Газета Спорт-Экспресс № 3 (3982) от 10 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 января 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Поделиться мнением о перспективах корейцев в России, а заодно воспоминаниями о Корее и корейском футболе корреспондент "СЭ" попросил известного российского тренера Валерия Непомнящего, отработавшего в Стране утренней свежести четыре сезона

Валерий НЕПОМНЯЩИЙ: "ЭТИ РЕБЯТА В РОССИИ ЗАИГРАЮТ"

-Помните обстоятельства собственного переезда в Корею, Валерий Кузьмич?

- Прекрасно помню. Корейцы подбирали тренера для национальной сборной, и одним из кандидатов был Анатолий Бышовец. Но в те же дни ему поступило предложение из какого-то российского клуба, чуть ли не из "Динамо". Подробности помню не слишком хорошо, но Анатолий Федорович попросил у корейцев время на раздумье. И тогда у них родилась идея: попробовать на эту роль еще и меня. Бышовец в конце концов сборную принял, но в корейских газетах уже пошло: "Непомнящий не отказался бы работать в нашей стране..." И по мою душу обратился в "Совинтерспорт" клуб "Дэу". Начали прорабатывать этот вариант, но оказался я в итоге в другом клубе - "Юконге". Президент лично прилетал за мной в Москву, где все и обговорили.

-И уехали вы в Корею на четыре года.

- Совершенно верно.

-Чем выделяется корейский чемпионат на фоне других азиатских?

- Да, вы правильно говорите - выделяется. Совсем другое отношение к футболу даже в сравнении с Китаем и Японией. Сверхдисциплина! Не назову это "профессионализмом", потому что дисциплина там палочная. Вбивается в сознание с детского возраста. Поразительный клубный патриотизм. Когда я работал, в корейской лиге было восемь команд. Сейчас десять. Никто не вылетает, но каждая игра, пусть даже первой команды с десятой, - будто последняя битва. Ответственность за результат невообразимая. У корейцев сейчас то, что было у нас лет двадцать назад: стать игроком профессиональной команды - уже величайшее достижение. Хотя бы перед близкими.

-Из всех стран, в которых работали, Корея - не самая любимая?

- Комфортнее всего мне было в Японии, даже вопросов быть не может. Отношение и президента, и болельщиков ко мне было такое, что словами не описать. "Если вылетим - ничего страшного..." Крылья вырастали. Но было бы плохо в Корее - четыре года не отработал бы. Мог, кстати, и еще остаться.

-Но только после корейской командировки вы говорили, что год вообще работать не хотите.

- Да. Потому что хотя и не вылетали, а вымотала работа там прилично...

-Сарычева, бывшего торпедовского вратаря, корейцы в самом деле за святого почитают?

- Сейчас ситуация изменилась: он один из тренеров. Но когда играл - так и было. Корейцы вообще склонны к обожествлению футболистов-звезд. Те чувствуют себя прекрасно, эта профессия входит в четверку самых популярных - наряду с политиками, шоуменами и бейсболистами.

-Сарычева в Корее звали Рука Бога.

- Точно. А меня в команде сначала прозвали Компьютером - не знаю, за какие заслуги. Потом переиначили - в Доброго дедушку... "Божественного" ничего не придумали. Не заслужил.

-Из ваших корейских воспоминаний какое самое тяжелое?

- Однажды проиграли финал Кубка - 0:6. Выглядели фаворитами в паре с "Чуннан Дрэгонз", с этой командой прежде пять раз играли и в четырех матчах победили. Выходим на поле, минуте к пятнадцатой три момента не использовали - и получили пенальти в свои ворота. За ним - удаление. "Посыпались" - и 0:6...

-Корейские газетчики умеют "размазывать" тренеров?

- Меня щадили. Хорошо относились. Но в то же время с самым заслуженным клубом страны, "Ильвой", работал бельгиец по имени Рене, так над ним в газетах просто издевались. До конца контракта год не дотерпел, уехал... Вы, журналисты, везде одинаковы.

-Вас удивляет, что корейские игроки потянулись в Россию?

- Уже нет. Еще когда сам работал, говорил корейцам: если буду работать в России, кое-кого из вас непременно приглашу. Корейцы должны очень хорошо адаптироваться к нашему футболу. Они дисциплинированны, быстры, выносливы. Я предполагаю, о каких парнях ведет речь "Зенит": они даже под игровую модель именно этой команды здорово подходят. Одна-единственная проблема: азиату трудно быть одному в европейской стране. Если будут вдвоем, если найдут место со своей специфической едой - все пойдет прекрасно. Им нужно дать время на адаптацию. По уровню мастерства вопросов нет.

-Вы по газетам знаете этих игроков?

- Я даже лично за ними наблюдал. В декабре ездил в Корею на финальные игры плей-офф. Мне на этих ребят указали: "Зенит" к ним присматривается..." Я тоже присмотрелся.

-Их-то что привлекло в России?

- Во-первых, им интересно. Во-вторых, к России совсем другое отношение после выигрыша Кубка УЕФА. Для корейца это новый уровень - почему бы и не приехать?

-Платят у нас лучше, чем в корейском чемпионате?

- Однозначно. В корейском чемпионате никогда много не платили, даже по азиатским меркам. В Китае и Японии зарплаты выше.

-Собак в Корее ели, Валерий Кузьмич?

- В Корее - нет, это в Китае меня однажды накормили. Не сказав, что это собака. У нас неправильно представляют, как корейцы едят собак: это ритуал, никто дворняжек на улицах не хватает... Есть специальные питомники, выводят собак, похожих на чау-чау. Мы же едим свинину, а свинья тоже домашнее животное! В Турции перед каким-то важным моментом положено зарезать барана и раздать мясо бедным - а в Корее приблизительно то же с собаками. В Китае отношение проще, в клубном буфете был шведский стол, мясо - я и попробовал без задней мысли. На меня помощники смотрят во все глаза: "Это собака!" Ничего, проглотил. На индейку похоже, жестковатое мясо.

-Бышовец, кажется, говорил, что собак корейцы едят из-за врожденных проблем с ногами.

- С ногами проблема большая, но только из-за того, что в детстве много занимаются на синтетике и жестких полях. Когда приходят в профессиональную команду, все уже по нескольку раз прооперированы... А собак чаще едят летом. Говорят, помогает жару переносить. Зимой не трогают.

-В Корею вы потом приезжали - помнят вас?

- Помнят.

-Говорят, корейцы отыграли с Хиддинком чемпионат мира, порадовались самим себе - а теперь те же стадионы стоят чуть ли не пустыми.

- Проблема существует. После бума 2003 года начался отъезд тех, кто играл в сборной. И интерес упал. Впрочем, сейчас игрался финал чемпионата - стадион не тот, на котором проводили чемпионат мира, поменьше, но был заполнен. И на сборную ходят. Но интерес к бейсболу, например, всегда был выше, по нему корейцы вообще с ума сходят...

-Ваша сборная Камеруна после поражения от англичан в 90-м всю ночь танцевала. А как переживают поражения корейцы?

- Гораздо сложнее. У них на генетическом уровне заложено: если увидели недовольство тренера, да еще если он начал на них давить, потом страшно тяжело будут отходить от психологического шока. Только со временем оттают. Кстати, Хиддинк здорово овладел мастерством выводить корейцев из этого "штопора". Чудо совершил: от корейской зажатости ничего не осталось. Освободил от главного корейского комплекса - страха проиграть...

-В Корею к вам, кажется, даже "СЭ" доходил?

- Да, я газету выписывал и в Корею, и в Японию. Потом стал читать по интернету. В Китае была проблема: в 7 утра по местному пытался вашу электронную версию читать, а она еще не появлялась. Вот ругался-то! Приходилось до вечера ждать, пока снова до компьютера дойду.

-На память о Камеруне у вас остался орден, о чемпионате мира напоминает итальянская золотая цепочка. Что от Кореи?

- У меня много призов. Смокинг как джентльмену года, личный Кубок Adidas, приз Fair Play. О Корее многое напоминает.

-Сдержанности эта страна вас научила? Там ведь тренер на поле не выскочит - если он, конечно, не югослав...

- Я вам так отвечу: меня даже в Камеруне звали Гее Man. A в Корее, если бы я начал что-то кричать, как на дурачка, посмотрели бы. У них эмоции выражать не принято. Югослав там, кстати, всего четыре месяца продержался. Бельгиец только год отработал. Сейчас, правда, голландцы хорошо себя проявили.

-Дружить русский с корейцем может?

- Еще как! Жена, Полина Павловна, больше моего работала на имидж России. Со всем двором подружилась. Все четыре 25-этажных дома нас знали. Водитель клубного автобуса рассказывал: "Я Достоевского читал, академика Сахарова - но не представлял, что русские такие милые люди... Думал, вы как медведи". Хоть к тому моменту и Агашков в Корее успел поиграть, и Мухамадиев. Вы спрашивали, помнят ли меня? Видели бы сами, как я недавно вернулся в свой район после семилетнего перерыва, эту встречу! Нечто!

Юрий ГОЛЫШАК