ХОККЕЙ |
НХЛ |
Вчера о завершении своей легендарной карьеры объявил 40-летний хозяин "Питтсбург Пингвинз" Марио Лемье.
Свидетелем его последнего матча был собственный корреспондент "СЭ" в США.
ПО ПРОЗВИЩУ LE MAGNIFIQUE
Обладатель Кубков Стэнли-91 и 92, самый результативный хоккеист НХЛ-87/88, 88/89, 91/92, 92/93, 95/96, 96/97, самый ценный игрок НХЛ-87/88, 92/93, 95/96, лучший новичок НХЛ-84/85. Автор легендарного рекорда всех времен: в январе 1988 года в матче регулярного чемпионата забил голы во всех возможных ситуациях - в равных составах, большинстве, меньшинстве, при исполнении буллита и в пустые ворота.
Олимпийский чемпион-2002, обладатель Кубка Канады-87 - в трех матчах финальной серии СССР - Канада, завершившихся со счетом 6:5 ОТ, 5:6 2 ОТ, 5:6, результат обеспечила связка Лемье (11 голов + 7 передач) - Гретцки (3 гола + 18 передач).
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Природа по отношению к Марио Лемье расщедрилась невероятно, снабдив его невиданным хоккейным талантом. Но, увы, вложила этот талант в малопригодное для хоккея тело.
Карьера игрока, которого в Квебеке называли Le Magnifique (Великолепный), - и впрямь долгая, мучительная и заранее обреченная на поражение борьба с собственным организмом. Гоняя по льду шайбу так, как не умеет и не умел делать никто и нигде, Лемье приобрел: больные колени, сломанную ударом клюшки руку, межпозвоночную грыжу (из-за хронически больной и несгибающейся поясницы он выходил на лед, в прямом смысле слова беря ноги в руки и переваливая их через бортик), редкую костную инфекцию, едва не сделавшую его инвалидом в 25-летнем возрасте, болезнь Ходжкина (разновидность рака), побочные эффекты от лучевой терапии, многократно травмированное правое бедро, одно из сухожилий которого однажды порвалось так "удачно", что прихватило с собой кусок кости, и не поддающийся учету и счету набор "сущих пустяков" вроде растяжения паховых колец и вывернутых плечевых суставов.
Даже части этого джентльменского набора хватило бы, чтобы навсегда изувечить нескольких здоровых людей. За всю свою монументальную карьеру Лемье не отыграл ни одного (!) сезона полностью от начала и до конца. Самым успешным в этом отношении стал сезон-1985/86, когда крепкий 20-летний хоккеист вышел на лед 79 раз в 82 матчах. Но после всех пыток, поставляемых без остановки соперниками, случаем и природой, после более чем четырехсот пропущенных из-за травм и болезней матчей, Великолепный ушел из хоккея в 40-летнем возрасте лишь потому, что организм, отчаявшись подавать намеки, вытащил наконец козырного туза - сердце.
Мне довелось побывать на последнем матче Марио-игрока, хотя о том, что эта встреча - последняя, тогда, конечно же, никто не подозревал. Игра состоялась 16 декабря в Питтсбурге, против "Баффало", на следующий день после того, как Лемье в последней попытке спасти сезон уволил тренера Эда Ольчика. Это был неплохой, упорный матч, завершившийся победой гостей в овертайме. В активе Лемье были одна голевая передача и бросок по воротам. Капитан и владелец команды, конечно же, не задавал темп, зато оттягивал на себя одного-двух соперников, освобождая партнеров. К нам, журналистам, он вышел буквально на полминуты, отделавшись по своему обыкновению общими фразами.
А на следующий день лег в питтсбургскую больницу с аритмией - и больше на лед не вернулся.
При всей потрясающей несправедливости того, что довелось ему пережить, этот, окончательный, уход Лемье из хоккея - правильное и своевременное решение. Не только для здоровья великого игрока, но и для клуба, которому он отдал большую часть жизни.
В Северной Америке бытует мнение (и оспорить его трудно), что Марио был самым талантливым игроком в истории хоккея, перекрывая по уровню индивидуального мастерства Уэйна Гретцки и Горди Хоу, которым куда больше повезло как со здоровьем, так и с командами. Но талант был лишь частью того, что Великолепный дал хоккею.
Он дважды спас "Питтсбург" от банкротства и переезда, запустил на орбиту Яромира Ягра и, проведя десяток лет в беспрестанном лоббировании руководства лиги, сделал хоккей НХЛ таким, какой он есть теперь. К сожалению для Лемье, новая НХЛ пришла слишком поздно, когда он сам был уже на выходе. К сожалению для Питтсбурга, спаситель "Пингвинов" оставляет клуб в том же состоянии, в котором и принял. В этом нет его вины: без Марио "Пингвины" канули бы в Лету еще 20 лет назад. Великолепному было не под силу вытащить команду из нищеты и построить ей новый стадион. Испробовав все возможные способы, Лемье отчаялся и решился продать клуб.
Напоследок - прошедшим летом - Марио думал было купить черно-золотым еще один плей-офф и, сделав ставку на атакующий хоккей "новой НХЛ", приобрел множество дорогостоящих звезд и раскрутил бешеную пиар-кампанию вокруг новичка Сидни Кросби. Новичок оказался хоть куда, но звезды подвели капитана, и "Питтсбург" стал всего лишь еще одной командой-пустышкой: за блеском фирменной упаковки зияла пустота. Сделать для "Пингвинов" что-либо еще было невозможно - ни для Марио-игрока, ни для Марио-владельца, ни для Марио-человека.
Время перевернуть страницу, завершить эру имени себя самого наступило, и Марио прекрасно это понимал. Великолепный тащил на себе бедствующий клуб достаточно долго, пришла пора и отпустить. Пусть теперь "Пингвинов" спасают два пацана, которым, вместе взятым, лет меньше, чем одному Лемье.
Кросби и Малкин, еще не родившиеся, когда Великолепный начинал свою карьеру, примут эстафету. Марио тоже не было и двадцати в 1984 году, когда он впервые выскочил на лед в матче НХЛ, первым касанием шайбы обокрал у синей линии Рэя Бурка и первым же броском по воротам забил красавец гол. Так что - нет ничего невозможного. Дерзайте, ребятки. Пусть мэтр будет вами горд.
А вам, Le Magnifique, хотя бы уже сейчас - крепкого здоровья.
Новости НХЛ - стр. 7 |