ФУТБОЛ |
КУБОК СОДРУЖЕСТВА-2006 |
ТУРНИР НОМЕР 13+1
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Ровно год назад (если быть точным - без одного дня) на страницах "СЭ" был опубликован материал "Турнир с номером 13". Речь в нем шла о Кубке чемпионов Содружества - соревновании, хоть как-то объединяющем футбол бывших советских республик. Турнире, рейтинг которого, к сожалению, тем ниже, чем выше его порядковый номер.
Вячеслав Колосков со свойственной ему прямотой говорил тогда:
- Есть ощущение, что мероприятие формальное. Ностальгия уходит, сплоченности, взаимной тяги больше не чувствуется. Пропал интерес к турниру у ведущих клубов. Но, - неожиданно заключил многолетний президент РФС, - к самой идее мы относимся бережно и Кубок Содружества сохранили.
Далее Колосков разъяснил, что именно удалось сберечь и сохранить. Во-первых, регулярные визиты в Москву Йозефа Блаттера и чуть менее регулярные - Леннарта Юханссона. Во-вторых, съезд президентов национальных федераций, что гипотетически позволяет вести речь о "восточном блоке" в ФИФА и УЕФА. В-третьих, подобие трансферного рынка, который на самом деле больше напоминает блошиный: что-то присмотреть действительно можно, но серьезным бизнесом и не пахнет.
Все это, несомненно, важные вещи. Футбольная политика была, есть и будет, ее никто не отменял. И с Блаттером надо дружить, и с футбольными боссами из Молдавии или Киргизии. Тем более что им самим это нравится. Раз в году - здравствуй, Москва, с полным пансионом! Огни, проспекты, банкеты, встречи... И бесплатное приложение в виде посредственного футбола. Для России, впрочем, оно платное. Но ведь она сама этого хочет, не так ли?
Хочет. Новый президент РФС на недавней встрече в "СЭ" фактически повторил тезисы предыдущего, касающиеся Кубка Содружества. Виталий Мутко признал, что на самом деле это междусобойчик, что нашей не самой богатой федерации он обходится примерно в 300 тысяч долларов, 100 тысяч из которых, правда, в этом году дала ФИФА. И что чемпионы России и Украины не первый год манкируют Кубком, блюдя свои стратегические интересы. После чего тоже призвал не губить начинание, сохранив его по крайней мере как имиджевый проект. Хочется только разобраться, чего больше в откровенно слабом со спортивной точки зрения турнире - пользы для этого самого имиджа или вреда?
В заявке ЦСКА радуют фамилии Жирков, Алдонин, Гусев и Березуцкий. Почему-то только один, Василий. Но люди, беседовавшие с армейскими тренерами, призывают к спокойствию. "Это только для блезиру, - говорят, - чтобы место заполнить в заявке. Ну подумай сам: армейцы за день до начала Кубка выйдут из отпуска, а через два дня уедут на сборы. Какой Алдонин, какой Жирков! Они еще и Самодина с собой увезут". Хорошо, что останутся Салугин и Француз. Первого чуть-чуть знаем, у второго фамилия такая, что грех не поинтересоваться, много ли на самом деле французского в парне из Молдавии.
В заявке "Шахтера" глаз тоже цепляется максимум за пару фамилий. И тоже за такие, что грех не зацепиться: Пуканыч и Флоря. Остальные исполнители из города Донецка известны ограниченному кругу лиц. Как и мастера из юношеской сборной России, в которой самый популярный человек - ее тренер Игорь Чугайнов. Нужных людей собрать ему не удалось - клубы не отпустили, имея на то полное моральное право. Еще несколько человек в заявке, как выяснилось, находятся как бы в горячем резерве. То есть их отпустят, конечно, на игру-две, если возникнет необходимость, но вообще это нежелательно. Почти как в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя!": "Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь".
Какие задачи будет решать эта сборная? Во имя чего выходить на поле, за что бороться, какие связи наигрывать? Пацанам, конечно, можно объяснить: приезжают важные люди, дескать, надо побегать. И они побегают, не сомневаюсь. Даже без премиальных. Но какой во всем этом прок?
Самый простой выход - сказать честно самим себе: довольно профанации, лавочка закрывается. И пригласить тех же самых президентов национальных федераций вместе с мировыми футбольными чиновниками просто в гости, с дружественным визитом, организовав им те же самые огни, проспекты, банкеты, встречи. Неплохо бы при этом еще и подсчитать разницу в расходах в обоих случаях, пустив ее, к примеру, на строительство одного-двух полей в российской глубинке. Благое ведь дело!
Но самый простой выход редко бывает самым правильным. Вряд ли есть болельщики, которым абсолютно все равно, в каком состоянии находится футбол в бывших союзных республиках. И вряд ли кто-то испытывает хоть малейшую неприязнь к командам из Тбилиси и Еревана, Таллина и Бишкека, Баку и Тирасполя. Пусть приезжают, играют на здоровье. Пусть доказывают не нам с украинцами, так хотя бы самим себе, что не ушла в песок кавказская техника, прибалтийская мощь, среднеазиатская резвость. И абсолютно прав Мутко, говоря о необходимости выходить на новый уровень, искать стимулы, менять сроки, а, возможно, и места проведения Кубка. Необходимо добиться, чтобы все три слова в вывеске "Кубок чемпионов Содружества" были честными. А не только последнее, как сейчас.
И вот тогда имеет смысл говорить об имидже. Звать Блаттеров с Юханссонами, устраивать пир горой. В футбольной политике, как и в обычной, тоже ведь можно бряцать оружием, демонстрируя миру совместимость почти уже несовместимого на футбольной почве. Главное, чтобы это бряцание хоть кого-то устрашало. Или, скажем, внушало уважение.
Пока же, будем откровенны, несерьезности в происходящем больше. И эффект от этого, соответственно, отрицательный.