющегося завтра чемпионата стал ЦСКА. Имея в своем распоряжении не самый лучший состав, главный тренер Вячеслав Быков вместе со своей командой занимает сейчас в турнирной таблице давно забытое армейцами 3-е место.

Вячеслав БЫКОВ: "Я НЕ РЕФОРМАТОР. МНЕ ПРОСТО ТАК ИНТЕРЕСНО"

С Быковым можно говорить бесконечно и обо всем. Каждое явление, ситуацию, человека и обстоятельство он рассматривает скрупулезно, со всех сторон, в мелочах и деталях. Это не подход к хоккею, это подход к жизни. Который, в свою очередь, сказывается прежде всего на работе, на том же хоккее.

Быков, что любопытно, себя в этом отношении прекрасно знает. На протяжении всей нашей встречи мы так и не обсудили ни его команду, ни российский чемпионат в целом, ни игровые проблемы и способы их решения. Мы говорили о его семье, о жизни в Швейцарии и Москве. О проблемах перехода из профессионального спорта в обычную жизнь. О хорошей кухне (Быков может оценить многое, например восточную кухню. Его супруга и дочь прошли специальные курсы и те же суши теперь готовят профессионально дома). О ресторанах ("Для похода в хороший ресторан нужен этакий эмоциональный "пум"! Вдохновение. Без него наслаждаться произведениями кулинарного искусства неправильно"). Мы "прошлись" по классической музыке - на мобильном телефоне и в машине Быкова именно такая. Мы обсудили даже мужскую одежду и обувь! Белые, на вид потрясающе мягкие и чистейшие летние кожаные ботинки Вячеслава Аркадьевича моднейшего фасона произвели на меня незабываемое впечатление. На вопрос: "А как вы за такими белыми ухаживаете?" Быков провел блицликбез: "Никак. Я, наверное, покупаю такие, за которыми не надо ухаживать. И вообще, если у вас есть возможность - обувь нужно покупать в Москве. В сезон скидок".

Короче, мы говорили обо всем, кроме хоккея. И всегда наблюдалось одно и то же: проблемы и проблемки, детали и детальки оценивались всесторонне и раз за разом раскладывались по нужным полочкам. Когда после всего этого я вдруг сказала: "Знаете, с таким подходом к жизни вы должны просто-таки... выиграть чемпионат России!", Быков ничуть не удивился и просто ответил: "Да".

Впрочем, это было сказано скорее в знак того, что мы правильно поняли логику друг друга. Без здоровой уверенности в себе о победе, конечно, нечего и мечтать, однако, думаю, даже круглосуточно прорабатывая все детали игры своей команды до мелочей, заранее говорить "гоп" главный тренер армейцев все же не склонен.

"СЕМЬЯ - ЭТО ВСЕ"

Вячеслав Быков проводит в Москве второй сезон. Живет он здесь один, жена, сын и дочь остались в Швейцарии, где семья прожила последние 14 лет. "Работаем теперь с ними на телефонные компании!" - шутит тренер.

Квартиры у Быкова в столице нет. Приют он находит на базе клуба в Покровском-Стрешневе. На той самой базе, где фактически прошли первые десять лет его хоккейной карьеры. Быкову там знаком каждый уголок, но одно дело жить на базе в двадцать лет, другое - в сорок пять. В сорок пять, пожалуй, все же неуютно. Но дело в том, что пока Вячеслав Аркадьевич еще не настолько "наелся" своей работой, чтобы отсутствие комфорта заслонило интерес к ней. Скажем так: пока еще он настолько "не наелся", что на дискомфорт внимания почти не обращает. И его бесполезно даже спрашивать о какой-то отдушине, о каких-то увлечениях, которые помогали бы отвлекаться и переключаться: только хоккей. И то верно: второй год всего в качестве главного тренера.

Отсутствие семьи - проблема. Быков скучает и тоскует. Семья записывает и передает ему видеокассеты о себе и своей жизни.

- Семья для меня - это все, - не скрывает Вячеслав Аркадьевич. - Даже мой выбор остаться в свое время в Европе и не уезжать в Америку был обусловлен тем, что в противном случае могла бы пострадать моя семья. Образ жизни спортсмена в Америке - это отдаленность от семьи. Когда мы отправлялись в Швейцарию, сыну было два с половиной, дочери - шесть. На протяжении многих лет я из 365 дней в году 250 был на сборах... И в какой-то момент подумал, что, наверное, хватит. Для детей, жены важно, чтобы муж и отец находился рядом. Работая в Швейцарии, я мог видеть их практически каждый день.

Сейчас Вячеслав иногда (как сейчас, во время перерыва на Кубок "Карьяла") все же садится в самолет и появляется дома. Но нынешняя ситуация для него и его семьи, как он выражается, тяжелая. Он считает, что на супруге теперь нагрузка в несколько раз больше. К тому, чем она занималась всегда, прибавились те домашние дела, которые раньше были на главе семьи. Думаю, отнюдь не все мужчины, оказавшись в таком положении, рассуждают подобным образом.

- Мы с женой все равно стараемся выжать из нашей разлуки максимум полезного. Даже так: решили, что моя работа в России - лишняя возможность проверить собственные чувства и эмоции. И детей, кстати, настроили на это же.

Могу сказать, что отнеслись они к моему отъезду неоднозначно. И сейчас супруге непросто - иной раз они позволяют себе то, чего бы не позволили со мной. Но меня подобное где-то даже радует: рассматриваю все это как своеобразный протест против того, что равновесие в семье нарушено. Если они реагируют, недовольны - значит, мы воспитали хороших детей.

Дети Вячеслава Аркадьевича учились в Швейцарии. Сейчас они занимаются тем, что нащупывают свое место в жизни. Дочь, ей сейчас 22 года, - человек творческий. Она пробует себя в разных направлениях, рисует, вышивает, увлекается парикмахерским искусством. 18-летний сын изучает технические дисциплины и через несколько лет выберет специализацию, по которой пройдет дополнительную подготовку. Параллельно играет в хоккей.

"НАЙТИ В СЕБЕ ТРЕНЕРА МНЕ ПОМОГЛО АГЕНТСТВО ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ"

С вопроса о том, профессионально ли сын играет в хоккей, началась, пожалуй, самая неожиданная часть нашего разговора.

- Сейчас пока трудно сказать, - ответил Быков, чем вызвал мое удивление: много ли вы видели молодых людей, в 18 лет еще колеблющихся в том, что же выбрать - профессиональный спорт или что-то другое?

Однако Вячеслав Аркадьевич считает, что совмещение подготовки профессионального спортсмена с учебой - это нормально. А ненормально - когда, концентрируясь на спорте, молодые люди отрываются от окружающего мира настолько, что в 30 лет, после окончания карьеры, напоминают школяров, ничего не знающих о жизни.

В США распространена система, при которой отличный спортсмен может параллельно получать образование в университете, причем по правилам, когда результаты в спорте с удовольствием поощряются, но к тренировкам допускаются только успевающие. Таким образом, студент может выбирать еще как минимум 2 - 3 года, пойти ли ему дорогой профессионального спортсмена или заняться чем-то другим. В Европе и России ничего подобного нет. Быков считает, что проблема настолько серьезна, что требует специальных мер. Пока, однако, меры если и принимаются, то отдельно взятыми лицами и компаниями.

Несколько лет назад, когда Быков заканчивал играть в одной из швейцарских команд, на него неожиданно вышли представители фирмы Adecco - одного из крупнейших мировых агентств по трудоустройству. Они предложили Вячеславу интересное сотрудничество. Компания использовала образ хоккеиста для раскрутки нового направления - профессиональной переориентации спортсменов. Кроме "работы" в качестве лица фирмы Быков получил возможность стать одним из первых клиентов Adecco по этому направлению.

- За десять лет до того, как уйти из профессионального спорта, я уже с ужасом думал, что стану делать дальше. Для меня сразу было ясно, что хоккеем на всю жизнь денег не заработаю. Знал, что нужно делать что-то еще. Но что? Работать тренером? Я не был уверен, что это мое, что у меня есть к этому задатки...

То есть фирма Adecco появилась весьма кстати.

- Проект этот оттачивается до сих пор, - рассказывает Вячеслав Аркадьевич. - Его целью является помощь спортсменам в их жизни после окончания карьеры. Отдавая силы спорту, человек все же должен попытаться понять, кто он по складу. Специалисты компании занимаются с ними, предлагая определенные тесты, проводя проверку склонностей, восприятия жизни, интересов, способности к ведению бизнеса... А потом дают приоритетные направления и, возможно, помогают с трудоустройством. У нас многие жили и живут по принципу "Если спорт мешает учебе - брось учебу". Или то, или другое. А это неправильно.

После первого контакта с представителями компании Быков еще два года играл. Параллельно, однако, пошел другой процесс.

Личные тесты Быкова показали, в частности, что у него есть склонность к педагогике, что для него предпочтительней работать в коллективе и почти неприемлемо одиночество и профессии, связанные с ним. Что, собственно, и показала дальнейшая деятельность. Закончив играть, он стал готовить себя к роли тренера.

- Интересно, что на переходном этапе мне оказалось полезным поработать с детьми: после взрослого спорта, где почти все завязано на меркантильных интересах, на борьбе за выживание, от детей я получал новую, "чистую" энергетику, искренность и эмоции...

"НЕ ПОТВОРСТВУЙТЕ ЧУЖОЙ ЛЕНИ!"

Если бы Быков не получил предложение от ЦСКА, он, возможно, занимался бы спортивным направлением в агентстве. Та же педагогика.

Прохождением собственных тестов дело не ограничилось. Вячеслав стал помогать в работе с другими спортсменами.

Скажу сразу: проект настолько интересный, что достоин отдельного разговора. Причем не только разговора с журналистом, но и выхода на государственный уровень. Быков думает, что отнюдь не лишним будет обсудить его с Вячеславом Фетисовым. Жаль, что перспектива, учитывая расписание и загрузку обоих, неопределенна. Сейчас на страницах газеты можно коснуться только отдельных моментов.

-Со спортсменами какого возраста вы начинали работать?

- С теми, кто заканчивает школу и делает первые шаги в профессиональном спорте.

- Но ведь у многих молодых людей, прозанимавшихся много лет с нагрузками, характерными для профессионального спортсмена, наблюдается довольно значительная эмоциональная усталость, и даже некоторая леность ума... Она не дает возможности совершенствоваться. Им тяжело учиться. И потом: они же все время в разъездах.

- Конечно, нужно сразу понимать, что все профессорами не станут. Но работать с ними можно. Главное - найти зачаток интереса, почувствовать природу человека, его склонности. Двигаясь в правильном направлении, угадав интересы, можно восстановить и способность к обучению. Есть заочные курсы, есть другие удобные формы. Понимаете, рассуждая о том, что кому-то где-то тяжело преодолевать себя, мы становимся защитниками лени, и как только находим оправдание тому, чтобы не делать какие-то вещи, справиться с этим становится сложно. Знаете, сколько людей не могут бросить курить? У них слишком много оправданий.

-Кто еще из спортсменов участвовал в этом проекте?

- Пока мы в основном брали элиту, потому что на начальном этапе можно работать только с ограниченным контингентом.

-Но есть ли смысл брать элиту - ведь элита профессионального спорта зарабатывает прилично, нередко обеспечивая себя надолго...

- Нет, все равно на всю жизнь не заработать. Ну, может, только элита тенниса, футбола, хоккея. В Европе за счет спорта мало кто выскакивает, становится высокообеспеченным человеком. Единицы. Да и потом: смысл не в том, чтобы заработать на всю жизнь. Смысл в том, чтобы раскрыться и не остаться за бортом активной жизни после спорта. Общество же должно быть заинтересовано в этих людях хотя бы потому, что все они, по сути, - победители. Они воспитывают себя так, чтобы выигрывать. Потом этот настрой автоматически переходит в обычную жизнь, вне спорта.

ТРИ КНИГИ ПО ФИЛОСОФИИ И СЕМЬ - ПО ПСИХОЛОГИИ

Почему-то мне все время хочется назвать Быкова пассионарием. Это определение ввел когда-то в употребление знаменитый историк Гумилев. Согласно его мнению, пассионарий - человек нового склада в популяции, ломающий сложившийся уклад жизни. В контексте определение используется сегодня для характеристики активных людей, несущих новые идеи и стремящихся к выполнению поставленной задачи. К Быкову вполне подходит. Однако между ним и классическим гумилевским пассионарием есть существенное несоответствие: пассионарии очень часто вступают в конфликт с обществом, за реализацией собственных идей напрочь забывая об инстинкте самосохранения.

Нет, пожалуй, "пассионарий" сюда все же не подходит.

-Вячеслав Аркадьевич, у вас все время какие-то идеи. Взять хотя бы идею создания программы перепрофилирующей помощи спортсменам в России, о чем вы хотите говорить с Фетисовым. Или идею создания в стране независимой хоккейной лиги, которую вы высказывали несколько месяцев назад на страницах "СЭ"... Вы реформатор?

- Пожалуй, нет. Мне просто интересно. Я не был в России 14 лет. У меня, конечно, был постоянный контакт с друзьями, родителями, но мне сейчас очень интересно наблюдать за переменами, происходящими в обществе. Интересно, как оно развивается, я вижу, что можно сделать какой-то интересный проект здесь, там...

На книжных полках в кабинете Быкова в ледовом дворце ЦСКА - лишнее подтверждение "пассионарности": "Европейская философия XV - XVII вв.", "Европейская философия XVIII века", "Философия религии" и семь книг по психологии - "Психология бессознательного", "Психология коллектива", "Психология эмоций" и прочая, прочая... Как шутят коллеги Быкова, слово "психология" до него в этих стенах отсутствовало .

-И что, Вячеслав Аркадьевич? Вам эти книги помогут выиграть чемпионат? Они вам вообще работать помогают?

- По-любому! Помогают и будут помогать. Потому что тренеру без этого нельзя. Психология - познание человека. Даже не читая этих книг, мы с помощником получаем от них определенную энергетику.

Рядом с "психологиями" и "философиями" на полке уютно расположилась яркая пузатая банка с надписью "Конфуций". Это всего лишь чай. Зато какое соседство подходящее!..

Но будем серьезней.

Можно предположить, что Быков через некоторое время будет поставлен перед очень сложным выбором. В данный момент многое сходится в одной точке: и возраст - расцвет для мужчины, сил много, и желание набраться опыта и попробовать себя в новых ролях, пока - в должности главного тренера. Российский хоккей, в свою очередь, все время "трясет": что ни день - то что-нибудь новенькое, а тут еще и смена руководства "грозит"! В нашем хоккее интересно! Время - самое благоприятное для реализации собственных творческих идей (у кого они есть).

Потенциал Быкова виден даже непрофессионалу. Интерес к реализации себя, по-моему, только начинает просыпаться. И в России, подозреваю, это делать интересней, чем в спокойной Европе. Однако есть другая сторона медали - семья. Учитывая то, как серьезно относится Вячеслав Аркадьевич к своим близким, проблема выбора "Швейцария - Россия" может стать для него очень болезненной.

Впрочем, не станем забегать вперед. На сегодняшний день ближайшая цель главного тренера ЦСКА вполне понятна. А загадывать, как там будет дальше, - дело неблагодарное. Тем более что Быков умеет оборачивать обстоятельства в свою пользу.