ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
БОБСЛЕЙ |
Вчера олимпийскими чемпионами в турнире двоек стали немцы Андре Ланге и Кевин Куске. Россияне Александр Зубков и Алексей Воевода заняли четвертое место.
МЕДАЛЬ БЫЛА БЛИЗКА...
Сергей БУТОВ |
из Чезаны |
С ПОГОДОЙ ПОВЕЗЛО, С ЖЕРЕБЬЕВКОЙ - ТОЖЕ
Держу пари: первое, что сделали российские бобслеисты, проснувшись субботним утром, - ринулись к окну. И картина, представшая их взорам, вряд ли могла чем-то порадовать - из мышиного цвета неба крупными хлопьями валил снег.
Но когда, уже отчаявшись, россияне окончательно прокляли местных синоптиков, которые накануне предсказали, что день будет без осадков, в горах чудесным образом распогодилось. Выглянуло долгожданное солнце, о существовании которого в Чезане уже успели подзабыть, зажурчала весенняя капель.
Сказка, а не день! Небесная канцелярия словно сжалилась над Александром Зубковым, для которого снег в ходе гонки означал крушение всех надежд. Не только на победу - вообще на высокое место.
Повезло нам и с жеребьевкой. Компьютер выгадал Зубкову вполне комфортный третий стартовый номер - вслед за швейцарцем Мартином Анненом и хозяином трассы Симоне Бертаццо. Остальным конкурентам предстояло пройти трассу позже. Еще одного россиянина - Евгения Попова, в группу сильнейших по итогам Кубка мира, увы, не попавшего, жребий отправил на дистанцию только шестнадцатым.
ЛЮДЕРСУ И БРАУНУ ПОМОГ СЛУЧАЙ
Зрителей по сравнению с турниром саночников прибавилось прилично. При этом подавляющее большинство из них предпочло рассредоточиться по наиболее зрелищным участкам трассы, нежели сидеть на финише, где толком ничего и разглядеть нельзя. Тем не менее вислоусый дедуля-волонтер наотрез отказался пускать меня на трибуну. Больше всего поразила его формулировка: "Зрителям бы мест хватило!" Глаза наотрез отказывались верить в то, что на заполненной максимум на четверть трибуне кому-то может не хватить места. Вот уж действительно мудрость не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит в одиночку.
Из-за неуместной принципиальности пожилого волонтера вашему корреспонденту пришлось идти в обход, о чем я спустя всего минуту горевать перестал. Возле одного из виражей толпилась группа болельщиков, причудливо раскрашенных в национальные цвета Германии и Канады. Они держали в руках забавный плакат на английском языке, который в вольном переводе на русский звучал так: "Пьер, нам без медали не наливают".
Наиболее шумный из фанатов, немец по имени Артур, объяснил, в чем тут дело. Артур и его друзья - члены официального фан-клуба канадского пилота Пьера Людерса, который существует аж с 1995 года и базируется в Винтерберге. Оказывается, Людерс в компании с разгоняющим Джеком Пиком выиграл в этом немецком городишке свою первую в карьере медаль чемпионата мира - серебряную. Когда канадец после финиша подошел со своим партнером к палатке с пивом, продавец, увидев на груди Людерса медаль, заявил: "Парень, тебе я налью бесплатно". И налил. А спустя какое-то мгновение Людерс передал свою медаль одному из местных болельщиков, которому также налили полную кружку. Медаль канадца пошла по рукам - пиво в тот день лилось рекой.
Незадачливый продавец уже давно понял, что его обманывают, но решил: гулять - так гулять. "Пивной марафон продолжался до двух часов ночи, - уточнил Артур, который, судя по мечтательному взгляду, принимал в нем самое активное участие. - С тех пор мы полюбили Людерса всей душой и периодически выезжаем на соревнования, чтобы поддержать его. Ну и своих, разумеется".
А вот и сам Людерс, легок на помине! Несмотря на то что канадцу через полчаса предстояло брать старт, он не поленился лично поприветствовать свой фан-клуб. Грех было не воспользоваться случаем - и я задал Людерсу вопрос о его разгоняющем Ласселесе Брауне.
Оказалось, тут своя, весьма занимательная история. Браун, выходец с Ямайки, долгое время пытался получить канадское гражданство, но безуспешно. Наконец перед Людерсом обозначилась малоприятная перспектива остаться в Турине без своего брейкмена. И тут на помощь пришел случай.
- В Канаде есть такая женщина Энн Маклиллан, достаточно влиятельный политик, - рассказал Людерс корреспонденту "СЭ". - Так вот, моя мама абсолютно случайно столкнулась с ней в цветочном магазине. Они поздоровались... Знаете, у нас в стране политики всегда здороваются с простыми людьми - вдруг ты окажешься в ее избирательном округе? Мать рассказала Энн о проблеме, с которой мы столкнулись, и та оставила свой телефон со словами: "Пусть Пьер мне позвонит". И ведь не обманула - через пару месяцев Ласселес без лишнего шума получил гражданство.
-А почему нельзя было сделать официальный запрос, скажем, на имя премьер-министра страны с просьбой предоставить Брауну гражданство вне очереди?
- Такие вещи нельзя решать на официальном уровне. Понимаете, у нас довольно строгие иммиграционные законы. Если бы всплыл тот факт, что Браун получил гражданство раньше положенного срока, разразился бы нешуточный скандал. Это же прецедент.
У ХЕПФНЕРА КОНЬКИ С ПОДОГРЕВОМ?
Счастливое разрешение непростого вопроса давало основание включить Людерса в число главных претендентов на олимпийское золото. Этот список помимо Зубкова и Воеводы включал еще швейцарцев Мартина Аннена и Беата Хефти, американцев Тодда Хэйса и Павле Йовановича, а также два немецких экипажа - Андре Ланге с Кевином Куске и Маттиаса Хепфнера с Марком Кюне.
Вокруг Хепфнера, кстати, накануне гонки разразился нешуточный скандал. В субботу в пресс-центре появился русскоязычный менеджер американской сборной Ленни Кастен, который размахивал ксерокопией статьи из какой-то немецкой газеты и двумя страничками ее английского перевода. Заголовок звучал так: "Холодные коньки с подогревом?" В статье утверждалось, что отдельные немецкие экипажи используют в подготовке полозьев для своих бобов запрещенные Международной федерацией (FIBT) материалы и методы - в частности, обрабатывают коньки плазмой. Приборы, которыми измеряют температуру коньков сотрудники FIBT на старте, не способны выявить отклонения. Но при этом такие коньки обладают повышенной прочностью, идут по льду, словно нож сквозь масло.
Не совсем понятно, кому из немецких журналистов вдруг понадобилось поднимать бучу за считаные дни до старта турнира, который способен принести стране не одну медаль. Тем не менее дыма без огня не бывает. Новая информация заставила по-иному взглянуть на результаты, которые показывал Хепфнер во время тренировочных заездов.
С тех пор как в 1952 году в бобслее было введено ограничение по весу экипажа, эру бобслеистов-толстяков сменила эпоха бобслеистов-атлетов. На первый план вышел старт, и возникла пословица: "Каков разгон, таков и финиш". Одна "сотка" отставания на старте при одинаковом пилотировании обязательно трансформируется на финише в три "сотки".
Однако Хепфнер уже здесь, в Турине, не уставал эту присказку-аксиому опровергать. Скажем, во время своего единственного заезда в последний тренировочный день он проиграл почти идеально прошедшему трассу Ланге на старте аж восемь сотых секунды, но на финише сумел удержать этот разрыв. Варианта два: либо Хепфнер - гениальный пилот, либо дело здесь действительно нечисто.
Кому как, но в первое лично мне верится с трудом.
РЕКОРД РАЗГОНА - НАШ
Темп гонке задал Аннен - 4,79 на разгоне, и швейцарец приехал на финиш с новым рекордом трассы - 55,54. Через один экипаж стартовали Зубков с Воеводой и сделали это просто блестяще - 4,76 - есть новый рекорд разгона. В какой-то момент Зубков "вез" швейцарцу целых 17 сотых секунды, но получил на 14-м вираже борт, следом за ним юз, потерял скорость и приехал на финиш с тем же временем, что и Аннен. Члены экипажа восприняли этот факт совершенно по-разному: Воевода, увидев на табло повторение первого результата, радостно (но при этом, учитывая размеры своих бицепсов, аккуратно) застучал Зубкову по шлему, а тот, понимая, что допустил ошибку, с досады от души приложился ладонью по бобу.
Следом на трассу ушел Ланге и на второй отсечке проигрывал начальному графику Зубкова целых 11 сотых. Но немец в отличие от россиянина ошибок в пилотировании не допустил и, набрав фантастическую скорость, на финише мощно накатил: 55,28 - рекорд трассы!
В опасной близости от Зубкова и Аннена по итогам первой попытки расположились Людерс и Хепфнер. Чуть поотстал Хэйс, не говоря уже о Попове с Романом Орешниковым - второй российский экипаж приехал на финиш лишь 20-м.
ОДИН ВОПРОС ОТПАЛ
Главными героями второй попытки стали Людерс и Браун. Свежеиспеченному канадцу очень подошел его гоночный шлем, в котором он чрезвычайно похож на злодея Дарта Вейдера из "Звездных войн". Экипаж взял с места в карьер - 4,77, а на трассе Людерсу удалось избежать даже малейших оплошностей - 55,50.
Стартовавший следом Хепфнер проиграл канадцу сразу 0,32, а Зубков и того больше - 35 "соток". Перед стартом Воевода перекрестил и себя, и боб, но это, увы, не помогло - наш пилот вновь допустил ошибку: на этот раз на входе в самую техничную связку трассы, на 6-м вираже. Аннен ошибся ровно на том же месте, но потерял в скорости не так сильно, как россиянин, и финишировал вслед за Людерсом.
Когда стартовал фаворит - Ланге - произошло то, что сплошь и рядом случается на Олимпиадах. Рука разгоняющего Куске при разгоне сорвалась с ручки боба, и огромный немец повис на машине, как макаронина. Каким образом Куске удалось-таки затащить самого себя в боб, знает только он. Насмерть перепутанный Ланге прилично "насобирал" по трассе, но быстрая, как ракета, машина вновь вывезла немца сухим из воды. Те 0,06, что отделяли его от Людерса перед вторым днем - не бог весть какое преимущество, но все же кое-что.
Россияне же своему пятому месту по итогам двух попыток здорово расстроились. Ни Зубков, ни Воевода, ни кто-либо из членов российской сборной не вышел после финиша к журналистам, которые больше получаса ждали их в смешанной зоне. Впрочем, не рано ли наши загрустили? Да, вопрос о золоте для ведущего российского экипажа, называя вещи своими именами, отпал. Но ведь оставались другие вопросы!
ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ "ВАРЯГ"?
Впрочем, как не тяжело это признавать, но будущее продвижение Зубкова и Воеводы по турнирной таблице напрямую зависело от погодных условий. Об этом мне вчера утром говорил и президент Федерации бобслея России Валерий Лейченко:
- Конечно, задел нужно было делать вчера, когда снега не было, а сегодня стараться изо всех сил этот задел сохранить. Не получилось. Придется по давней российской традиции героически преодолевать сложности.
-Вы, как погляжу, духом не падаете?
- Да ни за что! Врагу не сдается наш гордый "Варяг".
За час до старта третьей попытки по одному из немецких каналов шла программа о бобслее. Вчерашний день дотошные до фанатизма немцы целиком разобрали по полочкам. Почти десятиминутный сюжет был посвящен уже известной вам ошибке Куске на старте. В качестве соведущего программы телевизионщики пригласили олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира Кристофа Лангена. Тот, стоя рядом с бобом, на пальцах объяснял, в чем именно заключалась ошибка разгоняющего. Ох уж этот Ланге! В тот момент, когда показалось, что фортуна железной рукой схватила его за глотку, он все равно выкарабкался.
Тот момент запал в душу многим. Вчера в микст-зоне Хэйс в сердцах сказал мне: "Если бы на месте Ланге оказался любой другой экипаж, он бы стопроцентно отвалился на десять мест назад. Но Андре еще умудрился сохранить первое место. Чертов немец!"
ХЕПФНЕРА ЗУБКОВ ОТОДВИНУЛ...
"Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" - если бы великий поэт оказался вчера на бобслее, он бы еще не такое написал. Аккурат к началу заездов снег повалил с жуткой силой, и, признаюсь, проскользнула подленькая мыслишка: а ну как возьмут организаторы да и перенесут гонку. В конце концов, чем бобслеисты хуже горнолыжниц, которым из-за такой же отвратительной видимости не далее как вчера отменили турнир в супергиганте?
Желоб до поры до времени был закрыт от снегопада тентами - но разве это спасение? Было ясно: к тому моменту когда Зубков впервые выйдет на старт - а россиянину достался 7-й порядковый номер, - вся трасса уже будет засыпана.
Первым из группы лидеров на дистанцию ушел Хепфнер. Начал с бездарного старта и окончил сверхскоростным финишем. Но ошибок, на наше счастье, все же понаделал прилично, в частности получил смачный борт - 56,24. Людерс в своем третьем заезде заметно перестраховывался и в этом преуспел - 56,11. Ланге также особо на рожон не лез (особенно на разгоне) и поначалу уступал канадцу, но внизу не только вернул проигранное, но и "привез" Людерсу 0,10.
Зубков с Воеводой показали второй старт дня - 4,84 и проехали в целом здорово. Остался доволен попыткой и сам пилот, победно вскинувший руку на финише. Промежуточная задача на пути к бронзе была выполнена - Хепфнер остался позади.
Оставалось дождаться Аннена. Швейцарец свою третью строчку таки удержал, но исключительно благодаря сумасшедшему старту - 4,80. На финише же проиграл и Ланге, и Людерсу, а главное - Зубкову. И отставание россиян от третьего места сократилось до 0,12.
...НО АННЕНА НЕ СУМЕЛ
В перерыве между попытками на расчистку льда был брошен весь волонтерский состав в полном составе. Однако массовые упражнения с лопатами напоминали сизифов труд. Проходила минута-другая - и расчищенная поверхность вновь покрывалась приличным слоем снега.
Хепфнер в перерыве между заездами признался, что по ходу прохождения трассы он почти ничего не видел, и ехал буквально на ощупь. Так что от четвертой попытки можно было ожидать любых неожиданностей.
Для того чтобы опередить Аннена, как воздух был нужен быстрый старт. И он был! Россияне по снегу разогнали машину здорово - 4,81. Зубков не допустил ни одной ошибки, и в ранге лидера отправился ждать на финише швейцарца. Оставалось надеяться только на ошибки швейцарского пилота - но их не последовало. Невероятный разгон - 4,79, четкое прохождение дистанции, и Аннен отобрал у Зубкова и Воеводы бронзовую медаль.
В дальнейшем никаких сюрпризов не произошло: Людерс предсказуемо опередил швейцарца, а того в свою очередь побил Ланге. Теперь немец - двукратный олимпийский чемпион!
Чезана. 19 февраля. Мужчины. Двойки. 1. Андре Ланге/Кевин Куске (Германия-1) - 3.43,38 (56,01+55,73 +55,28+56,36). 2. Пьер Людерс/Ласселес Браун (Канада-1) - 3.43,59 (56,11+55,50+55,57+56,41). 3. Мартин Аннен/Беат Хефти (Швейцария-1) - 3.43,73 (56,18+55,67+55,54+56,34). 4. Александр ЗУБКОВ/Алексей ВОЕВОДА (Россия-1) - 3.44,00 (56,12+55,85+55,54+56,63). 5. Маттиас Хепфнер/Марк Кюне (Германия-2) - 3.44,25 (56,24+55,82+55,56+56,63). 6. Янис Мининс/Даумантс Дрейшкенс (Латвия-1) - 3.44,63 (56,16+55,84+55,94+56,69). 7. Тодд Хэйс/Павле Йованович (США-1) - 3.44,72 (56,31+55,72+55,81+56,88). 8. Иво Руегг/Седрик Гранд (Швейцария-2) - 3.44,86 (56,37+55,74+55,85+56,90). 9. Симоне Бертаззо/Маттео Торчио (Италия-1) - 3.45,15 (56,43+55,99+55,78+56,95). 10. Вольфганг Штампфер/Клаус Сеелос (Австрия-1) - 3.45,33 (56,57+55,94+55,92+56,90)... 18. Евгений ПОПОВ/Роман ОРЕШНИКОВ (Россия-2) - 3.47,33 (56,98+56,50+56,56+57,29).