Газета Спорт-Экспресс № 18 (3997) от 27 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 января 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

Билл МАККРИРИ: "ГОЛА САМСОНОВА НЕ БЫЛО!"

Окончание. Начало - стр. 1

ДО КОНЦА ИГРЫ ЛУЧШЕ НЕ УДАЛЯТЬ

-Насколько сложно было арбитру НХЛ работать в непривычной атмосфере Олимпиад?

- Естественно, для судьи главное - освоить разницу между двумя сводами правил. Например, ИИХФ всегда подчеркивает, что удалять игроков до конца матча - очень и очень нежелательно. Олимпиада - короткий турнир, и любая дисквалификация может повлиять на распределение медалей. ИИХФ старается этого избегать. В НХЛ же есть жесткие правила, согласно которым в определенных ситуациях арбитр обязан удалить игрока на весь матч. Скажем, удар локтем в голову с нанесением травмы карается автоматически. ИИХФ же настаивает даже на том, чтобы мы "обходили" правило, запрещающее драки. Если два игрока дерутся, нам советуют давать обоюдный малый штраф за грубость.

-Даже если оба сбросили перчатки и "танцуют", как тафгаи в НХЛ?

- В крайнем случае можно дать по 10 минут за неспортивное поведение. Но не удалять до конца. В общем, есть, скажем так, философская разница не только в самих правилах, но и в подходе к ним. Руководство ИИХФ настоятельно советует судьям быть насколько возможно снисходительными к игрокам.

-В чем для вас состоит главная трудность в обслуживании международных соревнований?

- Как мне кажется, самый большой барьер - незнание иностранных языков. Это не критика европейских арбитров, а моя личная беда. К сожалению, могу общаться исключительно на английском, а на международных турнирах приходится работать с лайнсменами из других стран. Как правило, все европейские судьи сносно владеют несколькими языками, и я среди них невыгодно выделяюсь. Если для кого-то из коллег мой английский кажется чересчур быстрым или какой-то термин оказывается непонятным, объясниться бывает сложно, потому что запасных вариантов у меня нет.

-Приходится общаться языком жестов?

- До этого обычно не доходит. Европейские судьи всегда очень внимательны и рады помочь в сложной ситуации. Как я уже сказал, незнание языков - моя проблема. Но благодаря коллегам из Европы ее удается преодолевать.

В ЕВРОПЕ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДВА АРБИТРА

-А кроме языкового барьера, что для арбитра НХЛ представляет наибольшую сложность на Играх?

- Если честно, то труднее всего было ужиться с тем фактом, что олимпийские матчи рефери по-прежнему обслуживает в одиночку. В НХЛ с 1998 года трудятся бригады из двух судей. У меня, конечно, очень большой опыт работы "соло", но на европейских площадках и без правила красной линии это делать гораздо сложнее. Ума не приложу, как мои европейские коллеги еще не взбунтовались. Когда игрок может сделать пас от своего лицевого бортика к чужой синей линии, на широчайшей площадке, одному рефери успеть за игрой практически невозможно.

Угнаться за игроками - уже само по себе тяжелое занятие, но еще и судить при этом по высочайшим стандартам НХЛ... Очень надеюсь, что когда-нибудь в Европе поймут, что с двумя рефери судейство матчей будет значительно лучше. Во всяком случае, на крупных соревнованиях - Олимпиадах и чемпионатах мира - давно пора перейти на нашу систему.

НОУТБУК ДЛЯ РАБОТЫ

-Существует ли значительная разница в, скажем так, "культуре судейства" между североамериканцами и европейцами? И если да, то в чем она заключается?

- В общем-то, конечно. Для нас судейство - единственная работа на полную ставку. В НХЛ есть множество правил и процедур, которые регулируют все вопросы, связанные с транспортировкой арбитров и условиями, в которых они готовятся к матчам. Насколько мне известно, многие европейцы занимаются судейством в свободное от основной работы время. Некоторые из коллег, с которыми я работал на Кубке Шпенглера, рассказывали, что хоккей для них - лишь одно из мест трудоустройства.

-Каким образом это сказывается на судействе?

- Это сказывается на подготовке. Мы работаем постоянно: либо судим, либо разбираем матч, либо готовимся к следующему. На выездах рефери вместе завтракают, обедают, разминаются. В общем, все это наверняка привносит различия в культуру судейства в НХЛ и Европе. Отнюдь не хочу сказать, что европейские рефери менее профессиональны, чем мы. Просто у нас несколько другая ситуация.

-Что именно делает НХЛ для подготовки и поддержания квалификации арбитров?

- Спуску нам лига не дает. У судей есть такой же тренировочный лагерь, как и у игроков. Наш, правда, покороче - от 7 до 12 дней. В этом году был длиннее, чем обычно, из-за новых правил. У рефери НХЛ есть собственный тренер по физподготовке, тоже работающий на полную ставку. Теоретическую часть ведет наш босс Стивен Уалком (директор судейства НХЛ. - Прим. С.М.). Это разборы конкретных правил, с видеофрагментами матчей, разъяснение стандартов судейства.

Однако сборами лига не ограничивается. У каждого арбитра есть ноутбук, который он обязан брать с собой на все матчи. Это делается для того, чтобы наши боссы всегда могли с нами связаться, обменяться видеоматериалами, обсудить спорные вопросы. После каждой игры обоим рефери выдают по видеодиску с ее записью, чтобы мы могли на следующий день детально разобрать матч, обсудить те или иные решения и быть готовыми ответить на вопросы начальства, если они возникнут.

К НОВЫМ ПРАВИЛАМ ДО СИХ ПОР ПРИВЫКАЕМ

-Кстати, о новых правилах. Они, как известно, станут применяться на Олимпиаде в Турине. Насколько трудно оказалось судьям НХЛ к ним привыкнуть?

- Скажу честно, мы привыкаем и сейчас, и наверняка этот процесс продолжится весь сезон. Но я бы не сказал, что новые правила делают нашу работу намного сложнее. Нужно лишь быть более внимательным в отдельных эпизодах.

-В чем именно заключается разница?

- Разница не столько в самих правилах, сколько в их интерпретации. Сейчас, например, мы наказываем все зацепы клюшкой и захваты рукой. Те правила, которые раньше касались лишь создания помех хоккеисту без шайбы, теперь распространяются на все эпизоды. Нынче техничный игрок может демонстрировать свое мастерство, ему стало гораздо легче пасовать и бросать по воротам. Лично я считаю, что новые правила очень помогли игре.

-А что теперь запрещается делать с владеющим шайбой игроком?

- Цеплять клюшкой за руки, талию и ноги. В ходе борьбы за шайбу у бортика нельзя прижимать к нему соперника с целью помешать ему овладеть шайбой. С моей профессиональной точки зрения, нападению сейчас гораздо легче. Это подтверждается и статистикой.

-Для европейских болельщиков хоккейная драка является достаточно экзотическим зрелищем. Многих поражает поведение арбитров НХЛ, которые дают игрокам бить друг друга, подолгу не вмешиваясь в поединок. Вы это делаете сознательно, потому что драка - часть шоу, или просто в целях безопасности?

- В НХЛ существует четкая инструкция по поводу того, как поступать лайнсменам в такой ситуации. Если оба находятся в непосредственной близости от хоккеистов и имеют шанс предотвратить драку, они обязаны постараться это сделать. Но если кулачный бой уже идет и игроки начали наносить удары, причем оба делают это добровольно, лайнсмены не вмешиваются, а ждут момента, пока оба не окажутся в партере или пока один игрок не получит явное преимущество. Тогда судьи должны разнять дерущихся.

НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ТАКОЕ "НЕЙТРАЛЬНЫЙ" СУДЬЯ

-В Европе большое значение придается понятию "нейтральный арбитр". Как правило, стараются не назначать на матч рефери, живущего в городе, который представляет одна из команд. Насколько мне известно, в НХЛ такое не практикуется. Почему?

- Никогда не слышал, чтобы нечто подобное у нас обсуждалось. Бывает, правда, что некоторые генеральные менеджеры обратятся в лигу за разъяснениями: "Почему такой-то судья часто работает на наших матчах?" Или наоборот: "Почему мы давно не видели такого-то?"

-Хотите сказать, что у команд НХЛ есть "любимые" и "нелюбимые" арбитры?

- Это, наверное, сложно предотвратить. Бывает, менеджеру запомнится какое-то обидное поражение, и он имеет зуб на рефери того матча. Но термин "нейтральный судья" мне непонятен. Судьи не могут быть другими. Что же касается того, где живет арбитр, то лига, скорее, наоборот, предпочтет назначить кого-то живущего поблизости, чтобы сэкономить на переездах.

-В НХЛ когда-нибудь поднималась проблема предвзятого судейства?

- Ни разу. Я работаю в НХЛ уже 24 года и ни разу не слышал, чтобы кто-либо обвинил рефери в предпочтении или предвзятости к одной из команд. В ошибках обвиняют, но в намеренной несправедливости или коррупции никогда. Могу с уверенностью сказать, что на моем веку такой проблемы в НХЛ не было.

-С точки зрения арбитра, есть ли какие-то особенности, невыгодно отличающие европейских игроков НХЛ от североамериканских?

- Что ж, было несколько европейцев, и один из них русский, у которых отсутствовало уважение к судьям. Насколько мне известно, это - одна из проблем хоккея в Старом Свете. В Северной Америке существуют нормы профессиональной этики, к которым некоторые игроки не могут привыкнуть. Называть фамилии не стану, но их не так уж и много.

КОВАЛЬЧУК ИСПРАВИЛСЯ

-А как насчет некоторых нарушений правил, к которым европейцы "тяготеют" больше? Например, симуляция.

- Перед каждым матчем судьи совещаются и советуют друг другу обращать внимание на игроков с определенной репутацией, но европейцев среди них не больше, чем канадцев.

-Такая репутация была у Ильи Ковальчука...

- На мой взгляд, он исправился. Теперь у него другая репутация - одного из самых одаренных игроков лиги.

-Какой эпизод в вашей карьере запомнился больше всего?

- Ух, так сразу и не скажешь. Я ведь 11 раз судил в финалах Кубка Стэнли, а это уже само по себе - ключевое событие в жизни каждого арбитра. Не скажу, что есть какой-то определенный эпизод, за который мне по-настоящему было бы стыдно.

-Это в НХЛ. А на Олимпиадах?

- Больше всего запомнились буллиты в полуфинальном матче Канада - Чехия в Нагано. До этого я раньше никогда не видел буллитов. Потом - две игры США - Россия в Солт-Лейк-Сити. Это, наверное, были самые напряженные встречи обеих Олимпиад. Но, наверное, самое грандиозное событие - финал Канада - США.

-Кстати, с буллитами в нынешнем сезоне вам пришлось познакомиться поближе. Что думаете о подобном нововведении?

- Не уверен, что победитель в хоккейном матче должен определяться таким способом. Но надо признать, что болельщики от этого без ума. Так что отношение неоднозначное. С другой стороны, в плей-офф мы буллиты не введем никогда.

-Но для вас это было бы полегче, чем судить матчи с 3 - 4 овертаймами.

- Ничего, это не страшно. Тем более что в овертайме игроки обычно очень осторожны и часто правила не нарушают.

-У вас есть желание поработать на предстоящей Олимпиаде?

- Желание было, но в туринскую бригаду меня не включили.

-Есть какая-то причина?

- Я ездил на две последние Олимпиады, пришло время дать поработать другим. Это правильно, и я рад за тех, кто отправится на Игры в первый раз.

Слава МАЛАМУД

Вашингтон