ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
Лучшая Кармен всех времен и автор "Кармен-сюиты" комментируют олимпийский турнир танцевальных пар.
Майя ПЛИСЕЦКАЯ, Родион ЩЕДРИН
СЧАСТЬЕ, КОГДА ТОРЖЕСТВУЕТ ПРАВДА
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Франкфурта |
"КАРМЕН-СЮИТА" ПРИНОСИТ УДАЧУ
- Рада, что вы позвонили, - услышал я в трубке голос Майи Михайловны, когда набрал номер ее мюнхенского телефона по окончании турнира танцевальных пар в Турине. - Есть что сказать, и очень хочется. Прежде всего очень рада, даже счастлива, что "Кармен-сюита" приносит медали. Помните, с каким успехом танцевали ее Бестемьянова и Букин, Катарина Витт? Да и Плющенко... Есть в ней, видимо, какой-то магнетизм и для исполнителей, и для публики. Ну а наши в Турине станцевали "Кармен-сюиту" очень музыкально. Навка - совершенно изумительная девочка. Она и Костомаров прекрасно исполнили танец. Это было музыкально, пластично, артистично. Я в полном восторге. И все это ребята показали при жесточайшей конкуренции.
-А как оцените постановку танца?
- Замечательно поставлено. Навка с Костомаровым здорово почувствовали акценты, придуманные Щедриным, - те, которых нет в опере. Это было и для меня, когда я танцевала, очень важно. Тут дело в оркестровке. У Бизе написано для всего оркестра, а "Кармен-сюита" сделана только для струнных и ударных. В Большом театре играли пять ударников, а весь остальной оркестр - человек сто - были струнники. Это совершенно не то, что в опере: там надо петь, а певцам мешать нельзя. В общем, другая музыка получается.
Вот Родион Константинович хочет сказать несколько слов. Потом поговорим еще.
- Зачинательницей всего стала Майя Михайловна, - начал Щедрин. - Она была одержима идеей станцевать "Кармен". Моя жена была убеждена, что Бизе, написав оперу, а не балет, сделал роковую ошибку. Вот мне и пришлось поправлять Бизе... Знаете, мы смотрели соревнования по немецкому телеканалу. Майя Михайловна понятия не имела, что наши будут выступать под "Кармен-сюиту". Это был для нее приятный сюрприз. Кстати, несколько дней назад на этой же музыке здорово поднялся в итоговой таблице и американский одиночник. Так что "Кармен-сюита" приносит людям счастье, и это, конечно, приятно.
КОМПОЗИТОР С ИЗМЕНЕНИЯМИ СОГЛАСЕН
- Ну а наша пара... - продолжил Щедрин. - Очень рад, что Навка и Костомаров танцевали исключительно музыкально. Когда они начали выступать, мы с Майей Михайловной в один голос произнесли: "Какое же чудовищное у ребят нервное напряжение!" И действительно: на них ведь смотрел весь мир. Чуть-чуть сорвешься - и все. Необыкновенное, мощнейшее напряжение каждой клеточки тела.
Надо сказать, что немецкие телевизионщики - молодцы. Они показывали все: и награждение под гимн, и эмоции наших за кулисами, и поздравления.
-Я смотрел трансляцию по российскому телевидению. А какого мнения о программе россиян были немцы?
- Они были в восторге. Репортаж вели два комментатора, и оба сразу же, еще до окончательного суждения арбитров, заявили, что, вне всякого сомнения, Навка и Костомаров - первые. Кроме того, они отметили, что гармония всего действа была совершенно поразительной. Правда, один из комментаторов все-таки обнаружил какую-то маленькую помарку у Костомарова и заметил: мол, хотелось бы увидеть у дуэта чуть больше сложных элементов. Однако в итоге он, да и его коллега резюмировали: спектакль, показанный россиянами, - настоящее искусство. Произнесли и такие слова: "Это был даже не спорт, а чистое искусство. Сенсационно". В общем, оценка оказалась предельно восторженной.
И еще такая деталь: во время выступления Навки и Костомарова немецкие комментаторы не промолвили ни слова. Хотя всегда по ходу что-то говорят, отвлекают. Их-то двое, всегда хочется поболтать. Но на этот раз они замерли. Трогательно.
-Это на самом деле было большое искусство.
- Абсолютно. Я бы сказал, это был акт высокого художества. Об американцах же немецкие комментаторы говорили приблизительно так: хорошо танцуют, эффектно, в высоком темпе, технически очень сильны, но сравнить их с русской парой никак нельзя... В исполнении американцев не было акта искусства. У них был спорт. Прекрасный, но спорт. А Навка и Костомаров поднялись до высокого искусства.
Знаете, Майе Михайловне нездоровилось, но когда она увидела танец наших, то воспрянула. И очень обрадовалась победе. Даже аплодировала. Когда правда торжествует, это всегда счастье. Мы боялись, что какие-то интриги, которые, увы, нередко присутствуют на Олимпиадах, смогут задвинуть подлинное. Но, слава богу этого не случилось.
И знаете, что еще замечательно? Ребята прочувствовали все детали оркестровки. Они, представьте, дважды повторили пять или шесть моих нот вопреки партитуре, но это тоже было хорошо. Им это понадобилось для одного из поворотов... Но я все услышал.
- Не сомневаюсь. А какой оркестр исполнял музыку?
- Знаете, сейчас техника делает чудеса. Навка и Костомаров все прекрасно подогнали себе под темп. Я и не понял, чья это запись. Думаю, Спивакова.
-А вы видели, как во время исполнения оригинального танца все один за другим падали?
- Мы, к сожалению, смотрели лишь отрывки из обязательного танца, в котором наших обогнали итальянцы.
-Фузар-Поли с Маргальо на следующий день и рухнули.
- Слава богу, что наши не упали. Посмотрите, как здорово получается: в парном катании золото у Тотьмяниной и Маринина, у мужчин не было равных Плющенко. Теперь бы еще Слуцкая поднапряглась.
-Главное, чтоб ее судьи не обидели.
- Слуцкой будет очень трудно. Но надо сражаться. Видите, в какой жесточайшей конкуренции победили Навка и Костомаров. Все их соперники были очень достойны. Мы следили и за дуэтами, занимавшими места во второй десятке, - и там были хорошие пары. По-моему, никогда еще на Олимпиадах не было такого качественного танцевального турнира. И Майя Михайловна так считает. Передаю ей трубку.
НЕ ХВАТАЛО ТОЛЬКО БЫКА
- Фигуристы становятся все виртуознее и виртуознее, - услышал я в трубке твердый голос Плисецкой. - У них уже техника совершенно на грани фантастики. Да и высокий темп они держат, что безумно трудно. Это касается всех лучших пар - все катались на потрясающей скорости. Ну а наши... Они показали высоченный класс! Все сделали артистично, музыкально, виртуозно. Что еще надо? Недаром у них был такой ошеломительный успех.
-А как вам костюмы Навки и Костомарова?
- И костюмы понравились. Он вышел, по сути, в полном обмундировании тореадора. Только быка не хватало (смеется). Но, конечно, у Костомарова не точная копия одежды тореадора - у того еще розовые чулки. И очень хорошее платье у Навки - роза сбоку, в общем, настоящая Кармен.
-Во время танца нашей пары публика восторженно аплодировала. Это не мешало танцорам? Не могло выбить их из ритма?
- Навка и Костомаров - высокие профессионалы, их не собьешь. И аплодисменты, конечно же, не мешают. Более того, очень приятно, когда благодарная публика выражает восторг.
-И все-таки, что увидели зрители - балет, спорт, шоу?
- Думаю, все вместе. И балет, и игру, и спорт, и шоу. Зрелище на любой вкус. Кто что любит, тот свое и получил. Мы видели очень высокое мастерство. Я говорю не только о наших чемпионах. Здорово катались болгары, итальянцы, американцы, многие другие дуэты.
-Вы как-то рассказывали, что многим фигуристам помогают постановщики Большого театра.
- Не знаю точно, как обстоит дело сегодня. Но раньше, если не ошибаюсь, с ними человек десять наших занималось - давали балетный класс, ставили танцы. Знаю, работали Матвеева, Кохановская... Да и Власова - помните, она была женой Годунова.
-А вы с кем-то из фигуристов знакомы?
- Лично нет. Хотя, припоминаю, познакомилась когда-то с Габи Зейферт и ее мамой Ютой Мюллер. Это было еще в то время, когда Габи выступала. Она тогда показывала высокий класс! А увиделись мы с ней в Москве - она пришла с мамой в наш балетный класс Большого театра. Была, кажется, накануне на спектакле, после которого и решила со мной познакомиться.
ПЛЮЩЕНКО: КРАСИВ И НЕДОСТУПЕН
-Вернемся к событиям в Турине. Нельзя не спросить вас о Плющенко.
- Евгений - наш любимец. Он настолько хорош, что для других просто недоступен. Не представляю, что кто-то может быть лучше. Он - мастер. Он - большой мастер, который все делает потрясающе виртуозно, красиво, артистично. И так уверен в себе, что мы, его болельщики, не можем быть в нем не уверены. Выходит на лед, как большой артист, знающий, что он - лучше всех. Другие тоже думают, что они лучше всех, но сомневаются, волнуются. Плющенко же знает: он на несколько голов выше других. И убеждает в этом всех остальных.
-Следя за выступлениями Плющенко, я поймал себя на мысли: когда он выполняет сложнейшие элементы, то кажется, что они не такие уж трудные, и их может сделать чуть ли не каждый. Но когда те же фигуры пытаются повторить его соперники, то видно, что для них это тяжелая работа.
- В искусстве так бывает часто. Просто Плющенко на льду не работает, а танцует, причем виртуозно. И это замечательно.
-А как вам его внешность?
- Прекрасная. Высокий, эффектный, чудная фигура, длинные руки. Замечательные данные.
-Но кое-кто говорит, что лицом Плющенко - не Ален Делон.
- А я считаю, что он красивый. Не то что, бывает, сошел с картинки. Нет. И, слава богу, что нет. У него для сцены хорошее лицо. Ведь лед - это тоже сцена.
-А кого из балетных танцоров Плющенко внешне напоминает?
- Пожалуй, похож на Годунова. Тоже высокий, статный, эффектный, уверен в себе. Да и эти длинные развевающиеся на ветру и в пируэтах белые волосы. В общем, такой же тип. В балете исполнял бы роли Годунова. И темперамент у него есть, и артистизм. Но артистичностью меня все же поразили Навка и Костомаров. Здорово! Кстати, у нас в фигурном катании уже три золотые медали. Теперь дело за Ириной Слуцкой. На прошлой Олимпиаде, помню, американке - в общем, слабой девочке - дали первое место. И все возмущались. После этого та ничего больше и не добилась. Ну а Слуцкая - очень сильная фигуристка, напористая, виртуозная. Я за нее не волнуюсь - она уверена в своих силах, а это на сцене всегда необходимо. На льду же тем более - хотя бы для того, чтобы не разбиться. Ирина выступит хорошо, не сомневаюсь. Знаете, некоторые после поражений, особенно несправедливых, резко сдают, не могут опомниться. Но если спортсмен по-настоящему силен, его все равно не остановишь.
-А как вам наши чемпионы в парном катании - Тотьмянина и Маринин?
- К сожалению, мы их не видели. Как и открытие Олимпиады. Дело в том, что как раз в эти дни были в Лондоне, где в Ковент-Гарден устроили мой большой юбилейный вечер. А теперь собираемся в Париж - там будет нечто в том же духе. Ну а в Лондоне... Представляете, в пятизвездном отеле, где кругом одни компьютеры, по телевизору нельзя было посмотреть Олимпийские игры!
Родион Константинович общелкал все кнопки, какие там только есть, но тщетно. И ужасно возмущался, что ни по одной программе ничего не транслировали. Лишь в новостях информировали, что вот, мол, открылись Игры. Ну не могли мы ничего посмотреть. К тому же репетиции, интервью, встречи. В общем, пропустили начало. Зато сейчас нагоняем.