ФУТБОЛ |
"ЗВЕЗДА" |
Приз "СЭ": ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ |
Валерий ГАЗЗАЕВ
ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я ЗВАЛ ШЕВЧЕНКО В "АЛАНИЮ"
Андрей Шевченко никогда не скрывал, что знакомство с Валерием Газзаевым поздней осенью 1995 года стало заметным событием в его жизни. Во-первых, потому, что это был первый зарубежный тренер, который вел переговоры с руководством киевского "Динамо" о переходе юного форварда в свою команду. Во-вторых, потому, что с тех пор, несмотря на разницу в возрасте, их связывают теплые товарищеские отношения, построенные прежде всего на взаимном уважении.
Как видите, выбор собеседника для разговора о лауреате "Звезды" ноября был сделан нами вовсе не случайно.
-Сколько лет было Шевченко, когда вы впервые увидели его на футбольном поле?
- Восемнадцать.
-И какое он произвел на вас впечатление?
- Андрей уже тогда отличался нестандартным игровым мышлением, незаурядным для 18-летнего игрока индивидуальным мастерством, высокой скоростью, маневренностью и голевым чутьем. Иными словами, еще десять лет назад он обладал всеми теми качествами, которыми должен быть наделен современный форвард.
-При каких обстоятельствах вы решили выкупить права на Шевченко у киевского "Динамо"?
- В 1995 году "Алания" выиграла первенство России, и в следующем сезоне ей предстояло выступать в Лиге чемпионов. Естественно, мне как тренеру хотелось усилить команду. И первой кандидатурой в моем списке был Шевченко. С целью его приобретения я и отправился в Киев, где вел переговоры с тогдашним президентом "Динамо" Григорием Михайловичем Суркисом. Однако в силу определенных причин компромиссное решение, которое устроило бы обе стороны, найдено не было, и Шевченко остался в родной команде.
-А как отнесся к возможному переходу в "Аланию" сам футболист?
- Во время наших встреч Андрей проявил себя истинным дипломатом. По крайней мере он ни разу не произнес слово "нет", но при этом постоянно подчеркивал, что последнее слово остается за руководством киевского клуба. Я, понятно, придерживался той же точки зрения. И хотя, к моему сожалению и, как выяснилось позже, к счастью для Шевченко, я возвратился во Владикавказ без столь желанного контракта, Андрей произвел на меня очень хорошее впечатление. Наши беседы выходили за рамки футбола, и я убедился в том, что он правильно смотрит на жизнь. Что тоже сыграло немалую роль в его блестящей карьере.
-И все-таки в душе вы, вероятно, сохраняли надежду, пусть несколько позже, но все же увидеть Шевченко в рядах "Алании"?
- Знаете, я никогда не теряю надежды на успех, если у меня есть хотя бы маленький шанс добиться результата. В данной же истории последний шанс растаял с возвращением в Киев Лобановского. Я был убежден: такой бриллиант, как Шевченко, Валерий Васильевич из своих рук не выпустит. Кстати, Андрею несказанно повезло, что на его пути встретился такой большой тренер, как Лобановский. По моему мнению, он многое сделал для того, чтобы Шевченко стал таким выдающимся игроком.
-А теперь немножко пофантазируем. Как бы, на ваш взгляд, сложилась карьера Шевченко, окажись он тогда в "Алании"?
- Не сомневаюсь, что такой одаренный форвард и играя в "Алании", попал бы в поле зрения ведущих европейских клубов. А я в свою очередь, естественно, не стал бы препятствовать его отъезду.
-А как бы, по-вашему, выступила "Алания" в 1996 году, имея в своих рядах Шевченко?
- Как известно, футбол не терпит сослагательного наклонения. Но в данном случае уверен: до "золотого матча" со "Спартаком" дело бы не дошло. С Шевченко "Алания" обеспечила бы себе первое место задолго до окончания того чемпионата.
-На самом же деле судьба забросила Шевченко в "Милан". И в первый же свой сезон он с 24 голами стал лучшим бомбардиром итальянского первенства. Как думаете, почему украинский легионер так быстро адаптировался к новым для себя условиям?
- Шевченко не терял времени даром. Он ежедневно выкладывался на тренировках и довел почти до совершенства все те качества, о которых я упоминал. И потому в первом же сезоне в Италии проявил себя не только потрясающим снайпером, но и великолепным командным игроком. Уже тогда он стал кумиром итальянских болельщиков. Разве кому-нибудь из футболистов постсоветского пространства удалось нечто подобное? Нет. А Шевченко, не останавливаясь на достигнутом, вот уже который год подтверждает свой высокий класс. И в первенстве Италии, и в Лиге чемпионов, и в матчах за сборную Украины. Бесспорно, сегодня он - один из сильнейших игроков в мировом футболе. А для того чтобы достичь таких высот, надо быть личностью не только на поле, но и за его пределами. Шевченко, в отличие от большинства наших с вами соотечественников, чьи попытки закрепиться в солидных зарубежных клубах заканчиваются неудачей, думает не о сумме прописью, занесенной в контракте, а прежде всего о собственной репутации. Ибо прекрасно понимает: вот ее-то ни за какие деньги не купишь.
-Ни для кого не секрет, что против турецких клубов на их поле играть чрезвычайно сложно. Там сверхтемпераментные болельщики зачастую обескураживающе действуют на гостей. Однако "Милану" в матче Лиги чемпионов удалось победить "Фенербахче" 4:0, причем все четыре мяча забил Шевченко. Какую оценку по 10-балльной системе вы бы поставили ему за эту игру?
- Ту же самую, что и одна из итальянских газет - 10! Именно благодаря восхитительной игре Шевченко и его четырем голам этот матч вошел в историю не только итальянского, но и всего европейского футбола. С другой стороны, стоит ли удивляться причастности Шевченко к столь значительному событию, если он на протяжении десяти лет демонстрирует футбол высочайшего класса.
-Что бы вы могли пожелать Шевченко в преддверии Нового года?
- Прежде всего здоровья - ему и всей его замечательной семье. И еще как можно дольше оставаться примером для мальчишек, мечтающих играть в футбол, как Шевченко. Что касается предстоящего чемпионата мира, то я, конечно же, буду болеть за сборную Украины и особенно переживать за нападающего, которого десять лет назад приглашал в "Аланию".
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ