Газета Спорт-Экспресс № 33 (4012) от 14 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 февраля 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

НАШ БЫВШИЙ ЛЕГИОН

ДОСЬЕ "СЭ"

Августин ЭГУАВОН

Родился 19 августа 1965 года.

Место рождения: Бенин-Сити, Нигерия.

Рост: 192 см. Вес: 85 кг.

Гражданство: Нигерия.

Защитник.

Клуб в России: "Торпедо-Лужники" (1997 - 1999).

Дебют: 12 апреля 1997 года в матче "Торпедо-Лужники" - "КАМАЗ" (2:0).

В чемпионате России (премьер-лига) провел 25 матчей, забил 1 гол.

Предыдущие клубы: "ННПК" Уорри (1984), "Бендел Иншурэнс" Бенин-Сити (1985), "АКБ" Лагос (1986) - все Нигерия, "Гент" (1986 - 1991), "Куртрейк" (1991 - 1995) - оба Бельгия, "Оренсе" - Испания (1996), "Сакраменто" США (1996).

Последующий клуб: "Слиема Уондерерс" Мальта (1999 - 2001).

Тренерская карьера: "Слиема Уондерерс" Мальта (2000 - 2001), "Бендел Иншурэнс" Нигерия (2002), юношеская сборная Нигерии (2002 - 2003), помощник главного тренера сборной Нигерии (2003 - 2005), главный тренер сборной Нигерии (с сентября 2005 года).

Победитель Кубка Африки 1994 года, серебряный призер Кубка Африки 1988 года, бронзовый призер Кубка Африки 1992 года. Участник чемпионатов мира 1994 и 1998 годов.

Прозвища: Август, Слон.

Владимир КОНСТАНТИНОВ

"Черный, как уголь, здоровый, как слон, - это защитник наш Эгуавон!" Не знаю, почему мне врезалась в память эта фанатская речовка, услышанная впервые почти десять лет назад. Может, оттого, что прозвучала она тогда, как гром среди ясного неба?

Дело было морозным утром в ноябре или декабре 1997 года. Мы с Августином на его белой "семерке" отправились на Ленинский проспект - перекусить, а заодно переговорить для газеты об итогах сезона. Едва припарковались и вышли из машины, как неподалеку от кафе нарисовалась стайка юных торпедовских болельщиков с шарфами черно-белых клубных цветов. Они-то, словно специально поджидавшие нас в этом месте, и выдали незамысловатую тираду. Когда я перевел слова на английский, Эгуавон добродушно рассмеялся.

Не удивился бы, произойди подобное с кем-нибудь из спартаковцев или армейцев, у которых в Москве десятки тысяч фанатов. Но вот так, случайно, нарваться в городе на поклонников "Торпедо-Лужников" - клуба, которому к тому моменту, по сути, не исполнилось года, никак не рассчитывал. Хотя прекрасно понимаю, что речь в данном случае следует вести не столько о популярности команды, сколько самого футболиста - более чем экзотичного по тем временам в России.

Августин Эгуавон стал первым африканцем в нашем чемпионате. Во всяком случае, в высшем дивизионе. Так что с точки зрения пиара его приглашение было беспроигрышным ходом. Но главное, разумеется, не это. Гораздо важнее, что он оказался первым легионером в России с, так сказать, подтвержденным качеством игры. К моменту приезда в Москву Эгуавон был не только признанным лидером и капитаном сборной Нигерии, но и многого с ней добился. В 1994 году, к примеру, выиграл в составе национальной команды Кубок Африки и участвовал в финальной стадии чемпионата мира в Штатах. Нынешнее поколение иностранных сборников о таких достижениях может только мечтать!

Да и характер у нигерийца - в пример многим теперешним звездам - оказался что надо. Не припомню, чтобы он жаловался на холодную погоду, бытовые неурядицы или что-то еще. Хотя условия жизни у первопроходца были отнюдь не такие, как в прошлом году у Манише или Коштиньи. Жил он в обычной "двушке" в Митине, ездил, как уже сказано выше, на "жигулях", обедал нередко в "Макдоналдсе" на Пушкинской.

Но самое любопытное, что в конце 96-го Эгуавон ехал в одну команду, а по иронии судьбы оказался в другой. Пока он подписывал контракт и оформлял въездные документы, власть в ЦСКА переменилась, и футболисту пришлось вместе с Александром Тархановым и целой группой бывших армейцев переезжать в Лужники. Впрочем, нигериец отнесся к метаморфозе по-философски: "Если бы я до того провел в ЦСКА, скажем, сезон, то, возможно, и сожалел бы о расставании с ним, а так мне в принципе было все равно, за какую из двух команд выступать".

В "Торпедо" Августин отыграл два сезона. В общем-то успешно. Параллельно поучаствовал с черно-белыми в Кубке Интертото, а со сборной Нигерии - в чемпионате мира во Франции. В начале 1999 года получил травму, в результате которой и был вынужден уехать на лечение за границу.

Карьеру игрока Эгуавон закончил на Мальте в клубе "Слиема Уондерерс", причем последний год был там играющим тренером. Затем вернулся в Нигерию, где сначала работал с "Бендел Иншурэнс" из родного города Бенина, потом - с юношеской сборной страны, а в сентябре прошлого года получил пост главного тренера национальной команды. Это, кстати, тоже уникальное достижение для иностранцев, оставивших след в российском футболе. Вряд ли в обозримом будущем кто-нибудь из наших бывших или нынешних легионеров возглавит сборную той или иной страны.

Все эти годы мы регулярно перезванивались с Эгуавоном, а встретились, как это нередко бывает, у живущих далеко друг от друга знакомых, нежданно-негаданно. В минувшем январе мне довелось освещать подготовку к сезону "Динамо" на юге Португалии. Там же, как выяснилось, тренировалась перед Кубком Африки и сборная Нигерии. Узнав, что по соседству на поле отеля Ria Park бело-голубые проводят товарищеский матч с "Майнцем", Эгуавон отложил все дела и пришел поддержать москвичей в компании выступающих в России Одиа и Энакархире. Там и прошла беседа. А чуть раньше состоялась еще более трогательная встреча Августина с бывшими товарищами по "Торпедо" Дмитрием Хохловым и Игорем Семшовым, ныне защищающими цвета "Динамо".