ОЛИМПИЗМ |
ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 14 ДНЕЙ |
ЛЫЖИ |
Тор-Арне ХЕТЛАНД:
"ЧТОБЫ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ С РУССКИМИ, ГОТОВ ОТПРАВИТЬСЯ ХОТЬ В СИБИРЬ"
Уле-Кристиан СТРЕМ |
из Осло |
ДОСЬЕ "СЭ" |
Тор-Арне ХЕТЛАНД
Родился 1 января 1974 года в Тронхейме.
Чемпион Олимпийских игр-2002 (спринт), чемпион мира-2005 (командный спринт) и 2001 (спринт и эстафета 4x10 км), вице-чемпион мира-2005 (спринт), бронзовый призер чемпионата мира-2003 (спринт).
Одной из ярчайших звезд сборной Норвегии, с которой в этой скандинавской стране связывают надежды на две золотые олимпийские медали - в индивидуальном и командном спринте, на предстоящих Играх в Турине является 32-летний лыжник Тор-Арне Хетланд. В преддверии Олимпиады специальный корреспондент "СЭ" взял у гонщика интервью, в котором олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити признался, что мечтает тренироваться вместе с российскими лыжниками.
- Русские - настоящие академики в лыжном спорте, у них всегда есть чему поучиться, - считает Хетланд. - И если будет возможность провести совместный сбор с российской командой, я готов отправиться ради этого хоть в Сибирь.
-В Турине вы будете отстаивать свой титул в спринтерской гонке. Что для вас значат предстоящие Игры?
- Для меня любая Олимпиада - не более чем очередное лыжное соревнование. Я смотрю на Игры лишь как на возможность еще раз посостязаться в солидной компании и далек от каких-то политических и иных сравнений. Конечно, мне хочется, чтобы после этих гонок настроение было хорошее. Но еще важнее доставить своим выступлением наслаждение болельщикам. Помните, каким драматичным оказался дебют спринта в олимпийской программе четыре года назад? Я ведь тогда выиграл в финальном забеге у немца Петера Шликенридера всего 0,1 секунды! А итальянца Кристиана Дзордзи, ставшего бронзовым призером, со мной разделили 0,3. Вот бы и в Турине так славно получилось!
-Кто, на ваш взгляд, будет там главным претендентом на спринтерское золото?
- Шведы Бьорн Линд и Тобиас Фредрикссон. Хороши и ребята из нашей сборной - Кьольстад, Иверсен, Хаттестад... А всего, думаю, человек 15 - 20 вполне могут претендовать на успех в этом виде олимпийской программы.
-На ваш взгляд, сегодня победа в олимпийской спринтерской гонке престижнее, чем четыре года назад в Солт-Лейк-Сити?
- В таких странах, как Германия, Австрия, Италия, в тренировочном процессе спринту всегда уделялись достойные место и время. А вот в Норвегии, несмотря на наши успехи на коротких дистанциях, все же наибольшей любовью у болельщиков пользуются марафоны. Особенно у фанатов лыжного спорта со стажем. Для скандинавов ничто не может сравниться с победой на Играх в 50-километровой гонке. Думаю, в такой традиционно лыжной державе, как Россия, ситуация такая же. Все-таки дистанционная гонка лучше, чем спринт, передает философию, дух лыжного спорта. Не случайно прекрасные спринтеры вроде россиянина Василия Рочева или норвежца Йенса-Арне Свартедаля успешно выступают и на стайерских дистанциях.
-А вы сами планируете стартовать в Турине в какой-либо еще гонке кроме индивидуального и командного спринта?
- В принципе я заявлен именно на эти две гонки. Хотелось бы, конечно, выступить и на длинных дистанциях, но у Норвегии очень много сильных гонщиков, которые отобрались в этих дисциплинах. Впрочем, все может еще измениться.
-Вы один из первых в мире, кто начал специализироваться в спринте. С тех пор отношение к нему изменилось, и сейчас подготовкой спринтеров занимаются отдельные тренерские группы.
- Да, раньше спринт считался чем-то несерьезным по сравнению с марафонскими дистанциями, хотя любой тренер скажет вам, что воспитать классного специалиста по сверхкороткой дистанции крайне трудно. Вы, например, знаете, что гонщики, отдающие предпочтение 50-километровому марафону выполняют на тренировках несколько меньший объем работы, чем спринтеры. К тому же спринт - очень нервная дисциплина. Там каждый забег - как маленькая жизнь. Но я далек от мысли сравнивать по значимости медали в дистанционной гонке и спринте.
-Какова, на ваш взгляд, оптимальная длина спринтерской дистанции?
- Думаю, более 1500 м. Слышал, что предлагалось проводить спринт на 500-метровом отрезке. На мой взгляд, это неверно, так как может привести к появлению гонщиков, занимающихся только спринтом, и более ничем. А это неправильно, такая узкая специализация лыжному спорту ни к чему.
-Вам нравится, когда спринтерская трасса проложена по центральной улице большого города, как, скажем, в Дюссельдорфе, или вы все-таки приверженец традиционных лыжных стадионов?
- По-разному бывает. Но для привлечения зрителей, наверное, лучше устраивать спринтерские этапы в городах, прокладывать дистанцию прямо по заснеженным улицам. Это ведь здорово - все время бежать на глазах болельщиков, постоянно слышать, как 25 - 30 тысяч глоток орут, поддерживая тебя.
-Кто будет вашим главным болельщиком в Турине?
- Моя жена Гури. Поженились мы в 2004 году, хотя знакомы уже больше 15 лет.
-Вы известны в Норвегии и за ее пределами как фанат лыжных гонок. Какие еще виды спорта вас привлекают?
- Я родился и живу в Тронхейме, а жить там и не быть болельщиком футбольного "Русенборга" просто невозможно. Кстати, турнирная судьба моего любимого клуба довольно часто пересекается с русскими командами, и, как правило, мы им уступаем. Надеюсь, в лыжных гонках я беру убедительный реванш. Правда, на прошлогоднем чемпионате мира в Оберстдорфе Василий Рочев обошел меня в финале спринта, но, думаю, в Турине мне удастся восстановить статус-кво. А кроме футбола я еще увлекаюсь сноубордом и дайвингом.
-Раз уж вы упомянули свое противостояние с Речевым в Германии, что скажете о перспективах российского лыжного спорта?
- Я уже отмечал, что у русских тренеров и спортсменов есть чему поучиться. Даже нам, норвежцам. А раз так, то перспективы эти блестящие. Думаю, уже на туринской Олимпиаде эти мои слова получат подтверждение. Результаты россиян в Кубке мира двух последних сезонов свидетельствуют о том, что у них есть потенциал. И это, заметьте, после ухода целой плеяды знаменитых и титулованных гонщиков, болезненной смены поколений. На мой взгляд, у новой русской сборной уже появился настоящий командный дух, а ведь многим входящим в нее спортсменам нет еще 25 лет, тому же Рочеву всего 25. В общем, впереди у нашей сборной очень тяжелое десятилетие. Ведь эти парни будут серьезно прогрессировать, и нам нельзя упустить момент, когда они превратятся в настоящую угрозу для нас на лыжне. Но в Турине, полагаю, сборная Норвегия все же будет лучшей.