ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
ЛЫЖИ |
С УМА СОЙТИ!
От такого действительно можно сойти с ума: 23-летний россиянин Евгений Дементьев, до вчерашнего дня не входивший в число сильнейших, обыграл в дуатлоне всю мировую элиту! Фантастика - он завоевал золото в первой же своей гонке на Олимпиадах!
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Праджелато |
В олимпийских пресс-центрах Турина есть внутренняя информационная сеть для аккредитованных журналистов. Ею очень удобно пользоваться в экстренных случаях. Когда нужны срочные данные о каком-то событии, например, или о человеке. Вчера в пресс-центре лыжного стадиона в Праджелато был экстренный случай. Мы с коллегой Ровшаном Аскеровым ворвались в рабочий зал после пресс-конференции призеров мужского дуатлона и увидели: в длинном ряду компьютеров Info-2006 на всех мониторах открыта одна и та же страница - биография российского лыжника Евгения Дементьева.
Несколько сотен репортеров из ведущих изданий и агентств мира впитывали скупую на детали информацию о чемпионе из России и в телеграфном темпе отправляли ее в свои редакции. 23 года, холост, живет в Ханты-Мансийске, тренер Юрий Бородавко. До вчерашнего дня имел в активе единственную победу в топ-соревнованиях: год назад стал первым в том же дуатлоне на этапе Кубка мира в шведском Фалуне. Вот и все, собственно говоря. Для полноты картины не хватает лишь фразы: "Знак ГТО на груди у него, больше не знали о нем ничего".
Они не знали. А мы? Тоже ведь кинулись листать справочники, чего греха таить. И выяснили ненамного больше: студент Академии МВД, родился в поселке с говорящим за себя названием Таежный, хобби - охота. Худо-бедно набралось крошечное сухое досье. А тридцатью минутами ранее тот, на кого оно было в спешном порядке заведено, демонстрировал всему миру переполненную счастьем душу. Ту самую, которой не отыскать ни в одном справочнике, ни в одной информационной системе.
- Что вам сказать?! - то ли кричал, то ли выдыхал Дементьев через тридцать секунд после финиша в мой диктофон. - Я готов сказать вам все, но что говорить, не знаю. Понимаете?! Не знаю, какие нужны слова. Я.. Вы.. Давайте, спрашивайте... Но я сейчас могу не ответить... Или ответить не то...
Его грудь вздымалась, как кузнечные меха, от глаз можно было получить ожог последней степени, а из треснувшей нижней губы сочилась кровь. Это было особенно заметно на фоне улыбки, шире которой сложно что-то себе представить.
Неспециалисты действительно мало знали о нем. Хотя многие слышали, наверное, о системе набора очков в лыжной сборной, о строгостях подхода к формированию команды перед Турином. Так вот у Дементьева до самого последнего момента этих самых очков не хватало. У него была своя система подготовки, предусматривающая редкие старты. "Закон суров, Женя, но это закон, - говорили ему. - Набирай очки, иначе Олимпиады тебе не видать". А он не набирал. "Ему покровительствует Елена Вяльбе", - стали говорить вокруг. Наша прославленная чемпионка и главный тренер сборной в случае с Дементьевым действительно решила встать над системой. "Я возьму его в сборную и без нужного количества очков", - говорила она. И получала мощную дозу критики. А отец Дементьева так и не успел оформить поездку в Турин. Он тоже долго не знал, нужен ли его сын сборной или нет.
Вчера Вяльбе плакала. Не навзрыд, конечно, потому что вокруг было много счастливых и охрипших людей, пристающих к ней с вопросами. Как это случилось, почему? Ведь незамолкающий крикун-диктор за всю гонку произнес фамилию Дементьева только раз, когда тот стоял на старте. Ведь всю дистанцию впереди красовались гусары-итальянцы, использовавшие вместо топлива крики публики. Ведь даже наши, российские болельщики на финише были готовы к роли посторонних на чужом празднике жизни - до тех пор, пока в течение пятнадцати секунд все не встало для них с ног на голову!
Вяльбе плакала потому, что знала: Дементьев - классный финишер-темповик с репутацией хищника в длинных коридорах. Она видела его в работе, она верила в него. И оказалась права. Все просто на самом деле: видишь, веришь, собираешь урожай. Правда, при кажущейся этой простоте после победы Дементьева у всего административного и руководящего состава сборной вчера дрожали подбородки. А менеджер команды Юрий Чарковский в разгар общения с прессой вдруг достал из кармана икону Георгия Победоносца, подаренную нашим лыжникам еще перед Солт-Лейк-Сити, и бережно предъявил ее как полноправную соучастницу победы. И в микст-зоне после победы обнимались вчера самые необычные пары - интервьюер и интервьюируемый, например.
В сухих досье, слава богу, вы такого не найдете. Это должно жить в людях.